Поездка двух друзей на автомобиле FiatAlbea, 2011 года выпуска.




Фото-отчет о поездке: Большое Болдино, Дивеево, Пронск. Касимов.

Поездка двух друзей на автомобиле FiatAlbea, 2011 года выпуска.

День первый. 9 августа. Среда.

 

Выезд из Казани 7.30 Мост через Волгу. Мост через Свиягу. Цивильск. Шумерля – Бол.Болдино.

 

На снимке часовня Михаила Архангела, построенная дедом Александра Сергеевича Пушкина Львом Александровичем.

Село Большое Болдино не маленькое поселение, девять тысяч душ, музей-заповедник находится за церковью, которую вполне можно назвать собором, а перед ней - автомобильная парковка.

 

 

 

Церковь Успения Божьей Матери, освещенная в 1791 году.

Памятник Александру Сергеевичу перед господским домом работы скульптора О.К.Комова (1979г.). По дороге в кассы, среди зелени аллеи, стоит еще один памятник Пушкину, открытый гораздо раньше, в феврале 1941 года. Но его фотографию не помещаю, поскольку он мне не понравился категорически, хотя и принадлежит известнейшему скульптору Сергею Меркурову. Сейчас Меркурова знают только специалисты, но в советское время, особенно в 30-40 годы 20 века он был мега известен. Памятники Ленину и Сталину, часто гиганстких размеров, например, при входе в Канал имени Москвы или в Ереване – 43 метра (вместе с постаментом) – это его творения. Где-то, Зураб Церетели тех времен. Хотя Меркуров был, наверное, еще круче. Он - человек интереснейшей судьбы: сын богатого армянского купца из Александрополя (ныне - Гюмри в Армении), студент Киевского университета, исключенный за революционную деятельность, студент факультета философии Цюрихского университета, знакомец Ленина, жившего в то время в Швейцарии, выпускник Мюнхенской Академии художеств, масон и прочая, прочая. Но Пушкин в исполнении Меркурова…скажу мягко, далек от реализма.

Сам господский дом, можно сказать, классический дворянский особняк конца 18 - начала 19 века.Это деревянный дом с мезонином и портиком с белыми колоннами.

Вид со стороны двора.

Имение Болдино принадлежало роду Пушкиных на протяжение четырех веков и было получено предком Александра Сергеевича в качестве поместного владения в 16 веке от царя Ивана Четвертого Грозного. Кстати, имя Грозный не характеристика личности царя, как часто думают, а лишь свидетельство того, что младенец Иоанн родился в грозовую ночь. Вообще, принадлежность имения одной фамилии столь длительное время для России не характерно. В среднем имения меняли хозяев каждые 50 лет. А здесь жилинесколько поколений предков поэта, да и сам дом сохранил аутентичную обстановку, мебель, посуду, картины и пр. Это дорогого стоит.

 

 

 

 

Литография Казанского кремля на стене. История ее появления не понятна.

 

В господском доме воссоздана обстановка 1830-х годов, времени первых приездов Александра Сергеевича. Поэт занимал три комнаты в парадной анфиладе: прихожую, зальце и кабинет. Как и в Михайловском, письменного стола у него не было, писал на ломберном столике.

Кроме господского дома и здания вотчинной конторы, сохранившихся со времен Пушкина, остальные: людская, кухня, баня, конюшня и амбар «новодел»,были «воссозданы на основе сохранившихся документов». Интересен усадебный парк площадью 8,5 гектаров (!) с каскадом прудов, мостиков, беседок и старинных деревьев.

Каскад прудов на месте оврагов начинается у Успенской церкви и заканчивается в нижней части парка недалеко от часовни Михаила Архангела (фотография на первом листе).

Виды парка, с нашим присутствием и без.

 

 

 

Гигантская ива.

 

На снимке часовня Михаила Архангела, восстановленная в 1999 году на месте старой, построенной дедом поэта Львом Александровичем.

 

А нам пора ехать дальше, в Дивеево.

 

 

Дивеево. В этой гостинице на первом этаже мы сняли двухместный номер. Туалет, ванная, холодильник, телевизор – что еще надо неприхотливым странникам.

 

Дивеевский женский монастырь.

 

Описывать Дивеевский монастырь, полное название Серафимов Дивеевский во имя святой Троицы женский монастырь, не буду, в интернете достаточно информации. Отмечу лишь то, что основателем его была матушка Александра, в мiру Агафья Семёновна Мельгунова, рязанская помещица. Такого количества роскошных соборов на один квадратный километр мне встречать не доводилось. Так же как и собрания людей, разве что вспомнить демонстрации на 1 Мая и 7 Ноября в советское время. Но настроения людей совершенно разные. Там праздничный подъем и оживление, предвкушение застолий, а здесь люди, глубоко погруженные в себя, многие, как это видится, на пороге отчаяния, в последней надежде на помощь Бога.

Матушка Александра, основательница монастыря.

 

Преподобный Серафим Саровский, наследовавший матушке Александре. Мощи св. Серафима Саровского покоятся в центральном Свято-Троицком храме, мы почти выстояли очередь, чтобы припасть к ним, но служитель куда-то отлучился и мы, поставив свечи в непосредственной близости, вышли из очереди паломников.

Свято-Троицкий собор и паломники.

 

На Святой Канавке.

День второй.10 августа. Четверг.

Переночевав в гостинице, рано утром мы пешком отправились на окраину села к источникам. Их в Дивеево несколько: Казанский (самый древний), целителя Пантелеймона, матушкиАлександры и Иверский. Есть еще несколько источников в соседних деревнях.

 

На фотографии часовня и купальня в честь Казанской иконы Божьей Матери. В купели мы трижды облились святой водой из ведра, вода была настолько холодной, что окунуться мы не решились.Вариант с ведром был тоже предусмотрен. Он тоже «зачетный». А также набрали святой воды.

Виды монастыря. Хачкар (крест-камень) – подарок армянской апостольской церкви.

 

День третий. 11 августа. Пятница.

В Пронскмы приехали в четвергпосле семи вечера. Изрядно поплутав по дорогам рязанской области и настоявшись в пробках на федеральной трассе М5. Наш пронский товарищ Владимир Иванович Панкратов, подсказал место ночевки– гостиница «Каскад» в соседнем Новомичуринске. Гостиница «Пронские просторы» толи не открылась, толи уже закрылась. Одним словом, переночевав в номере-люкс, следующее утро мы начали с посещения Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Время его основания не известно, в начале 16 века он упоминался в документах как старый. Весь двадцатый век монастырь пребывал в запустении и, вот в феврале 2011 года было принято решение о его восстановлении.

 

«Сейчас в монастыре проживают игумен Лука (мы познакомились с ним), два послушника и около десяти трудников, которые «живут и трудятся во Славу Божию». Обновлено водоснабжение и канализация, отреставрирован, единственно сохранившийся, Трехсветительский собор, чудесным образом в монастырь вернулась икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали».

 

 

Угловая башня, точнее остатки оной и крепостных стен. Территория монастыря была обнесена крепостной стеной.

С разрешения игумена сделал несколько фотографий. А также мы с Сергеем написали списки «за здравие» и «за упокой», поставили свечки.

Дорога в монастырь и река Проня.

По этой дорожке мы прогулялись в окрестностях монастыря, они живописны.

 

 

 

 

Конечно же, побывать в Пронске и не искупаться в реке моих предков, было бы непростительным упущением. Погода благоприятствовала нам.

 

 

 

 

Съездили на источник, который тоже считается святым. От купания в купели отказались в пользу посещения краеведческого музея. Там все те же экспонаты, поговорили с музейными дамами. Удивительно - они вспомнили нас спустя семь лет! Уже из дома послал им на электронную почту записки о первой поездке. Заехали к нашему знакомцу по первой поездкеШаркову, краеведу и художнику, на дверях висел амбарный замок, а стены дома увешаныкартинами. Творит Анатолий Григорьевич!А мы

 

А мы снова в путь, через муромские леса.

Касимов. Живописнейший город на левом берегу Оки, раскинувшийся на высоких холмах и уютно прячущийся в зелени оврагов. Город недаром в 2015 году включен в туристический маршрут Золотое кольцо России. Судя по количеству и качеству соборов, церквей, дворянских и купеческих особняков город Касимов знал более счастливые времена. Это были 18 и 19 века. От века двадцатого я не заметил почти ничего, такое впечатление, что город вымер на сто лет, люди его покинули, строения разрушились. А какие строения!

Но прежде всего мы нашли ночлег, гостиницу «Дилижанс» в районе автовокзала. Двухместный номер с ванной, кондиционером, холодильником, телевизором и всего за 1400 рублей за номер. Еще по 100 рублей – завтрак. Автовокзал удобно расположен на главной улице города – Советской, по которой мы и пошли в сторону центра. Один конец улицы направлен в сторону Мурома, Арзамаса, в том направлении нам ехать завтра, а сегодня мы пошли в противоположную сторону, упирающуюся в громаду Вознесенского кафедрального собора.

 

Вознесенский кафедральный собор, улица Советская. За собором расположена площадь, на которой шесть памятников архитектуры федерального значения. Вознесенский собор постройки середины 19 века. Архитектор Воронихин, родственник петербургского Воронихина.

Фрагменты собора и Торговые ряды, постройка 1818-1824 годов. Три мощных корпуса в стиле ампир с классическими фронтонами и колоннадами. Архитектор И.С.Гагин.

Успенская церковь в древнерусском стиле, постройка 1740 года, на краю площади в сторону Оки.

Успенская церковь 1775 года и дом купцов Алянчиковых, ныне краеведческий музей.

 

 

Дом Наставиных, первоначально принадлежал княгине Путятиной. Сохранность его оставляет желать лучшего. Как и очень многих достойных в архитектурном отношении строений. И всё это на одной Соборной площади.

 

Средняя школа №1. До революции – женская гимназия. Архитектор И.С.Гагин.

Вечернюю прогулку по Касимову завершу фотографией Касимовского нефтегазового колледжа, до революции механико-техническое училище с 1896 г. Построено для М.А.Якунчикова в 1840 году архитектором И.С.Гагиным.

 

Четвертый день. 12 августа. Суббота.

Позавтракав в кафе при гостинице, мы пошли по историческим местам Касимовского ханства, желая увидеть ханскую мечеть и могилу царицы Сююмбеки.Ханская мечеть (мечеть Касым хана) возвышаласьна холме, называемом местными «татарской горой». Дорога шла через живописный овраг, застроенный частными домами в зелени садов.

И вот она ханская мечеть, наследие Касимовского ханства 1452-1681 годов. Минарет постройки 15 века – самоедревнее каменное строение города. Основное здание мечети постройки 18-19 веков. Усыпальницу Шах-Али хана мы не нашли, калитка в мечеть была закрыта, а улица пустынна.

Фотография мечети из интернета. Сделать снимок с этого ракурса мне мешало солнце. Фотографию усыпальницы также взял в интернете. Кроме Шах-Али-хана в ней похоронена его любимая жена Булак-Шад и еще восемь надгробий родственников. Предположительно одно из них принадлежит Сююмбеке, тоже ставшей женой Шах-Али хана после ее пленения.

Касимовское ханство (царство) прекратило свое существование в 1681 году после смерти последней владелицы Фатимы-Султан, не имевшей наследников.

Дальше помещаю несколько фотографий из окна машины, это два великолепных собора из Арзамаса и реставрируемая церковь в каком-то селе.

 

 

 

 

Место нашей последней трапезы перед Казанью.

Федеральная трасса М7 была намного приятней для езды, чем М5, но и она преподнесла сюрприз в виде«пробки» на административной границе между Чувашией и Татарией. С сожалением потеряли полтора часа времени и добрались до дома в половине одиннадцатого вечера.

Итак, поездка заняла четыре дня (а кажется много дольше), проехали – 2064 км, истрачено 110 литров А92, расход бензина 5,3 литра на 100 км.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: