НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ




Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫЭКОНОМИЧЕСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

1. Факторы производства. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки и закономерности их изменения.

2. Основные вопросы экономики и модели экономических систем (традиционная, рыночная, смешанная и административная).

 

НЕОБХОДИМЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Экономика это система жизнеобеспечения страны, решающая проблемы производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей. Любая экономика функционирует в условиях, когда:

• материальные потребности общества и отдельных людей безграничны;

• экономические ресурсы ограничены или редки.

В силу редкости ресурсов экономика в условиях полной занятости факторов производства может обеспечить только ограниченный выпуск товаров и услуг. Эту ситуацию можно представить в виде кривой производственных возможностей. При ее построении используются следующие допущения:

1) экономика функционирует в условиях полного использования ресурсов и полного объема производства;

2) количество ресурсов фиксировано;

3) неизменная технология;

4) в экономике производится только два продукта.

Эти допущения позволяют построить кривую производственных возможностей, которая показывает всевозможные сочетания производства двух товаров в условиях полной занятости ресурсов и неизменной технологии (рис. 1).

При этом важно сконцентрировать внимание на следующих моментах.

Во-первых, кривая производственных возможностей является границей, т.е. она иллюстрирует максимальный объем производ-ства двух продуктов.

Во-вторых, точки вне кривой производ-ственных возможностей (например, точка В) недостижимы при данной технологии и фиксированном количестве ресурсов. Точки внутри кривой производственных возможностей (например, точка D) показывает неэффективное использование ресурсов.

В-третьих, для того, чтобы увеличить производство продукта X, экономика, функционирующая в условиях полной занятости, должна жертвовать частью продукта У. То количество продукта У, от производства которого необходимо отказаться для того чтобы получить дополнительную единицу товара X, называется альтернативными (вмененными) издержками производства продукта X. Таким образом, альтернативная стоимость товара характеризует стоимость товара, измеренную с точки зрения упущенной возможности производства другого товара, требующего того же количества времени и ресурсов. Необходимо отметить, что принцип альтернативных издержек универсален. Он используется при микро- и при макроанализе. Так, выпуск продукции должен быть поручен тому производителю, у которого наименьшие альтернативные издержки. При макроанализе он позволяет определить оптимальную структуру производства.

В-четвертых, кривая производственных возможностей иллюстрирует закон возрастающих альтернативных издержек. Его суть: если экономика находится на пределе своих производственных возможностей, то увеличение производства товара X приводит к жертвованию возрастающим количеством товара У (рис. 2).

Это объясняется тем, что экономические ресурсы отличаются различной производи-тельностью в производстве двух товаров. По мере увеличения производства товара X все менее приспособленные ресурсы переключа-ются с выпуска товара Y на изготовление товара X, что приведёт к увеличению альтернативных издержек. Если бы ресурсы были полностью взаимозаменяемыми, то кривая приняла бы форму прямой линии.

В-пятых, с точки зрения кривой производственных возможностей, экономика функционирует неэффективно (находится в точке D), если дополнительный выпуск данного товара возможен без сокращения производства другого товара.

ПРИМЕРЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задача 1. Втабл. 1 приведены данные об изменении структуры производства в стране в условиях военного времени:

Таблица 1

Варианты А В С D Е F G Н
Тракторы                
Миномёты                

Рассчитайте альтернативные издержки производства одного миномета. Определите альтернативные издержки дополнительной единицы одного трактора, если экономика находится в точке D.

Решение

При решении задачи необходимо рассуждать следующим образом. Производство первых десяти единиц минометов потребует отказаться от одной единицы тракторов, т.е. альтернативная стоимость одного миномета будет равна 1/10 трактора; рассуждая аналогично, следующие 9 единиц минометов будут произведены за счет одного трактора, т.е. альтернативные издержки одного миномета составят 1/9 трактора. Подсчитывая таким образом (табл. 2).

Таблица 2

Вариант А В С D Е F G Н
Альтернативные издержки одного миномета 1/10 1/9 1/8 1/7 1/6 1/5 1/4

 

Следовательно, можно сделать вывод, что при увеличении производства минометов, их альтернативные издержки возрастают. Если экономика находится в точке D, то альтернативные издержки дополнительной единицы трактора будут равны 8 единицам минометов (т.е. переходим из точки D в точку С).

Задача 2. Альтернативные возможности выпуска товаров на предприятиях, входящих в объединение, даны в табл. 3.

Таблица 3

Вид товаров (тыс. шт.) Предприятия
I II III IV V
Видеокамеры          
Фотоаппараты          

Необходимо произвести 60 тыс. шт. фотоаппаратов. Как распределить заказ между предприятиями, чтобы добиться максимального выпуска видеокамер? Какое количество видеокамер будет выпущено?

 

Решение

Заказ следует распределять таким образом, чтобы потери выпуска видеокамер были минимальными. Поэтому, необходимо определить альтернативную стоимость фотоаппаратов, выраженную в видеокамерах (табл. 4).

Таблица 4

Предприятия I II III IV V
Альтернативная стоимость фотоаппаратов, выраженная в видеокамерах 6/8 15/32 8/10 10/20 12/25

Производство фотоаппаратов необходимо поручить тому предприятию, у которого минимальные альтернативные издержки. Поэтому, выпуск фотоаппаратов надо распределить между предприятиями следующим образом:

• 32 тыс. шт. будет производить 2 предприятие;

• 25 тыс. шт. – 5 предприятие;

• 3 тыс. шт. – 4 предприятие.

Так как 4 предприятие использует свои возможности и для выпуска видеокамер, то необходимо определить количество видеокамер, выпускаемых этим предприятием. При производстве 1 тыс. фотоаппаратов предприятие жертвует выпуском 0,5 тыс. видеокамер. Таким образом, при производстве 3 тыс. фотоаппаратов фирма пожертвует 1,5 тыс. видеокамер, т.е. она будет производить 8,5 тыс. видеокамер. Значит общее количество изготавливаемых видеокамер будет равно:

6 + 8 + 8,5 = 22,5 (тыс. шт.).

Задача 3. Самолетом из пункта А в пункт В можно добраться за 1 час. Поездка в автобусе по тому же маршруту занимает 5 часов. Если авиабилет стоит 30 $, а автобусный билет 10 $, то какой способ передвижения дешевле для человека, способного зарабатывать 2 $ в час? А для человека, способного заработать 10 $ в час? 5 $ в час?

Решение

Определяя, какому виду транспорта отдать предпочтение, человек сравнивает экономию на стоимости билета с упущенной возможностью за­работать деньги. Так, при передвижении автобусом, теряется 4 часа времени, за которое первый человек мог бы заработать 8 $, второй – 40 $, а третий – 20 $. При этом происходит экономия на стоимости билета, равная 20 $. Таким образом, у первого пассажира альтернативная стоимость поездки на автобусе меньше, чем экономия на билете. Поэтому, он предпочитает поехать на автобусе. Второй человек полетит на самолете, так как упущенные возможности поездки автобусом больше сэкономленных средств. И, наконец, третьему пассажиру безразлично, какому виду транспорта отдать предпочтение.

Задача 4. В табл. 5 представлена кривая производственных возможностей.

Таблица 5

Пух, кг         ?  
Перья, кг            

 

Заполните оставшуюся клетку.

Решение

При увеличении выпуска перьев происходит сокращение производства пуха. При этом альтернативные издержки производства перьев должны возрастать.

Обозначим пустую клетку за X. Представим альтернативные издержки производства перьев в табл. 6.

Таблица 6

Альтернативные издержки производства перьев 2/3 5/3 6/3 (16–X)/3 X/3

Согласно закону возрастающих альтернативных издержек, составляем систему:

.

Решая систему неравенств, получаем, что X = 9 (кг).

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Таблица 7
1. Студент располагает двумя вечерами для подготовки к тестированию по экономической теории и высшей математике. Имеются два варианта распределения оценок (по стобалльной шкале) (табл. 7).

Вариант Баллы Э.Т. Баллы В.М.
А В 83 68 70 72

Чему равны альтернативные издержки повышения оценки по высшей математике с 68 до 72, выраженные в баллах по экономической теории?

2. Траву на газонах, окружающих мавзолей Тадж-Махал в Индии, часто вручную подстригают молодые женщины с помощью коротких кухонных ножей. Дорогим или дешевым является такой способ ухода за газоном?

 

3. Предположим, что экономические ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого. Как экономист назовет такую ситуацию?

 

4. Студент, обучаясь в Университете, получает стипендию 120 тыс. руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, зарабатывая 1 млн. руб. в месяц. Каковы альтернативные издержки обучения в Университете?

 

5. Н. Барбон критиковал Т. Мена за то, что тот сравнивал государство с хозяйством отдельной семьи. Призывая к необходимости для государства вести умеренный образ жизни, Н. Барбон приводил такой аргумент: "Имущество человека конечно, а запасы природы бесконечны и никогда не могут быть истощены. А то, что бесконечно, не может увеличиться от бережливости, ровно как и уменьшиться от расточительности." Какую логическую ошибку допускал Мен, а какую – Барбон?

 

6. Фирма изготовляет два типа теннисных мячей, трата на их производство по 3 $ и 2 $ за штуку. Нарисуйте линию производственных возможностей фирмы при затратах на мячи в размере 90 $. Чем определяется ее форма и местоположение?

 

7. Некто снимает дом и платит его хозяину 10 тыс. $ в год, храня остальные деньги в банке, что приносит ему 9 % годовых. Дом стоит 140 тыс. $. Представляет ли он интерес для него как для потенциального покупателя? Почему?

 

8. Светлана и Дмитрий оказываются на необитаемом острове. Их основные занятия – собирать кокосовые орехи и ловить рыбу 3 часа в день. Светлана может за 1 час собрать 10 кокосовых орехов или поймать две рыбы. Дмитрий может за то же время поймать 10 рыб или собрать 30 орехов. Как следует распределить обязанности между Светланой и Дмитрием, чтобы сбор Кокосов и ловля рыбы производились эффективно?

 

9. Программист Петрова зарабатывает в час 100 рублей. Ее мать на пенсии. В магазине за говядиной по 80 руб. за кг. нужно стоять 1 час, за говядиной по 120 руб. за кг. очереди нет. При каком объеме покупок рационально приобретение более дешевой говядины для программиста Петровой? Ее матери?

 

10. В Казахстане один работник производит 1 тонну мяса или 20 центнеров пшеницы в год. В Кыргызстане – 2 тонны мяса или 10 центнеров пшеницы. Всего в Казахстане на производстве пшеницы и мяса специализируется 400 тыс. человек, а в Кыргызстане – 100 тыс. человек. Президент Н. Назарбаев и К. Бакиев подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, включая эффективное разделение труда в производстве хлеба и мяса. Как будет выглядеть кривая производственных возможностей двух государств по производству мяса и пшеницы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: