Эссе «Почему я выбрала профессию педагога»




 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение № 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЭССЕ [1]

Эссе - это небольшая по объему, но требующая серьезной проработки вопроса письменная работа или сочинение на определенную тему. Эссе пишется и оформляется по определенным правилам, а именно:

  • Объем эссе не должен превышать 1-2 страниц.
  • Необходимо писать коротко и ясно.
  • От студента требуется проявить навыки критического мышления, чтобы построить и доказать его собственную позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний и самостоятельного мышления.
  • Структура эссе включает такие обязательные компоненты, как: введение (суть и обоснование выбора выбранной темы), основную часть (аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала), заключение (обобщения и выводы).
  • Во введении рекомендуется давать краткие определения ключевых терминов, но их количество не должно превышать трех-четырех терминов.
  • В основной части каждый из параграфов должен быть посвящен рассмотрению одной главной мысли.
  • При цитировании использованных при подготовке первоисточников применяются соответствующие правила цитирования (текст цитаты берется в кавычки и дается точная ссылка на источник, включая номер страницы), иначе текст будет считаться плагиатом.
  • В заключение показывается практическое значение рассматриваемой проблемы, делаются выводы и заключения, а также показывается взаимосвязь с другими проблемами.

 

Качество любого эссе зависит от трех составляющих:

  • качества исходного материала (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения студента и накопленный опыт по данной проблеме);
  • качества обработки исходного материала (систематизация материала, его организация, аргументация и доводы);
  • аргументации (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Эссе невозможно написать без предварительного знакомства с первоисточниками или просто списать. Как правило, перед тем, как дать задание студентам написать эссе, преподаватель рекомендует им познакомиться с несколькими различными первоисточниками, содержащими подчас противоречивые сведения или дополняющими (развивающими) идеи. Такими первоисточниками могут выступать главы из учебников, книги, статьи и разнообразные публикации в Интернете. Важно чтобы среди первоисточников студенты смогли отобрать сами или с помощью преподавателя 2-3 ключевые статьи или главы из книг, в которых даются концептуальные рамки или теоретическая аргументация, приводятся эмпирические данные, рассматривается и оценивается круг литературы по данной теме.

Над эссе можно работать индивидуально, в паре, в группе из нескольких человек. Более того, в последнее время в педагогической практике (особенно в связи с появлением современных средств ИКТ) стали появляться новые разновидности эссе - устное эссе-презентация (с использованием презентации PowerPoint), а также видео-эссе (устное выступление в жанре эссе, записанное на видеокамеру).

Проверять эссе могут (в зависимости от выбранной методики и формы организации студентов) как преподаватели, так и студенты. Эссе оцениваются по следующим критериям:

  • умение ответить на поставленный вопрос;
  • организация ответа;
  • умение сфокусироваться при ответе на основной вопрос и не отвлекаться на смежные темы;
  • умение использовать аргументацию (доказательства) в противовес риторике (утверждения);
  • умение оперировать данными и использовать аналитический материал в описании проблемы;
  • умение грамотно изложить разные точки зрения и высказать свою собственную позицию.

При проверке и оценке эссе используются, как правило, следующие вопросы:

  • Правильно ли вы студент понял вопрос (тему)?
  • Отвечает ли эссе на поставленные вопросы?
  • Приведена ли аргументация?
  • Подготовлен ли план написания работы в соответствии с этапами аргументации?
  • Внимательно ли была прочитана литература по теме?
  • Сформулирован ли в каждом параграфе один четкий главный вопрос?
  • Представлены ли параграфы в логической последовательности?
  • Эффективно ли используются доказательства?
  • Правильно ли сделаны ссылки на источники?
  • Является ли заключение кратким и относящимся к делу?
  • Указано ли практическое значение рассматриваемого в эссе вопроса?
  • Нет ли в работе стилистических нарушений?
  • Правильно ли составлена библиография первоисточников, на которые есть ссылки в эссе?
  • Совместная работа над эссе, то есть, когда одно эссе на заданную тему пишет небольшая (3-4 человека) группа студентов, характеризуются следующим:
  • совместное написание эссе помогает студентам почувствовать аудиторию и лучше понять, что хотят по данной теме сказать другие люди,
  • студенты начинают понимать, что то, что они пишут, станет достоянием читателей, общественности, тем самым, повышается уровень ответственности за написанное и качество представленного материала,
  • студенты знакомятся с академическим стилем написания текстов и сопутствующими правилами грамотного оформления академического письма,
  • студенты практикуются в анализе написанного, т.к., не замечая ошибки в своем эссе, они прекрасно видят все промахи в эссе партнера,
  • студенты приучаются обсуждать написанное с другими, оценивать написанное на основе определенных критериев,
  • у студентов появляется желание совершенствовать свои навыки написания эссе, глубже освоить этот жанр.

Типы эссе

Тип эссе Описание Примеры тем
«Описательное» эссе. Указывает направление или инструктирует в том, как закончить задачу, или как должно быть выполнено некое действие. Как манипулировать на работе или в школе. Как потерять друзей. Как выигрывать спор с вашими родителями.
«Причинно-следственное» эссе Фокусируется на условиях или ситуации и пытается ответить на следующие вопросы: Почему? (причина), или Каков результат? (эффект). Плохие отметки (причины и эффекты). Опоздания (эффекты). Самоубийства подростков (причины и эффекты).
«Определяющее» эссе Определяет тему как конкретно (например, дает определение словаря), так и абстрактно (предлагает расширенное толкование). Словарь часто определяет слово тремя способами: 1) термин; 2) класс, к которому он принадлежит; 3) характеристики, которые его отличают. Например, грузовик (термин) – четырехколесное транспортное средство (класс), используется для транспортировки (характеристика). Ответственность (столкновение с последствиями чьего-либо действия). Лучшие друзья (какие они, а какие не...). Снобы (как относиться к ним в обществе). Храбрость (проявляемая простыми людьми в каждодневной жизни).
«Сравнивающее» эссе Фиксирует различия и/или сходства между людьми, местами, вещами, идеями, и т.д. Сравнение двух друзей (или родственников). Сравните два фильма, которые Вы видели, с похожими характеристиками/ситуациями. Сравните иностранный и отечественный автомобиль. Знание и понимание
Аргументирующее (контр-аргументирующее эссе Фиксируется обоснованное мнение относительно предмета 1) Вы представляете возражения и опровергаете их. 2) Вы представляете аргументы, поддерживающие ваши предположения. Должны ли женщины служить в армии? Должен ли каждый человек учиться в университете? Должна ли быть цензура на телевидении? Должны ли студенты учиться и одновременно работать?
Литературный анализ Размышления сосредотачиваются вокруг ваших впечатлений от книги, истории, поэмы или пьесы. Каков конфликт в __: скорее внешний или внутренний? Отношения ненависти и любви между двумя героями. Насколько важна символика в раскрытии значения в ____.
Анализ характера Фокус – ваши размышления о персонаже литературного произведения. Ваша оценка героя основывается на том, что он говорит, делает, и/или на том, что другие персонажи говорят о нем/ней. Опишите основных героев в ___. Каковы основные черты характера главного героя в ___? Что привело ___ к отчаянию?

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ

  A B C D  
СТРУКТУРА
Эссе соответствует теме         Эссе не соответствует теме
Тема глубоко раскрыта         Тема раскрыта поверхностно
АРГУМЕНТАЦИЯ
Аргументы логически структурированы         Аргументы разбросаны, непоследовательны
Факты представлены точно         Много сомнительных или неточных фактов
Строгий критический анализ ключевых понятий (концепций)         Недостаточное использование ключевых понятий (концепций)
НОВИЗНА
Оригинально и творчески         Не очень оригинально
СТИЛЬ
Аккуратное письмо         Неуклюжее письмо
Концентрированный текст         Излишние повторения
ОФОРМЛЕНИЕ
Четко и хорошо оформленная работа         Неопрятная и трудно читаемая работа
Разумный объем         Слишком длинная / короткая работа
ГРАМОТНОСТЬ
Грамматически правильные предложения         Много грамматических ошибок
Нет орфографических ошибок         Есть орфографические ошибки
Эффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов         Неэффективное использование схем / таблиц для подтверждения аргументов
ИСТОЧНИКИ
Адекватное использование источников         Плагиат  

 

 


[1] Лесникова, Л.В., Гаврилова, Е.В. Электронное портфолио студента: методические рекомендации / Л.В. Лесникова, Е.В. Гаврилова / ГАОУ ДПО ИРОСТ, ГКОУ СПО «Катайский педагогический техникум».- Катайск, 2012.- 38 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: