1.Экономика- наука о выборе рациональных сочетаний ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.
2. Микроэкономика- изучает отдельных участников экономики (потребители, фирмы,отдельные рынки)
3. Макроэкономика- изучение страны в целом (кризис, ВВП, безработица, инфлияция)
4. Позитивная Э -отвечает на вопрос как есть на самом деле.
5. Нормативная Э -отвечает на вопрос как должно быть.
6. Потребность -это нужда в чем-то.
7. Материальное благо- имеющие физиологическую форму.
8. Нематериальное благо- не имеющие физиологическую форму.
9. Экономическое благо- ограниченное благо, созданное человеком, имеющее свою цену.
10.Неэкономическое благо-неограниченные блага, достающееся человеку безвозмездно.
11.Ресурсы-все то, из чего можно сделать благо.
12. Факторы производства:
Рынок труда.
Рынок средств производства.
Рынок природных ресурсов.
Рынок земельных участков
Рынок технологий
13.Экономическая система- это упорядоченная система связи между производителем и потребителем.
14.Спонтанный порядок- основан на ценовых сигналах, когда изменение цены влияет на всю экономическую систему.
15.Иерархия- это передача информации по властным уровням сверху вниз.
16.Собственность-отношение возникающие между людьми по поводу всех видом имущества.
17.Частная собственность- субъектом является юридические или физические лица.
18. Государственная собственность- субъектом является государственная власть.
19.Право собственности-правомочия субъекта по отношению к объекту.
20.Трансакционные издержки-затраты связанные не с основным производством,а с сопутствующей деятельностью.
?21.Экстерналии-внешним эффекты хозяейственной деятельности,когда люди не связанные с ней,несут дополнительные затраты или получают выгоду.
22.Теорема Коуза-если права собственности всех сторон тщательно определены,люди согласны их соблюдать,трансакционные издержки равны 0,то конечная эффективность производства максимальная,экстерналии не возникают.
23.Рынок-это система экономических отношений, возникающая между продовцом и покупателем в процессе производства, распределения и обмена благами.
24.Спрос- это одновременное желание возможность и готовность потребителя приобрести товар по определенной цене в определенное время.
25.Закон спроса – при увеличении цены и прочих неизменных факторов объём спроса сокращается.
26.Предложение – желание и производительная возможность продавца предоставить товар на рынок по определенной цене в определенное время
27.Закон предложения – при увеличении цены и прочих неизменных факторов объём предложения возрастает.
28. Рыночное равновесие- это экономическая ситуация при которой ни у продавца ни у покупателей не возникает стимулов, к изменению объемов продаж и покупок, то есть спрос равен предложению.
29.Конкуренция– соперничество между предпринимателями,за лучшие условия продажи продукции и покупателеми за лучшие условия покупки продукции.
30.Закон конкуренции – на рынке существует невидимая сила принуждающая предпринимателей улучшать качество продукции внедрять достижения прогресса, снижать затраты.
31. Монополия – ситуация на рынке (один продавец) когда одному лицу или предприятию предоставлена исключительные права на исполнение какой либо деятельности (продажа продукции, используемые ресурсы, доступ к территории).
32.Совершенная конкуренция:
Неограниченное число продавцов покупателей.
Маленькие фирмы, не способные влиять друг на друга
Неограниченное число актов купли-продажи
У всех продавцов одинаковый товар
У всех одинаковая прибыль
33.Монополисстическая конкуренция:
Большое число продавцов покупателей
У каждого продавца уникальный товар
Свободный доступ на рынок при наличии уникальной идеи
Неценовая конкуренция
Примерно одинаковая прибыль
34.Олигополия
Небольшое число продавцов
Товар может быть стандартезир и дифференцир
Доступ на рынок есть,но затруднен.
Продавцы в сговоре и рынок ведет себя как монополия
35.Монопсония- Единственный покупатель на рынке,диктует продавцам низкие цены
36.Олигопосония-небольшое число покупателей диктует низкую цену продавцам.
37.Стандартизированный продукт-
38.Дефференцированный продукт-
39. Картель – объединение предприятий на основе тайного или явного сговора (о ценах, обмен технологиями, установление квот на производство или продажу продукции, разделение рынка сбыта).
40. Синдикат – это объединение предприятий, которые реализуют продукцию через единую торговую контору.
41.Трест – объединение предприятий путем полного контроля над производством и продаже продукции.
42. Холдинг – это держательная компания, объединяющая в себе фирмы за счет скупки контрольных пакетов их акций.
43. Естественная монополия (государственная) – возникает в тех случаях, когда производство на монопольном рынке выгоднее государству чем на конкурентном.
44.Полезность блага-способность блага удовлетворить человеческую потребность.
45.Предельная полезность блага-полезность каждой дополнительной ед. блага.
46.Закон убывающей полезности-в одном непрерывном акте потребления полезности,каждый последующей ед. блага,неуклонно снижается.
47.Функциональный спрос-это спрос обусловленный потребительскими свойствами блага.
48.Социальный спрос-связан с особенностями поведения человека в обществе.
49.Эффект толпы-покупается то,что пользуется спросом у большинства.
50.Эффект сноба-покупается то,что не пользуется популярностью у большинства.
51.Эффект Веблена-демонстративное потребление дорогостоящих товаров.
52.Эффект новой роскоши-покупается не с целью использования,а с целью любования.
53.Спекулятивный спрос-спрос в ожидание резкого увеличения цен.
54.Нерациональный спрос-спрос под воздействием сильного желания,каприза.
55.Кривая безразличия- показывает сочетания блага обладающего одинаковой полезностью для потребителя.
56.Бюджетные ограничения- показывает доступное сочетание благ при ограниченном бюджете.
57.см.рис.
58.Товар Гифина-низкокачественные товары,занимающие значительное место в бюджете малоимущественного потребителя не подчиняющиеся законам спроса (картофель).
59.Закон убывающей производительности-при увеличении использования одного фактора и неизменности остальных,его отдача снижается.
60.Изоквант-сочетание факторов производства,обеспечивающие выпуск продукции.
61.Изокоста-показывает реально доступнок количество факторов производства.
62.Кривая производственной возможности- показывает альтернативные комбинации производства двух благ при полном использовании ресурсов.
63.Армотизация-это денежное выражение износа оборудования.
64.Эффект масштаба- это экономия, связанная с масштабами производства.
65.Комбинирование-это сичетание нескольких фирм в одной.(вертикальные- разный этап прогресса,горизонтальные-одинаковый,конгломератное-не свзянанные между собой.)
66.Диверсификация-это проникновение капитала фирмы в смежные отрасли.
67.Франчайзинг-это использование на рынке известной торговой марки
68. Постоянные издержки - Не зависят от объёмов производства.
69.Переменные издержки - Прямо зависят от объёмов производства.
70.Средние издержки-Это издержки приходящиеся на единицу продукции.
71.Предельные издержки-это затраты на производство дополнительной ед. продукции
72.Неявные экономические издержки- Альтернативные варианты получения дохода от которых предприниматель отказался в пользу текущей деятельности.
Явные экономические издержки-это затраты предприятния отраженные в документах бугалтера.
73.Выручка- Это общий доход от продажи продукции или оказания услуг.
74.Приболь-это разница между выручкой и издержками
75.Экономическая приболь- бугалтерская приболь- неявные издержки
76.Бухгалтерская прибыль- Это выручка минус явные издержки.
77.Система национальных счетов- это свод балансовых экономических таблиц, отражающих результат хозяйственной деятельности государства в течении года.
78.ВВП--(валовый внутренний продукт) это рыночная стоимость всей конечноый продукции произведенной внутри страны в течении года.
79.ВНП-(валовый национальный продукт) это рыночная стоимость всей конечноый продукции произведенной на национальных предприятиях в течении года.
80.НД-(национальный доход)это доход всех поставщиков факторов производства
81.НБ-(национальное богатство) это итоговый результат развития страны за всю ее историю.
82.Реальный ВВП-это ВВП в ценах базисного года
83.Номинальный ВВП-это ВВП, расчитаный в текущих ценах.
84. Дефлятор ВВП-это показатель изменения общего уровня цен по большому кругу товаров и услуг.
85.Экономический цикл- Промежуток времени от начала одного кризиса до начала другого.
86.Фазы экономического цикла:
- Если цикл 3-4 года то его называют цикл Китчина
- 10 лет, Жугляра
- 15-20 лет, кузнеца.
- 40-60 лет, циклы Кондратьева.
- 300-400 лет, Форестера.
- 1000-1500 лет, Тофлера.
87.Экономический кризис- перенакопление капитала в нескольких формах одновременно.(денежного, товарного, производственного, финансового)
88.Интенсивное развитие- сложный способ, развитие за счет качественных факторов (технологии, удобрения, квалификация рабочих, автоматизация).
89.Экстенсивное развитие- За счет количественных факторов (площади земель, численность рабочих, количество станков).
90.Инфляция-процесс обесценивания денег, проявляющийся в явном или скрытом повышении цен.
91.Инфляция спроса- спрос значительно превышает предложение, люди готовы платить больше за дефицит товара.
92.Инфляция предложения- вызвана ростом издержек производства.
93.Безработица- это экономическая ситуация при которой, часть трудоспособного населения не может найти работу.
94. Структурная безработица – вызвана несоответствием структура спроса и предложения на рабочую силу, по профилю, квалификации, полу, возрасту, географическому положению.
95. Фрикционная – добровольная краткосрочная безработица, возникающая при переходе на новое место работы.
96. Естественная – сумма структурной и фрикционной.
97.Коэффициент Оукена- показывает чувствительность ВВП к изменению безработицы.
?98.Кривая Филипса- показывает зависимость между инфляцией и безработицей в промежуток до 3ех лет.
99.Бедность- это экономическая ситуация при которой часть населения не имеет минимальный средств существования (по меркам данного общества).
?100.Кривая Лоренца- показывает отношение фактического распределения доходов в обществе под ситуацией абсолютного равенства.