Институт издательского дела и журналистики




Министерство образования и науки Российской Федерации

Московский Политехнический университет

Высшая школа печати и медиаиндустрии

 

Институт издательского дела и журналистики

 

 

Эссе на тему:

«Правовое регулирование телевидения в России»

 

Выполнил: Дробышевский М.В. ДКжМ 2-1

Проверила: доц. Макашова В.В.

 

 

Москва – 2017

Информация, распространяемая различными средствами массовой информации, такими как: печать, телевидение, радио и Интернет, а также является важнейшей частью влияния на идейно-духовное состояние общества и человека в целом. В ходе подготовки данного эссе, был сделан вывод о том, что в настоящее время в области массовой коммуникации существует ряд проблем, которые необходимо решать за счет государственного вмешательства, так как данные проблемы требуют правового регулирования.

 

Правовое регулирование отношений в сфере массовой информации, о котором далее пойдет речь, имеет принципиальное значение для обеспечения оптимального функционирования средств массовой информации, как важнейшего социального, демократического и общенационального института нашей страны. С его помощью, реализуются конституционные права граждан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу экономической деятельности, свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и т.д.

 

Средства массовой информации зачастую способно контролировать деятельность органов государственной власти, политических партий и иных субъектов публичного права. При том, что деятельность всех видов этих самых средств нуждается в правовом регулировании на всех этапах своего развития, обеспечивая защиту и свободу интересов человека, народа и нашего государства в целом.

 

В начале, нашего эссе хотелось бы напомнить: «Когда, кем и для чего было создано правовое регулирования средств массовой информации в России?».

 

«…Необходимость в правовом регулировании свободы массовой информации во всех каналах его проявления возникла с возрастанием роли и места информации в обществе.

В 1702 г. Петр I издал Именной Указ об основании в России газеты для печатания там информации «о заграничных и внутренних происшествиях». Тем самым государь предпринял первую попытку предотвратить злоупотребление печатным словом путем установления контроля над выпуском газеты. В связи с этим, законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как «цензурное» право.

 

· В 1797 году Павел Iпредписывает все книги, кажущиеся сомнительными представлять на рассмотрение Совету его императорского величества. Остальная цензура вверяется третьему департаменту Сената. Так, учреждается новая цензурная инстанция - литература подвергается непосредственному надзору правительства.

 

· В 1804 г. с вступлением на престол Александра Iбыл принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, но разрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете.

 

· Николай I в 1826 г. ввел новый устав о цензуре, который прозвали «чугунным». В отличие от Устава 1804 г. в нем была запрещено пропускать печать текст, который можно было бы истолковать двояко. Запрещено было обозначать точками места, откуда цензорами была вычеркнута часть текста.

 

· В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, который носил временный характер и назывался «Временные правила о печати». По своему содержанию реформа печати была либеральной - отменялась предварительная цензура для столичных журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов.

 

· В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердивший полный административный контроль над прессой.

 

· 27 октября 1917, при власти большевиков был принят первый Декрет о печати. Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают к открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскому правительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.

 

· 21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в области СМИ - «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Это означало, что все издания негосударственного типа лишались доходов и, соответственно, возможности существования.

 

· Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» была предпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации» от 12 июня 1990 года. В нем была зафиксировано, что «Печать и другие средства массой информации свободны.

 

Конечно, за долгие годы в нашей стране система средств массовой информации перетерпела большое количество изменений, поправок, декретов и всего лишь один закон, действующий по настоящее время, помог преодолеть и сформировать систему правого регулирования в различных каналах средств массовой информации. Закон «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года, в котором выстроена и прописана система правового регулирования средств массовой информации, которая действует по сей день в Российской Федерации. Конечно, нельзя не отметить, что каждое изменение политического строя в нашей стране предопределяет и характеризует изменения в правовом регулировании средств массовой информации.

 

В России, в наше время вопрос правового регулирования средств массовой информации включающих в себя все каналы распространения информации, принимает иное значение, которое является более значительным и важным для современного общества, в связи с различными процессами, проходящими в мире, затрагивая большое количество сфер жизни общества, так как за счет процессов регулирования формируется глобальные информационные процессы основанные на знании, и прогресса в общеевропейском правовом пространстве.

 

Все каналы распространения информации являются действенными каналами информирования общества о деятельности власти, а также информирования власти и общества о жизни общества и его реакции на действия власти. Они не только оперативно отражают мировые события, но и в значительной степени осуществляют анализ поступающей информации в массы. Кроме того, они играют существенную роль в выявлении и формировании общественного мнения, являются мощным средством воздействия на сознание, поведение и действия людей в современной России. Также, отметим, что современные средства массовой информации выступают не просто распространителем информации, они являются третьей властью современного общества, борются с властью и представляются субъектом правоотношений общества перед государством.

 

Свободный обмен информацией – это то, к чему средства массовой информации добивались долгие годы, данный сегмент является одним из главных факторов в системе правового регулирования всех каналов распространения информации. Обеспечение общества сведениями об окружающем мире и происходящих в нем событиях осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологий и средств информации, а для полного функционирования и отражения реалистичной и правдивой картинки современного Российского государства и было создано правовое регулирование СМИ. Важное значение при этом имеет принятие законодательных актов, устанавливающих надежные гарантии и обеспечивающих правовое регулирование условий данного процесса. Отметим, что именно Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации является не только результатом закрепления и развития конституционных норм, но и декларирует модель современного демократического государства.

 

После принятия в России ряда нормативно-правовых актов, которые на данный момент регулируют деятельность средств массовой информации, нельзя сделать вывод, что в данных правовых документах полно и в достаточной степени определены границы регулирования деятельности СМИ, а в частности в: печати, телевидении, радио и Интернете.

 

Вот, ярый пример того, как правое регулирование России, не в достаточной степени определяет границы дозволенного. Для нашего примера, мы нами был выбран Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

 

В официальном документе статья 6 п. 6 достаточно конкретно прописано, что: «… Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней с соблюдением требований соответствующих технических регламентов знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации… » – это означает, что вся продукция должна быть обозначена знаками «6+», «12+», «16+» или «18+» телекомпаниями или производителями контента.

 

После принятия данного закона, дело осталось за малым: согласовать точные критерии, по которым телекомпании будут относить контент в ту или иную группу, и выяснить, какие материалы являются особо ценными для общества. Для этого Роскомнадзор решил ввести период апробации закона, т.е. закон был принят без полномерного описания правил маркировки каждой программы, тем самым некоторые телеканалы попросту продолжали показывать детям мультфильм – «Ну, погоди!». Но в средства массовой информации быстро распространилось сообщение о том, что отныне нужно будет ждать 18-летия, чтобы посмотреть мультик с дымящим, как паровоз, волком.

 

Конечно, мы берем во внимание, что законодательство РФ о средствах массовой информации в настоящее время находится в состоянии разработки и становления.А также пока не получило должного описания всех статей и пунктов. С каждым изменением в любой сфере современного общества, поправки в систему правового регулирования СМИ в России вноситься будут, тем самым возможно в скором времени система придет в должную форму. В России правовое регулирование деятельности средств массовой информации организуется посредством сводов не только правовых норм, но и этических. В совокупности два этих фактора, функционируют на основе международных стандартов, что является важным шагом в развитии не только системы правового регулирования, но и страны в целом.

 

 

Что касается регулирования деятельности телевидения в России, как важному каналу распространения информации в массы, а также для демократического развития государства, уделяется большое внимание. В настоящее время, реально действует совокупность видов средств массовой информации, функционирование которых регулируется специально созданной системой нормативно-правовых актов, как для телевидения, так и для других информационных каналов. Данные нормативные акты включили в себя базовые правовые международные принципы регулятивного правового воздействия на отношения, в области получения и распространения массовой информации.

 

Конституционность деятельности телевидения России, по нашему мнению заключается в том, что основа функционирования рассматриваемых субъектов закреплена Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой, принимается ряд специальных нормативных актов, призванных уточнить, конкретизировать и детализировать отношения в сфере телевидения и в средствах массовой информации в целом. Их законность проявляется и в том, что отношения по поводу производства и распространения массовой информации через телевизор, смартфон, планшет или другие платформы, складываются на основании действующих законов и подзаконных нормативных актах.

 

Регулирование электронных средств массовой информации (телевидения) сопряжено с решением целого ряда специфических проблем. В чём состоит главная из них? Из всех СМИ наиболее действенным, наиболее важным как для общества, так и для государственных органов власти является – телевидение. Это самое влиятельное, оперативное и доступное для населения средство массовой информации. В отличие от прессы телевидение бесплатно, телевизионные выпуски новостей и общественно-политические программы популярны, их регулярно смотрит большинство жителей страны, телепередачи обсуждаются в гораздо большей степени, чем газетные или журнальные статьи, не говоря уже о радиопередачах.

 

Эффект, производимый телевидением на аудиторию, огромен. Поэтому многое в обществе зависит от того, кто будет контролировать телевидение. Для сохранения или изменения баланса сил в любой стране мира чрезвычайно важно, будет ли контролировать телевидение президент, правительство, парламент или общественные органы.

 

Естественно, что и в Российской Федерации Президент желает, чтобы телевидение контролировали его Администрация либо Правительство. Как уже было сказано, закон о телевидении и радиовещании создавался в конце 1980 – начале 1990-х годов одновременно с Законом о средствах массовой информации. Так как предполагалось, что Закон о СМИ станет базовым для всех масс-медиа, то в нём были записаны и основные положения о том, как будут регулироваться телевидение и радиовещание. В результате появилось пять статей, в которых говорилось о создании Федеральной комиссии по телерадиовещанию, об осуществлении лицензирования именно этой комиссией, о недопустимости помех в эфире и сроках хранения материалов радио- и телепередач. О полномочиях Федеральной комиссии по телерадиовещанию сказано также в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

 

Контроль над телерадиовещанием воплощается, прежде всего, в лицензировании. В чём природа лицензирования? По своей сути это – выдача органами исполнительной власти разрешения определённому кругу лиц или организаций заниматься той или иной деятельностью и контроль с их стороны за использованием этого разрешения. Лицензированию в России, как и в других странах, подлежат многие сферы деятельности. Например, для того чтобы преподавать журналистику, вуз должен пройти государственную аттестацию и получить лицензию на занятие образовательной деятельностью. Наличие такой лицензии означает, что государство разрешает конкретному вузу заниматься преподаванием журналистики и выдавать соответствующие дипломы о высшем образовании. Для того чтобы получить такую лицензию, вуз должен доказать, что у него имеется достаточное количество опытных преподавателей, работает большой процент кандидатов и докторов наук, профессоров, издаётся научно-методическая литература, есть помещения, оборудованные для занятий, необходимые технические средства обучения и т.д.

 

В этом случае государственный орган выдаёт вузу лицензию. Лицензия не нужна для того, чтобы редактировать и издавать газету. Государство не вмешивается в эту сферу и не говорит, кто вправе редактировать газету, а кто нет.

 

Лицензии необходимы для занятия многими видами работ и услуг, например всеми видами фармацевтической, медицинской и ветеринарной деятельности; производством, торговлей и ремонтом вооружения и военной техники; нефтегазодобычей и т.д. То есть имеется целый ряд видов деятельности, «осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием». Так говорит основной закон, регулирующий порядок выдачи лицензий в России, – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 2001 года.

 

А также нужно понимать, отличие между лицензированием телерадиокомпаний и регистрацией средств массовой информации. Как уже говорилось выше регистрация является обязательной для средств массовой информации, но она фактически носит уведомительный характер. Заявитель подаёт необходимые сведения, никто не тратит времени на их проверку, никто не делает запросов в компетентные органы, действительно ли заявитель проживает по указанному в заявлении адресу и действительно ли он в состоянии издавать газету. Заявление о регистрации оценивается лишь по тому, что в нём написано, заявитель платит незначительный взнос и получает право на учреждение средства массовой информации. Этим средством массовой информации может быть как газета (журнал), так и телерадиопрограмма. После регистрации, если заявитель хочет издавать газету, он договаривается с издателем, если же собирается заниматься телерадиовещанием, он должен пройти процедуру лицензирования.

 

Один важный признак объединяет регистрацию и лицензирование в СМИ – это то, что, по сути, если СМИ не нарушает закона, и то и другое даётся ему навечно. В большинстве стран существует система, при которой в случае, если вещатель грубо не нарушает законодательство, он может продлять свою лицензию бесконечно долго, перепродавать или уступать её, но мы живем в России, а это значит, что данная лицензия в случае малейшего нарушения будет отозвана. Также, необходимо заметить, что законодательство о телерадиовещании в любой стране мира, исключением является Россия, принципиальным образом отличается от законодательства о прессе, хотя объекты регулирования – электронные и печатные СМИ – имеют много общего.

 

В заключение нашего эссе, хотелось бы сделать вывод о том, что готовя данную работу, мы полагаем, что действующая система нормативно-правовых актов регулирующих именно работу телевидения в России, соответствует принципам конституционности и законности, но не отличается ни чем от регулирования других каналов распространения информации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: