Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении




АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ - ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

 
 

СРС № 2

по дисциплине: «Педагогика»

ТЕМА: Проект образовательной среды реализующая психолого-педагогическую поддержку личности

Выполнил(а) студент(ка):

 

группы

 

 
 

(фамилия)

 
 

(имя)

 

 

Проверил:

 

 

Алматы


Проект 4 «Школа – территория здоровья»

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун, но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и сообществами образовательных учреждений.

Разработка и реализация проекта «Школа – территория здоровья» продиктовано необходимостью решения проблемы сохранения здоровья учащихся: с одной стороны, необходимо компенсировать неблагоприятное влияние на большинство учащихся социальной среды микрорайона, в котором находится школа, с другой – снизить количество пропусков учащимися уроков (особенно в зимнее время года) по заболеваемости и по болезни.

Поэтому основной идеей проекта является организация совместной деятельности учителей и учащихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленная на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды школы.

Основные задачи:

ü формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию у всех участников образовательного процесса;

ü создать систему мониторинга и контроля за состоянием здоровья учащихся;

ü привести в систему оказание учащимся (в первую очередь, входящим в группу риска) психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях обучения;

ü выстроить систему профилактики различных заболеваний, начиная с начальной школы;

ü создать условия, обеспечивающие приобретение положительного опыта ЗОЖ через систему воспитательной работы и дополнительного образования.

Этапы проекта

К данному моменту подведены итоги реализации программы развития образовательного учреждения, направленной на внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Подготовительный и проектировочный этапы: (2010-2012 г.г.):

- формирование рабочей группы и планирование работы;

- изучение соответствующей методической и учебно-методической литературы;

- создание модели здоровьесберегающей образовательной среды школы и принятие решения о ее реализации;

- проведение мониторинга состояния здоровья детей (2 раза в год (сентябрь, май));

- учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности;

- проведение мониторинга состояния образовательной среды школы и условий проживания школьников;

- осуществление комплексной профилактики, развивающей и диагностико-коррекционной работы, направленной на предупреждение и преодоление недостатков влияния социальной среды на физическое и психическое здоровье школьников;

- обеспечение непрерывности здоровьесберегающего образования и пропаганды здорового образа жизни среди школьников, их родителей, по программе В.Н.Касаткина;

- обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях;

- организация обмена опытом работы по сохранению здоровья детей с педагогами школы и педагогами других образовательных учреждений;

- организация работы школьного Совета здоровья.

Основной этап реализации проекта (2012-2014 г.г.):

- апробация школьной модели здоровье сберегающей среды;

- организация работы новых спортивных секций, кружков;

- вовлечение родителей в активный досуг ОУ;

- разработка и регулярное заполнение паспорта здоровья учащихся;

- распространение опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

- повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса: участие в конкурсах, конференциях, проектах, в грантах и др.;

- реализация целевой программы «Зеленая школа» (использование в интерьере образовательного учреждения комнатных растений, благоприятно воздействующим на микроклимат в школьных помещениях;

- приведение в соответствие с санитарно-гигиенической оценкой обучения школьников: школьной мебели; расписания - динамическая пауза в начальной школе, зарядка до уроков во всей школе; питьевого режима в каждом классе; воздушно-теплового режима во всех классах; эстетического вида классных комнат и здания школы;

- совершенствование школьной системы организации и проведения работы по профилактике правонарушений и потребления алкогольной продукции;

- проведение индивидуальных консультаций для всех участников реализации проекта.

Аналитический этап (2014-2015 г.г.):

- оценка и анализ результатов создания здоровьесберегающей образовательной среды;

- оценка эффективности и результативности используемых здоровьесберегающих технологий в учебной и внеурочной деятельности;

- оценка эффективности системы оказания учащимся (в первую очередь, входящим в группу риска) психолого-педагогической поддержки и сопровождения на всех ступенях обучения;

- оценка результативности разработанной системы профилактики различных заболеваний;

- выявление влияния созданных условий на снижение заболеваемости учащихся;

- обобщение и презентация результатов реализации проекта на уровне района.

Описание проекта

Участники проекта:

1. Учащиеся и педагоги школы.

2. Заместитель директора по внеклассной работе.

3. Психолог.

4. Социальный педагог.

5. Медицинский работник

6. Преподаватель физической культуры

7. Преподаватель биологии

 

Кадровое обеспечение реализации проекта, компетентность его участников:

Для реализации проекта в образовательном учреждении необходимо привлечь к сотрудничеству следующих специалистов, выполняющих функции:

- для проведения диагностики, разработки и реализации программы психологического сопровождения участников проекта – психолога, социального педагога, медицинского работника;

- для создания школьной системы профилактики и организации работы школьного Совета по здоровью – психолога, социального педагога, работников детской районной поликлиники, работников правоохранительных органов, преподавателей системы дополнительного образования детей, родителей учащихся;

- для повышения квалификации педагогического коллектива – внешних специалистов: преподавателей системы повышения квалификации, методистов, специалистов по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности, специалистов ЦПМС.

Материально-техническое обеспечение реализации проекта:

При реализации проекта предусматривается:

- материально-техническое обеспечение работы специалистов службы психолого-педагогического сопровождения;

- приобретение нового оборудования, спортивного инвентаря тренажеров и мебели для классных помещений;

- средства, привлекаемые за счет развития платных услуг;

- средства, выделяемые муниципалитетом.

 

Информационное обеспечение проекта:

1. Школьная газета, радиопередачи, информационный стенд.

2. На сайте школы будет создана отдельная страница по сопровождению проекта и освещению результатов, обсуждению проблем.

Основные направления по реализации проекта:

- организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими получению учащимися высокого уровня знаний при сохранении ими психофизического здоровья;

- повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса.

 

Рабочий план реализации проекта

Задачи Мероприятия Предполагаемый результат
Направление:организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями, способствующими получению учащимися высокого уровня знаний при сохранении ими психофизического здоровья
Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение психического и физического здоровья всех участников образовательного процесса Анализ нормативно-правовой базы ОУ 1.Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс 2.Грамотная организации учебно-воспитательного процесса 3. Создание здоровьесберегающей предметно-пространственной среды
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения при организации учебного процесса
Создание школьного Совета по здоровью
Обновление структуры и содержания образовательных программ с учетом внедрения новых здоровьесохраняющих технологий
Создание условий для компенсации неблагоприятных условий для организации учебного процесса школьников в домашних условиях
Грамотная организация учебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группы продлённого дня, нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий и др)
Создание комфортных условий для пребывания учащихся в школьных помещениях: обеспечение питьевого, теплового, светового режимов, оформление и оборудование школьных помещений, реализация целевой программы «Зеленая школа»
Создание условий для формирования навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности Обновление единой системы воспитания и дополнительного образования, направленной на развитие навыков ЗОЖ 1. Создание условий для формирования навыков ЗОЖ у всех субъектов образовательного процесса во внеурочной деятельности 2. Реализация программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения учащихся
Проведение на базе школы спортивных праздников, конкурсов, олимпиад, туристических слетов, направленных на формирование здорового образа жизни с активным привлечением родителей учащихся и социальных партнеров
Развитие сетевого взаимодействия с ДТЮ, районной поликлиникой, правоохранительными органами, районной службой психолого-медико-социального сопровождения, Муниципальным советом, комбинатом общественного питания.
Проведение «Дней здоровья» в течение учебного года
В рамках дополнительного образования открытие новых спортивных секций
Систематическая диагностика психофизического здоровья учащихся, осуществление врачебно-педагогического контроля состоянием здоровья учащих­ся
Оказание помощи и социальной защиты детям, находящихся под опекой, с ограниченными возможностями, обучающихся на дому
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, потреблению алкогольной и табачной продукции
Разработка программы психолого-педагогического медико-психологического сопровождения учащихся (в первую очередь, находящихся в группе риска)
Направление:повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса
Повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса Создание классных программ реализации проекта «Школа – территория здоровья» Повышение здоровьесохраняющей компетентности всех участников образовательного процесса
Проведение семинаров и курсовой подготовки учителей по ознакомлению с системой комплексного обучения с здоровьесохраняющими технологиями и ее организацией на всех ступенях обучения
Обновление фонда учебников, методической литературы, цифровых ресурсов по решаемой проблеме
Создание системы диагностики, оценки и самооценки уровня развития, учащихся по физическому, нравственному, психическому, социальному здоровью
Осуществление просветительской работы с учащимися и их родителями по формированию культуры отношения к своему здоровью и навыков ЗОЖ: проведение консультаций, организация лектория, семинаров и тренингов
Создание Дневника здоровья учащихся (поэтапно на разных ступенях обучения)
       

 

 

Показатели эффективности реализации проекта:

ü результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);

ü не менее 50% школьников включены в деятельность спортивных секций;

ü 100% выполнения требований СанПиНов;

ü более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;

ü положительная динамика здоровья учащихся за три года;

ü уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;

ü степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;

ü последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;

ü наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:

- отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;

- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

 

ü повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

ü уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;

ü уровень взаимодействия образовательного учреждения с родителями и социальными партнерами по укреплению и сохранению здоровья;

ü наличие программ, рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

Формы предоставления результатов:

- Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).

- Материалы, предоставляемые Советом по здоровью

- Дневники здоровья

- Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ

- Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях.

- Материалы школьной прессы.

- Специальная страница на сайте школы.

Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении

 

Проблема помощи школьникам, имеющим трудности в школе, всегда была актуальной для педагогов и родителей. Эти трудности традиционно разделяются на затруднения с усвоением школьной программы и на явления школьной дезадаптации. Известно также, что эти два вида проблем нередко сосуществуют одновременно в одном школьнике. С момента появления в школах психологов работа с «трудными» детьми стала одной из основных задач, с большей или меньшей успешностью разрешаемых этими специалистами. Стремление оказать максимально возможную помощь таким детям и их семьям и явилось целью создания данной концепции.

В содержании новых стандартов образования особо подчеркивается задача формирования у обучающихся универсальных учебных действий, в частности, коммуникативных компетенций. Особое внимание уделяется организации мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей. Таким образом, внедрение образовательных стандартов второго поколения, помимо реформирования основного, предметного ядра школьного образования, создает благоприятные условия для разрешения именно этих острых вопросов – помощи детям с проблемами – как в обучении, так и в поведении.

Анализ многочисленных исследований на тему школьной неуспеваемости позволяет выявить основные причины обозначенной проблемы. В первую очередь педагоги и исследователи обращают внимание на различные формы нарушения внимания у детей. Это и повышенная истощаемость внимания, и неустойчивость его, и слабая концентрация, и т.д. Ослаблены у таких детей бывают и характеристики работоспособности – врабатываемость, темп деятельности; быстро наступает утомление. По мере взросления ребенка и переходе его в следующие классы всё явственнее дают о себе знать недостаточная осведомленность, слабый понятийный аппарат, слабые способности к формулированию собственных мыслей, а иногда и связных предложений. При переходе в среднее звено обучения весьма негативно сказывается на успешности обучения недостаточно развитый навык осмысленного чтения. По мнению нейропсихологов А.Е. Соболевой и Е.Н. Емельяновой[1], школьник не может обучаться в среднем звене успешно, не читая со скоростью хотя бы 100-120 слов в минуту. Не менее значимым в списке этих проблем становится недостаточное развитие воображения у детей.

Помимо особенностей познавательной сферы учащихся, необходимо подвергнуть серьезному анализу и причины школьной дезадаптации. К этому списку необходимо также присовокупить характерные нарушения поведения так называемых «трудных» детей, которые могут одновременно являться неуспевающими по той или иной причине (педагогическая запущенность, задержки психического развития, девиантное поведение), но могут быть и достаточно успешными в учебе. Среди этих особенностей выделяется сниженная (или, напротив, неадекватно завышенная) самооценка, недостаточное усвоение норм и правил поведения в обществе, слабое овладение коммуникативными навыками, высокую импульсивность, двигательную расторможенность, общую напряженность, сниженный эмоциональный фон. Особое значение в работе с такими детьми придается всевозможным формам взаимодействия с их родителями, без подключения семьи на успех рассчитывать вряд ли придется.

Перечислив, таким образом, наиболее распространенные (хотя и не все возможные) причины неуспеваемости и дезадаптации детей, можно установить перечень основных задач, стоящих перед этой программой:

- формирование личностных (коммуникативных) компетенций;

- регулятивных навыков;

- познавательных УУД, в том числе –

- различных характеристик внимания;

- мыслительных операций;

- памяти;

- воображения;

- осмысленного чтения.

В результате, в соответствии с поставленными задачами, были составлены две программы развивающих занятий для обучающихся начальной школы. «Я хочу! Я могу!» - программа для учащихся 1-4-х классов, отстающих в учебе. «Выйти из сумрака» - программа социализации, развития регулятивных и коммуникативных навыков. Каждая программа рассчитана на занятия раз в неделю в течение одного полугодия, с первого по четвертый класс. Большинство педагогов и родителей, с которыми я сотрудничаю, считают, что полгода – недостаточно. Это так. Но при нагрузке полставки одновременно более двух параллелей вести невозможно.

 


[1] А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. С.-Пб., 2009



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: