КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Культивирование клеток

для специальности

1-31 01 01 Биология

направление 1-31 01 01-03 Биотехнология

 

 

Составители: канд. биол. наук, доцент Фомина О.В. канд. биол. наук, доцент Лысак В.В.

 

 

.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра биотехнологии и биоэкологии Учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»;

Зав. лабораторией взаимоотношений микроорганизмов почвы и высших растений, доктор биологических наук З. М. Алещенкова.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ  
3. КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ  
Задания и тесты для самоконтроля  
Темы рефератов  
Вопросы для подготовки к зачету  
4. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
Учебно-программные материалы  
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов  

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Культивирование клеток» создан в соответствии с требованиями Положения об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования и предназначен для студентов специальности 1-31 01 01 Биология (направление 1-31 01 01-03 Биотехнология). Содержание разделов УМК соответствует образовательным стандартам высшего образования данной специальности. Главная цель УМК – оказание методической помощи студентам в систематизации учебного материала в процессе подготовки к итоговой аттестации по курсу «Культивирование клеток».

Структура УМК включает:

1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.1. Теоретический раздел (учебное издание для теоретического изучения дисциплины в объеме, установленном типовым учебным планом по специальности).

1.2. Практический раздел (материалы для проведения лабораторных занятий по дисциплине в соответствии с учебным планом).

2. Контроль самостоятельной работы студентов (материалы текущей и итоговой аттестации, позволяющие определить соответствие учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов высшего образования и учебно-программной документации, в т.ч. вопросы для подготовки к зачету, задания, тесты, вопросы для самоконтроля, тематика рефератов и др.).

3. Вспомогательный раздел.

3.1. Учебно-программные материалы (типовая учебная программа, учебная программа (рабочий вариант) для студентов дневной формы получения образования).

3.2. Информационно-аналитические материалы (список рекомендуемой литературы, перечень электронных образовательных ресурсов и их адреса и др.).

Работа с УМК должна включать на первом этапе ознакомление с тематическим планом дисциплины, представленным в типовой учебной программе. С помощью рабочего варианта учебной программы по дисциплине можно получить информацию о тематике лекций и лабораторных занятий, перечнях рассматриваемых вопросов и рекомендуемой для их изучения литературы. Для подготовки к лабораторным занятиям и промежуточным зачетам необходимо, в первую очередь, использовать материалы, представленные в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины, а также материалы для текущего контроля самостоятельной работы. В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется ознакомиться с требованиями к компетенциям по дисциплине, изложенными в типовой учебной программе, и перечнем вопросов к зачету. Для написания рефератов могут быть использованы информационно-аналитические материалы, указанные в соответствующем разделе УМК.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Курс лекций для студентов биологического факультета специальности 1-31 01 01 Биология направление 1-31 01 01-03 Биотехнология:

Блажевич О.В. Культивирование клеток: Курс лекций / О. В. Блажевич. – Мн.: БГУ, 2005. – 78 с.

доступно по адресу https://elib.bsu.by/handle/123456789/1 5766

В курсе лекций изложены типы культуральных систем и способы управления процессом культивирования клеток. Методы и особенности культивирования растительных, животных и микробных клеток. Возможности применения культур клеток в различных областях биологии, медицины и сельского хозяйства. Роль клеточных культур в биотехнологии при производстве биологически активных веществ; применение их в генетической, медицинской, фармакологической практике, а также для сохранения генофонда исчезающих видов растений и животных. Состав и основные принципы создания питательных сред в зависимости от типа культивируемых клеток и целей биотехнологического производства. Основное оборудование и оснащение культуральных лабораторий и промышленного производства.

Курс лекций предназначен для студентов биологического факультета учреждений, обеспечивающих получение высшего образования.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Методические указания к лабораторным занятиям.

Культивирование клеток: методические указания / Авт.-сост. О. В. Блажевич, Р. А. Желдакова. – Мн.: БГУ, 2001. – 17 с.

доступно по адресу https://elib.bsu.by/handle/123456789/1 5766

В методических указаниях к лабораторным занятиям приводятся рекомендации по выполнению лабораторных заданий по курсу «Культивирование клеток».

КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

Тесты для самоконтроля

 

Тестовые задания для контроля самостоятельной работы студентов.

1. Периодический способ культивирования клеток характеризуется:

А. Состоянием установившегося динамического равновесия, характерным для закрытой культуральной системы;

Б. Неустойчивым состоянием, характерным для открытой культуральной системы;

В. Стремлением скорости роста биомассы к нулю вследствие непереносимости токсических продуктов метаболизма клеток;

Г. Ни один из предложенных вариантов не характеризует периодическое культивирование.

 

2. Фазовый способ культивирования клеток основан на:

А. Импульсной подаче источников питания;

Б. Специально подобранном составе питательной среды;

В. Изменении условий культивирования;

Г. Все варианты ответов являются правильными.

 

3. Сыворотка, входящая в состав большинства типов питательных сред для культивирования животных клеток, применяется:

А. В качестве химического стабилизатора питательной среды;

Б. Для оптимизации внешних условий культивирования клеток;

В. В качестве источника веществ, используемых как энергетические субстраты;

Г. В качестве источника неидентифицированных факторов.

 

4. Успешное выделение растительных протопластов ферментативным способом не зависит от:

А. Состава и качества ферментных препаратов;

Б. Источника получения ферментов;

В Энергетической и физиологической характеристик исходного растительного материала;

Г. Выбора осмотического раствора;

 

5. При длительном культивировании на средах, содержащих ауксины или их химические аналоги, каллусные ткани становятся:

А. Плотными, с зонами редуцированного камбия и сосудов;

Б. Средней плотности, с хорошо выраженными меристематическими очагами;

В. Рыхлыми, обводненными, утрачивающими пигментацию;

Г. Состав среды не оказывает существенного влияния на изменение организации каллусных тканей.

 

6. Экономический коэффициент как параметр роста клеточной культуры отражает:

А. Количественные потребности клеток в источниках питания;

Б. Связь урожая клеток с получением энергии из какого-либо питательного субстрата;

В. Скорость потребления субстрата клеточной культурой;

Г. Прирост биомассы в единицу времени.

 

7. К недостаткам постоянных клеточных линий животных можно отнести:

А. Использование более сложных и, следовательно, более дорогих питательных сред;

Б. Более низкий выход биомассы;

В. Увеличение зависимости от субстрата;

Г. Отклонение от фенотипа донора.

 

Темы рефератов

1. Динамическое и статическое (стационарное) культивирование клеток.

2. Открытые и закрытые системы культивирования.

3. Работы Л. Пастера, М. Ролэна, Р. Коха и других по созданию методов культивирования и изучению питательных потребностей микроорганизмов.

4. Влияние условий культивирования на жизнедеятельность микроорганизмов.

5. Управляемое культивирование микроорганизмов с заданными свойствами.

6. Методы выделения и особенности культивирования чистых культур аэробных и анаэробных микроорганизмов.

7. Возможности использования культивируемых клеток микроорганизмов.

8. Значение работ Х. Фехтинга, К. Рехингера, Г. Габерландта, Т. Роббинса, К. Коте и других в разработке методов, состава питательных сред и условий культивирования клеток растений.

9. Особенности создания клеточных культур растений.

10. Значение культур клеток растений и изолированных растительных протопластов для создания методов биологического конструирования растений с заданными свойствами.

11. История и проблемы развития культивирования животных клеток.

12. Отличительные особенности культивирование клеток беспозвоночных и позвоночных животных.

13. Специфические различия и возможности культивирования клеточных линий, полученных из разных типов тканей высших животных и человека.

14. Особенности поведения и развития нормальных, трансформированных и опухолевых клеток.

15. Возможности использования культивируемых животных клеток.

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Ферментеры. Типы и устройство ферментеров. Особенности и проблемы культивирования клеток в биореакторах. Пенообразование и пеногашение.

2. Боксовые помещения и стерильные рабочие места. Типы конструкций, оснащение и требования к работе. Возможность использования при культивировании разных типов клеток.

3. Лабораторные термостаты, аэраторы и инкубаторы. Типы конструкций и возможности применения для разных типов клеток.

 

4. Аппараты для массового культивирования клеток. Типы, режимы работы и возможности использования для культивирования клеток.

5. Культуральная посуда. Особые требования к свойствам поверхности и материалу изделий из стекла и пластика. Специальная культуральная посуда. Области применения и возможность использования.

6. Аппараты для очистки воды, характеристика и возможности получения сверхчистой и общелабораторной воды. Приборы, аппараты иреактивы для мытья и стерилизации посуды.

7. Получение и культивирование протопластов грибов. Питательные среды и условия. Реверсия грибных протопластов.

8. Получение и культивирование бактериальных протопластов. Питательные среды и условия. Реверсия бактериальных протопластов.

9. Получение и культивирование растительных протопластов. Питательные среды и условия. Реверсия растительных протопластов.

10. Сравнительная характеристика особенностей культивирования животных и растительных клеток, полученных из разных источников.

11. Характеристика основных типов культивируемых клеток микроорганизмов.

12. Характеристика питательных потребностей культивируемых клеток животных, растений и микроорганизмов.

13. Характерные особенности качественной и количественной оценки основных параметров роста клеточной культуры.

14. Основные особенности культивирования клеток беспозвоночных животных.

15. Возможности культивирования клеток разных типов в известных культуральных системах.

16. Особенности поверхностного способа культивирования клеток животных, растений и микроорганизмов.

17. Особенности и способы получения и культивирования отдельных растительных клеток.

18. Характеристика содержания основных фаз развития популяции клеток.

19. Возможности суспензионного культивирования микробных, животных и растительных клеток.

20. Особенности получения и культивирования каллусных клеток.

21. Сравнительная характеристика периодического и непрерывного процессов культивирования клеток.

22. Принцип работы хемостата и турбидостата.

23. Методы создания и биологические свойства синхронных культур микроорганизмов.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: