Последствия решений Парижской мирной конференции.




На Парижской мирной конференции Великобритания смогла добиться для себя благоприятных решений. Львиная доля колониальных владений Германии и Османской империи досталась ей. Британские колониальные владения увеличились на 2,6 млн кв. км с населением в 9 млн человек. И самое главное Германия как один из главных конкурентов была на долгие годы устранена с мирового рынка. Однако после Парижской конференции обострились противоречия между Великобританией, с одной стороны, и Францией и США - с другой

1.4. Реформы кабинета Д. Ллойд Джорджа

В 1918 году, несмотря на трудности послевоенного времени, началось оживление в экономике, которое было вызвано двумя главными факторами: резко повысился спрос на потребительские товары внутреннего рынка; несколько улучшилась обстановка для активизации внешней торговли. Оживлению в торговле и промышленности Великобритании содействовали восстановительные работы, проводившиеся в стране и других государствах после окончания войны. Это давало возможность властям выделять определенные средства на пособия демобилизованным солдатам и военным морякам, рабочим военных заводов, оказавшимся без работы

1.5. Правительство Д. Ллойд Джорджа. В конце 1918 г. в стране было сформировано коалиционное правительство консерваторов, либералов и лейбористов во главе с лидером реформистского крыла либералов Д. Ллойд Джорджем. Ллойд Джордж Дэвид (1 8 6 3 - 1 9 4 5) -премьер-министр в 1916 - 1922 гг., лидер реформистского крыла Либеральной партии, один из выдающихся государственных и политических деятелей Великобритании В 1890 г. был впервые избран в парламент. После прихода к власти либералов Ллойд Джорд же 1905 -1908 гг. — министр торговли, в 1908—1915 гг. - министр финансов, в 1 9 1 6 -1 9 2 2 г г.- глава правительство один из главных участнков Парижской конференции и создателей Версальской системы. Д о конца жизни сохранил политическое влияние в стране. В 1945 г. получил титул графа. Первоклассный оратор, гибкий политик, умело оказывал влияние на массы. Д. Ллойд Джордж 2.3. Реформы правительства. Главной задачей правительства Ллойд Джорджа был перевод экономики на мирные рельсы. С этой целью был демонтирован механизм государственного регулирования хозяйства Великобритании. В частности, были ликвидированы почти все государственные контрольные органы, созданные в годы войны. Но государство продолжало осуществлять контроль над экономикой В 1921 г. правительство приняло решение о частичном восстановлении контроля над железными дорогами и с этой целью объединило железнодорожные компании в четыре региональные группы. Еще одним важным шагом правительства в направлении регулирования экономики было принятие в 1919 г. закона об отказе от золотого стандарта фунта стерлинга, который превратил государство в единого контролера выпуска бумажных денег. Хотя торгово-промышленное оживление в 1919-1920 гг. привело к значительному росту выпуска товаров в ряде отраслей промышленности, оно было непродолжительным. Разоренные войной европейские страны не могли покупать дорогие британские товары, а на неевропейских рынках усиливалась конкуренция со стороны США и Японии. В сельском хозяйстве был взят курс на производство собственных продуктов питания и сырья. В 1920 г. был принят специальный закон, гарантировавший фермерам цены на пшеницу и овес не ниже себестоимости. Однако эта мера не решала всех проблем сельского хозяйства.

В начале 1918 г. в стране была проведена очередная избирательная реформаИзбирательные права получили женщины старше 30 лет. Мужчины, достигшие 21 года, становились избирателями, если они имели постоянное место жительства и соответствовали условиям имущественного ценза. Расширялись и социальные функции государства. Правительство участвовало в осуществлении программ помощи безработным, жилищного строительства, в том числе и для малообеспеченных британцев, развитии системы народного образования. Так, в 1918 г. был принят закон о реформе народного образования, согласно которому вводилось обязательное обучение детей до 14-летнего возраста, а общее начальное образование объявлялось бесплатным.

Во внешней политике правительству удалось решить вопрос в отношении Ирландии - старейшей колонии Великобритании6 декабря 1921 г. британское правительство и представители нижней палаты ирландского парламента подписали британо-ирландский договор о предоставлении независимости значительной части территории Ирландии, которая получила название «Ирландское свободное государство». Находящиеся на севере острова шесть графств с преимущественно протестантским населением остались в составе Великобритании. После этого Великобритания получила официальное название - «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии». Однако послевоенные экономические трудности и действия оппозиции свели на нет все усилия коалиционного правительства Д. Ллойд Джорджа. В октябре 1922 г. глава кабинета подал в отставку.

1.5. Однопартийное правительство консерваторов с мая 1923 г. возглавлял С. Болдуин. Хотя экономический кризис 1920-1921 тт. и его последствия были преодолены, новый подъем в экономике не наступил, и в 1922-1923 гг. Великобритания переживала застой. Основную долю своих огромных доходов британский финансовый капитал получал от так называемого «невидимого экспорта» (вывоз капитала, международные банковские операции, морской транспорт). Это привело и к техническому отставанию британской промышленности, особенно ведущих ее отраслей - угледобывающей, металлургической, машиностроительной, снижению темпов роста и падению конкурентоспособности британских товаров на мировом рынке. В начале 20-х гг. Либеральная партия явно теряла свои позиции, сужалась ее социальная база. В рядах крупных предпринимателей, банкиров, землевладельцев все больше проявлялась ориентация на консерваторов, а среди рабочих и интеллигенции возрастало влияние лейбористов.

2.Период стабилизации капитализма 1924-1929

2.1. Либеральную партию в британской двухпартийной системе с 1924 г. заменили лейбористы - сторонники эволюционного движения к социализму и проведения социально ориентированных реформ. В декабре 1923 г. в Великобритании состоялись очередные парламентские выборы. Консерваторы потеряли 100 депутатских мест. Консерваторы и либералы не смогли договориться о формировании коалиционного или однопартийного правительства. В этой обстановке формирование нового правительства было поручено лейбористам. Первое в истории страны лейбористское правительство возглавил лидер партии Р. Макдональд. Правительство Р. Макдональда стимулировало развитие предпринимательства: промышленным предприятиям устанавливались определенные льготы, снижался налог на прибыль для крупных корпораций. Однако лейбористы не выполнили предвыборные обещания о национализации шахт и железных дорог, о введении прогрессивного налога на капитал. Во время трудовых конфликтов они, как правило, поддерживали предпринимателей, добиваясь прекращения забастовок. Лейбористский кабинет значительное внимание уделял социальным вопросам: были увеличены размеры пособий безработным и пенсии престарелым, улучшилась система социального страхования, увеличились государственные ассигнования на жилищное строительство.

2.2. (с.71) Нарастание политической нестабильности. Однако угодить всем сразу лейбористам не удалось. В стране нарастала политическая нестабильность. В октябре 1924 г. в Великобритании было объявлено о роспуске парламента после того, как лейбористы проиграли голосование по вопросу о привлечении к судебной ответственности главного редактора газеты «Уокерз уикли» Д. Кэмпбеллаза подстрекательство солдат к мятежу в случае направления их против бастующих рабочих.. Макдональди его правительство ушли в отставку.

Однопартийное правительство консерваторов возглавил С. Болдуин. Стабилизация экономического положения. К 1924 г. экономический застой в стране был преодолен и установилось достаточно стабильное экономическое положение. В этой обстановке Великобритания возвращается к золотому содержанию фунта стерлинга. В результате этой акции выиграли финансовые круги страны. Их доходы от иностранных капиталовложений, с залогов, эмиссий ценных бумаг и т. п. значительно увеличились. Вместе с тем, увеличилась реальная стоимость государственного долга. Правительство С. Болдуина приняло ряд законов по укреплению частной собственности: закон о частной собственности, закон о покупке, закон о регистрации собственности на землю, - но социального взрыва кабинету консерваторов избежать не удалось. В угольной промышленности проблемы накапливались годами. Шахтовладельцы были заинтересованы в снижении высокой себестоимости угля и повышении его конкурентоспособности на внешних рынках. Они хотели добиться этого не путем замены устаревшего оборудования, а за счет сохранения на прежнем уровне заработной платы рабочих Летом 1925 г. шахтовладельцы предъявили ультимативные условия: горнякам, угрожая локаутом, если они не согласятся на снижение зарплаты и сокращение рабочего дня.

Федерация профсоюзов горняков ответила отказом и была поддержана железнодорожниками, транспортниками и машиностроителями. Тем временем правительство обязалось выплачивать шахтовладельцам субсидии в течение девяти месяцев для поддержания уровня заработной платы. По истечении девятимесячного срока хозяева шахт * объявили локаут, поскольку горняки вновь отвергли их условия. 4 мая 1926 г. Генеральный совет британского конгресса тред-юнионов объявил всеобщую забастовку - первую в истории страны. Ее уникальность состояла в том, что и она происходила на фоне устойчивой экономической стабилизации в стране. Число участников всеобщей стачки (вместе с семьями) составило почти 18 млн. человек, т. е. более 40% всего населения страны. На улицы Лондона и других английских городов были введены бронеавтомобили и регулярные войска. Но меры предосторожности, Г, принятые правительством, оказались практически напрасными - случаи насилия были крайне редки. Уже 12 мая руководство Генсовета тред-юнионов заявило о прекращении всеобщей стачки. На активных ее участников обрушились репрессии. Забастовка фактически продолжалась до декабря 1926 г., когда трудящиеся вернулись на рабочие места. Итоги стачки были неутешительными для рабочих. Зарплата горняков была снижена, а рабочий день увеличился. Чтобы в дальнейшем не допустить социальных взрывов, парламент страны принял закон «О промышленных конфликтах и профсоюзах».Всеобщие стачки и пикетирование фактически запрещались.

3.Экономический кризис 1929-1933. Второе лейбористское правительство (стр.86-87)

3.1.На парламентских выборах 1929 г. лейбористы получили 8,4 млн голосов и провели в Палату общин 287 и депутатов Впервые в истории британского парламентаризма лейбористы имели больше мест, чем консерваторы. В июне 1929 г. лидер партии Р. Макдональд сформировал второе лейбористское правительство. Экономическая политика лейбористов балансировала на грани интересов трудящихся и предпринимателей. Крупным предприятиям выдавались субсидии и льготные кредиты. Новый закон о страховании (1930) несколько улучшил положение безработных. Однако деятельность второго лейбористского правительства началась в условиях разразившегося мирового экономического кризиса, который поразил и Великобританию.

3.2.Экономический кризис. Кризис на британских островах начался в первые месяцы 1930 г. Наибольшей глубины он достиг весной 1932 г. Больше всего пострадали традиционные отрасли промышленности. Резко упала добыча угля, выплавка чугуна и стали, продукция судостроения уменьшилась в 11 раз. Текстильная промышленность была недогружена на 33-40%. В Северо-Восточной Англии, Южном Уэльсе, Шотландии значительная часть предприятий бездействовала. Сельское хозяйство, переживавшее и до этого длительный хронический кризис, также находилось в тяжелом состоянии. Цены на сельскохозяйственные продукты за 1930-1932 гг. снизились на 34%. Значительно пострадали внешняя торговля и финансово-кредитная система. Внешнеторговый оборот сократился более чем вдвое. Кризис резко ухудшил положение трудящихся. Около 3 млн рабочих стали безработными. В результате упадка важнейших отраслей промышленности в Уэльсе, Ланкастере, Шотландии появились так называемые опустошенные районы, или «районы депрессии». Многие рабочие и их семьи вынуждены были покинуть их.

3.3.. Обострение экономических и политических проблем. Лейбористы не выполнили своих предвыборных обещаний в области внутренней политики. В условиях кризиса это было почти невозможно. Правительство урезало пособия безработным, 7-часовой рабочий день на шахтах так и не был восстановлен. Правительство тщетно искало выход из сложившейся ситуации. В августе 1931 г. второе лейбористское правительство ушло в отставку.

3.4.Формирование Национального правительства. 25 августа 1931 Р. Макдональд сформировал Национальное правительство него наряду с пятью лейбористскими министрами вошли консерваторы и либералы. За этот компромиссный шаг Р. Макдональда исключили из лейбористской партии. Вскоре он образовал национал-лейбористскую группу (ее иногда называли партией). Остальные лейбористы перешли в оппозицию по отношению к новому кабинету. Национал-лейбористы пошли на сотрудничество с консерваторами. На парламентских выборах 1931 г. они выступали с ними в блоке под названием «национальная комиссия» и получили вместе 497 депутатских мандатов (из них, правда, национал-лейбористы получили

всего 13). Лейбористская партия потерпела поражение, проведя в парламент только 46 своих кандидатов. Национальное правительство решительно взялось за преодоление кризиса и его последствий. Одним из первых шагов стал отказ от золотого обеспечения национальной валюты с целью ликвидации бюджетного дефицита. Новое правительство, как и администрация США, сделало ставку на государственное вмешательство в экономику и политику протекционизма. При этом в стране проводился курс не только на сокращение социальных расходов, но и на значительное удешевление государственного аппарата. Для борьбы с конкуренцией со стороны других государств, которая резко обострилась во время кризиса, Великобритания создала так называемый стерлинговый блок. Стерлинговый блок- валютное объединение ряда государств во главе с Великобританией, которые вели между собой расчеты в фунтах стерлингов, поддержавших определенный курс своих валют по отношению к фунту и державших свои валютные резервы на счетах в Английском банке. В эту валютную группировку вошли страны, находившиеся в экономической и политической зависимости от Великобритании (британские доминионы и колонии, скандинавские страны, Португалия, Греция и другие страны).

В 1931 г. английский парламент принял Вестминстерский статут, который предоставил доминионам суверенные права в области внутренней и внешней политики. Метрополия и доминионы объединились в Британское содружество наций. В результате компромисса, достигнутого на имперской конференции в Оттаве в 1932 г., между Великобританией и доминионами были заключены двухсторонние соглашения о торговле. Они ввели систему предпочтительных таможенных тарифов для ввоза товаров из стран Британского содружества в Великобританию и британских товаров в доминионы. Финансово-экономические мероприятия правительства, а также рост военного производства способствовали определенному оживлению в британской промышленности. Возросли капиталовложения в различные отрасли экономики, улучшились условия внешней торговли. Но экономический подъем был неустойчивым. Угольная, строительная и текстильная промышленность к 1937 г. не смогли достигнуть докризисного уровня 1929 г. В годы кризиса, как это обычно бывает, активизировались крайние политические силы - коммунисты и фашисты

3.3. Активизация радикальных сил. Британская компартия подстрекала трудящихся к радикальным методам борьбы против правительственного курса. Активизировали свою деятельность и британские фашисты, сторонников которых насчитывалось до 20 тыс. человек. О. Мосли в 1932 г. создал Британский союз фашистов(БСФ), целями которого были провозглашены борьба против демократии, поддержка гитлеровской Германии подготовка к войне против СССР. Некоторые крупные предприниматели видели в фашистском движении спасение от экономического хаоса и поддерживали фашистов материально. В этой обстановке британское правительство приняло два важнейших закона, направленных против радикальных движений: закон «О подстрекательстве к мятежу» (1934) и «Акт об общественном порядке» (1937). Британские фашисты были поставлены вне закона, а коммунисты утратили свое и без того незначительное влияние. На выборах 1935 г. коммунисты получили только 1 депутатский мандат.

3.4. Консерваторы у власти (стр. 87-88). Проводя курс на преодоление кризисных явлений, консерваторы вновь добились впечатляющей победы на выборах 1935 г Их лидер С. Болдуин вновь возглавил Национальное правительство. В мае 1937 г. новым премьер-министром страны стал Н. Чемберлен. И. И. Майский в роковых ошибок и даже преступлений, что в памяти человечества он остался зловещим монстром, которого оно долго не забудет".своей биографии отмечает, что "за короткий промежуток времени Чемберлен ухитрился совершить столько

Политическая гегемония консерваторов вновь принесла ухудшение отношений с СССР вплоть до разрыва торгового соглашения и наложения эмбарго на советский экспорт. На европейской арене главной задачей английской дипломатии было предотвращение конфронтации со странами, пострадавшими от Версальского мирного договора, и в первую очередь Германией. Стратегия, избранная еще в конце 20-х годов в этом вопросе, сводилась к «умиротворению» Германии — ее постепенной правовой реабилитации. В 1930 г. Великобритания добилась досрочного вывода войск из Рейнской оккупационной зоны, в 1932 г. на Лозаннской конференции английская дипломатия активно способствовала отмене репарационных выплат Германии. Однако спустя год ситуация изменилась — в Германии к власти пришли нацисты. Понять подлинный смысл происходивших событий ведущие английские политики не смогли и не захотели. Более того, в 1935 г. на фоне наметившегося кратковременного франко-итальянского сближения английское правительство пожгло на подписание военно-морского договора с нацистской Германией. Это соглашение устанавливало очень выгодное для Великобритании соотношение вооружений двух стран, но оно фактически санкционировало наращивание военно-морских сил Германии, запрещенное статьями Версальского договора. Соблюдать же условия договора в будущем Гитлер не собирался.

Итак, политика умиротворения была возобновлена, но уже в отношении нацистского режима. Апогеем ее стало Мюнхенское соглашение о передаче Германии Судетской области Чехословакии. «Я привез вам мир», — заявил Чемберлен, вернувшись из Мюнхена. Мир длился до сентября 1939 г. Последнюю возможность предотвратить победное шествие вермахта по Европе английские правительственные круги упустили летом 1939 г., фактически саботировав переговоры с СССР и подтолкнув Сталина к подписанию советско-германского договора.

IV.Подведение итогов

1.Назовите важнейшие особенности политического, экономического и социального развития США, Великобритании в 1918- 1939, записать в таблицу:

Политические Экономические Социальные
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: