СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСЫНА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Ткаченко Александр Владимирович, кандидат исторических наук, доцент (кафедра социологии ИПССО МГПУ, г. Москва)
В статье рассматриваются результаты социологических опросов, направленных на выявление уровня толерантности российского общества. Делается вывод о расхождениях, существующих в отношении к разным категориям людей у молодежи и представителей старших поколений. Высказывается предположение о том, что растущая толерантность молодежи и всего российского общества свидетельствует не о росте социальной эмпатии и понимания, а о распространении равнодушия к социальным проблемам.
Ключевые слова: толерантность, нетерпимость, эмпатия, равнодушие, молодежь, социологические опросы, консервативная революция.
Введение
Принято считать, что в силу небольшого жизненного опыта, юношеского максимализма и неполного образования молодежь более нетерпима ко всему чужому и необычному. Однако социологические исследования показывают, что нетерпимость характерна для всех людей независимо от их возраста, пола или уровня образования. Просто эта нетерпимость у представителей разных социально-демографических групп принимает разную направленность.
Если говорить о влиянии на толерантность половых различий, то оно не очень значительно. Так, женщины более, чем мужчины нетерпимы к алкоголикам и преступникам, но более снисходительны, например, к евреям и представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. А вот толерантность молодежи и лиц старших поколений, а также людей, имеющих среднее и высшее образование, имеет существенные и легко определимые различия.
Нетерпимость молодежи и старших поколений
Для того, чтобы выявить эти различия, можно воспользоваться методикой, предложенной в конце 1990-х гг. Фондом «Общественное мнение» [Толерантность и нетерпимость в России [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». — URL: https://bd.fom.ru/report/cat/xenoph/rus_nat_/o900701]. Специалисты данного Фонда поделили респондентов на 3 возрастные группы: молодежь, люди среднего возраста и пожилые люди. Представителям этих возрастных групп задавали одинаковые вопросы, предлагая выбрать из списка те категории граждан, которые вызывают у них наибольшую антипатию.
Опрос, проведенный по указанной методике, позволяет подтвердить многие выводы, сделанные Фондом «Общественное мнение» 17 лет назад. В частности, в отношении молодежи и людей среднего и пожилого возраста к разным объектам неприязни нет ни одного совпадения. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на Таблицу 1.
Таблица 1. Возрастные различия в отношении россиян
к отдельным категориям населения
Рейтинг нетерпимости россиян разного возраста
(от 1 до 20 баллов в порядке повышения терпимости)
Люди, к которым проявляется нетерпимость | Возраст опрошенных | ||
Молодёжь | 35-50 лет | Старше 50 лет | |
Фашисты | |||
Наркоманы | |||
Мафия | |||
Алкоголики | |||
Преступники | |||
Чеченцы, кавказцы | |||
Радикальные националисты | |||
Сектанты | |||
Чиновники | |||
Политики | |||
Сексуальные меньшинства | |||
Гастарбайтеры | |||
Представители неформальных субкультур (панки, готы и т.п.) | |||
Проститутки | |||
Цыгане | |||
Олигархи, богачи | |||
Нищие, бомжи | |||
Либералы | |||
Больные СПИДом | |||
Евреи |
Молодежь в большей степени нетерпима ко всем людям, непохожим на обычных граждан России по внешнему виду и поведению. Именно поэтому она более склонна к ксенофобии и презирает и опасается представителей других национальностей (кавказцев, цыган, выходцев из Средней Азии). Следовательно, национальный вопрос в России еще долго не будет снят с повестки дня [Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.]. Этническая рознь уже привела к тому, что более половины россиян желают запретить въезд в свою область представителям других национальностей [Кертман Г.Л. Злой среди чужих [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». — URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/10164].
Молодежи не нравятся люди, которые пытаются создать в российской среде свои собственные замкнутые культурные анклавы и внедряют в наше общество нетипичные для него субкультуры. Вот почему молодежь нетолерантна по отношению к приезжим из южных республик, сектантам, бомжам, хиппи, готам, наркоманам или гомосексуалистам. Все они являются носителями чужеродных для России ценностей, используют при общении свой особый язык, живут отдельно от остальных граждан и вносят в их размеренную жизнь беспокойство. Более того, нельзя не признать, что от всех перечисленных категорий лиц для общества исходит угроза, и молодежь с присущим ей максимализмом лишь более резко, чем другие поколения, на эту угрозу реагирует. Российская молодежь не плохая и не хорошая, она, так же, как и люди старшего возраста, хочет жить спокойно, в сытости, любви и здоровье [Завьялов А.Е. Проблемы формирования здорового образа жизни в среде молодежи // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 104-110.]. И остро реагирует на те действия, которые противоречат ее ценностным ориентирам.
В связи с данным замечанием следует отметить, что программы по развитию чувства толерантности, которые в последние годы в большом количестве разрабатываются для образовательных учреждений, не достигнут успеха, так как, если следовать этим программам, детям и молодежи предлагается говорить одно, а в реальной жизни они встречают совсем другое. Например, бессмысленно говорить на уроках в школе о любви к людям всех национальностей, о понимании всех, кто на тебя непохож или имеет особое, отличное от твоего мнение. Выйдя из школы, а иногда даже не выходя, учащийся непременно столкнется с представителем девиантного поведения, который всегда и по любому вопросу будет иметь враждебное и нетолерантное мнение, будь то наркоман, сектант или приехавший издалека приверженец своих национальных обычаев. Религиозные люди в принципе не являются толерантными, так как каждый из них верит в истинность лишь своей религии [Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.].
Толерантность — абстрактное понятие, с определением которого не могут справиться сами ученые. Тем более сути этого термина не поймут дети. Поэтому призывы любить и понимать все человечество будут восприняты ими как чтение морали, причем чтение теми взрослыми, которые сами же в реальной жизни ей не следуют [Ткаченко А.В. Нравственное здоровье московских школьников: социологический аспект // Психическое здоровье школьников в условиях московского мегаполиса: Материалы международной научно-практической конференции (8 – 9 апреля, 17 апреля 2014 года). М.: МГПУ, 2014. С. 40-45.]. В таком случае восприятие детьми абстрактного понятия «толерантность» неизбежно приведет к такому же абстрактному их отношению к окружающей действительности, а значит — к равнодушию к другим людям. Абстрактная мораль всегда приводит к моральному релятивизму [Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозных представлений современной молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.].
Поэтому в школах нужно говорить не о толерантности и не о признании во что бы то ни стало чужого, даже заведомо неверного мнения, а о примерах взаимопомощи, сопереживания и сотрудничества между непохожими друг на друга людьми. Так, школьникам можно и нужно объяснять необходимость сострадания в отношении инвалидов, понимания людей, выражающих в науке, политике или творчестве свои идеи, мирного сосуществования с представителями разных национальных культур. Учить надо не столько непонятной толерантности, сколько вполне конкретной эмпатии.
Поскольку дети воспринимают мир более образно, чем взрослые, любое внушение нужно сопровождать иллюстрациями конкретных примеров желательного и нежелаемого поступка с обязательным указанием последствий, полученных при следовании первой и второй линии поведения. Учитывая то, что дети наиболее внушаемы в младшем школьном возрасте, именно в младших классах необходимо давать максимум информации, способной в дальнейшем сформировать тот тип личности, который в науке называется толерантным [Бокуть Е.Л., Губина Е.В. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета // Системная психология и социология. 2015. № 1 (13). С. 14-24.]. Используя модель непрерывного образования, сопереживающее отношение к людям надо развивать не только в школе, но и в вузе [Рычихина Э.Н., Бершедова Л.И. Разнообразие современных функций преподавателя высшей школы // Социология образования. 2015. № 2. С. 84-91.]. При этом надо понимать, что терпимыми ко всем ни дети, ни взрослые не будут никогда, и полная терпимость от них не требуется.
Соцопросы показывают, что и молодежь, и люди старших поколений в нашей стране одинаково нетерпимы к фашистам, причем молодежь их не терпит даже больше, чем люди, родившиеся в спокойные 1960-е — 1980-е гг. И вряд ли стоит требовать от детей толерантного отношения к фашистам как к инакомыслящим. Другое дело, что молодежь нетерпима к социально незащищённым слоям населениям, беднякам и неудачникам, и этот факт подтверждает недостаток эмпатии в современном обществе. С другой стороны, молодежь лучше относится к больным СПИДом, что, вероятно, объясняется тем обстоятельством, что она родилась уже в то время, когда СПИД стал широко распространённой болезнью, а не той страшной экзотикой, появление которой в 1980-е гг. шокировало тех, кому сейчас за 40.
Молодежь снисходительна к олигархам, богатым бизнесменам, государственной власти, чиновникам, мафии, бандитам и к олицетворяющим в ее представлении современный социальный строй либералам и евреям. Именно по вопросу об отношении к богатым и чиновникам прослеживается крупнейшее расхождение между молодежью и людьми старшего возраста. Данное расхождение наглядно продемонстрировано в Таблице 2.
Таблица 2. Сравнение нетерпимости молодежи и
представителей старших поколений
Люди, к которым молодежь проявляет особую нетерпимость | Люди, к которым молодежь относится более снисходительно, чем представители старших поколений |
Фашисты | Мафия |
Наркоманы | Преступники |
Чеченцы, кавказцы | Чиновники |
Радикальные националисты | Политики |
Сектанты | Проститутки |
Сексуальные меньшинства | Олигархи, богачи |
Гастарбайтеры | Либералы |
Представители неформальных субкультур (панки, готы и т.п.) | Евреи |
Нищие, бомжи | Больные СПИДом |
Цыгане | |
Алкоголики |
Эта же таблица демонстрирует явление, названное сотрудниками Фонда «Общественное мнение» «социокультурным консерватизмом молодого поколения» [Толерантность и нетерпимость в России [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение». — URL: https://bd.fom.ru/report/cat/xenoph/rus_nat_/o900701]. Суть этого феномена в том, что молодежь особенно нетолерантна к носителям нетрадиционных для России социальных ценностей: сексуальным меньшинствам, религиозным сектантам и представителям субкультур, в том числе считающихся молодежными. Молодежь чаще с ними встречается и потому вынуждена оказывать им наибольшее сопротивление. В то время как с чиновниками чаще встречаются люди зрелого возраста и потому антипатия к ним наиболее распространена среди лиц старше 35 лет. Что же касается неприятия пожилыми людьми проституток, то оно объясняется как старым советским воспитанием, так и особенностями мировоззрения стариков в любую эпоху.