Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности по законодательству зарубежных стран (история, современность, меры борьбы)




 

Уголовными кодексами разных стран определяется разный круг сексуальных преступлений. При этом нередко встречается, что уголовное законодательство одной и той же страны на разных этапах её истории относит к категории сексуальных преступлений различные деяния.

Изнасилование - понятие, отягченное эмоциями, мифами и разночтениями. Поскольку его определяют как половой акт, прежде всего оно подразумевает проявление насилия, гнева и власти.

Слово "изнасилование" (rape - англ.) происходит от латинского термина (rapere), означающего "красть", "хватать", "уносить"[1]. В древние времена это был один из способов добыть жену - мужчина просто насиловал желаемую женщину, а затем приводил ее в свое племя. После этого он должен был защищать свое достояние и свою честь, не позволяя другим схватить и изнасиловать свою жену. Похоже, что это было источником первых законов против изнасилования, в которых оно рассматривалось как преступление против собственности и чести, но не как преступление против женщины.

Согласно Кодексу Хаммурапи - своду законов, установленных в Вавилоне около 4000 лет тому назад, человек, который изнасиловал обрученную девственницу, подвергался смертной казни. Однако если мужчина насиловал замужнюю женщину, виновным считались оба - и насильник, и его жертва, и оба подвергались казни - их топили. Библейские установления против изнасилования (Второзаконие, 22:22-29) делают аналогичное различие с очень небольшим дополнением: замужняя женщина, подвергшаяся изнасилованию, рассматривалась как добровольная соучастница; и ее, и ее насильника убивали. Девственница считалась виновной только, если она была изнасилована в городе, где, как полагали, ее крики могли бы привлечь людей ей на помощь. Напротив, девушку, изнасилованную в поле вне городских стен, ждала пощада, поскольку никто не мог услышать ее крики. Если она была помолвлена с кем-нибудь, насильника забивали камнями до смерти, если же нет, насильник должен был заплатить ее отцу и жениться на ней (хотела она этого или нет - не имело значения)[1].

В более поздние времена законы против изнасилования продолжали все более подробно описывать различные обстоятельства, на основании которых строго или менее строго выполнялся вердикт о наказании. Наказание было самым суровым, если женщина была девственницей или происходила из высшего общества. При Вильгельме Завоевателе (1035-1087) мужчина, который изнасиловал девицу высокого общественного положения, наказывался кастрацией и ослеплением. Однако вина определялась исходом битвы обвиняемого и "защитника", так что если у жертвы не было никого, кто захотел бы рисковать жизнью в бою с насильником, то у нее не было никакого способа добиться справедливости.

В двенадцатом столетии бои как средство определения вины или невиновности сменили судебные заседания. Однако в глазах закона не все были равны - дворянин или рыцарь с легкостью мог обвинить кого-нибудь из своих людей в изнасиловании, дабы спасти свою репутацию и избежать возможного отцовства. В конце тринадцатого века появились два дополнительных изменения в английском законодательстве, касающиеся изнасилования: различие при изнасиловании девственницы или замужней женщины было опущено, а старый обычай наказания супружеством был упразднен. Были сформулированы главные элементы в определении изнасилования и наказания за него. Семь последующих столетий внесли очень мало изменений в этот кодекс.

Несмотря на систему законов, изнасилование не всегда рассматривалось как зло. Во время войн, как тысячи лет назад, так и в наши дни, солдаты-победители насиловали женщин врага. В литературе изнасилование иногда представлялось в героических образах, как это сделал Эйн Рэнд в своем произведении "Первоисточник". В обществе изнасилование часто квалифицировалось как проступок в зависимости от социального положения жертвы и насильника: на юге США, например, в 1940-е и 1950-е годы белого мужчину редко привлекали к суду за изнасилование черной женщины, однако черного мужчину, обвиненного в насилии над белой женщиной, наказывали моментально и жестоко. Даже сегодня в большинстве законодательств мужчину вряд ли обвинят в изнасиловании проститутки, а принудительное сношение между мужем и женой не считается изнасилованием в 38 из 50 американских штатов[1].

По современным данным предполагается, что каждая женщина из шести на протяжении жизни может стать жертвой изнасилования, а одна из двадцати четырех становится жертвой изнасилования.

Женщину все еще часто порицают за то, что она была изнасилована. Эта точка зрения базируется не только на подозрении о ее возможном подстрекательстве, но и на ошибочном представлении, что женщину, которая сопротивляется, невозможно изнасиловать. Как гласят два старых присловья: "Женщина с задранной юбкой бежит быстрее, чем мужчина со спущенными штанами" и "Нельзя вдеть нитку в двигающуюся иголку". Эти образцы низкопробного юмора совершенно не учитывают ужас, испытываемый жертвой насилия, ее страх перед физическим оскорблением, увечьем, смертью, ее потрясение. Даже если женщина не видит оружия, разве она может быть уверена, что оно не спрятано? В таких ситуациях многие женщины надеются, что некое подобие "сотрудничества" поможет им избежать увечья и вообще быстрее отделаться от насильника. Однако по иронии нашей правовой системы этот разумный путь наказывается - исход дела, возбужденного против напавшего на женщину, частично зависит от наличия доказательств ее физического сопротивления - порезов, ушибов и других признаков борьбы. Чтобы доказывать ограбление, таких свидетельств не требуется. В ряде американских штатов закон поддерживает такое мнение: в отличие от дел о нападении или грабеже, где показаний жертвы достаточно для доказательства того, что преступление совершено, в случаях с изнасилования для этого необходимо заявление или показания другого человека, называемое подтверждением. Однако во многих штатах, например, районному прокурору теперь не разрешается обнародовать в суде прошлое сексуальное поведение женщины, а женщины не обязаны доказывать, что они сопротивлялись насилию, предъявляя увечье[1].

Увы, не смотря на такой прогресс, решения судебных дел об изнасиловании все еще носят слишком субъективный характер.

Исследование, проведенное в США Национальным центром профилактики и статистики изнасилования, отделением Национального института психического здоровья, показало, что американские судьи гораздо охотнее верят, что женщина подверглась изнасилованию, если она кажется целомудренной и ведет традиционный образ жизни. Если присяжные сомневались в моральном облике жертвы, то они смягчали приговор. Присяжные гораздо охотнее верили жертвам изнасилования, если те были замужними женщинами или если они подвергались насилию в собственном доме. Напротив, если жертва изнасилования рисовалась присяжным как женщина, способная проявить сексуальную активность или со "свободной" моралью, если у нее был незаконнорожденный ребенок или, например, она употребляла марихуану, присяжные были склонны не принимать ее слова всерьез. Более того, если присяжные высказывали относительное предубеждение против ответчиков, которые были похожи на неудачников или у которых был неопрятный вид, то те, кто хорошо выглядел и казался обходительным с женщинами, значительно легче могли привлечь присяжных на свою сторону. Несмотря на то, что во многих штатах адвокатам теперь запрещено интересоваться сексуальным прошлым жертв изнасилования, женщины в подобных делах по-прежнему должны пройти тяжелое испытание, стоя на месте для свидетелей и отвечая на вопросы защитников подсудимых. Адвокаты знают, что вызовут протест, но делают это просто для того, чтобы посеять семена сомнения в головах присяжных. В одном деле, приводимом в исследовании Рескин, "женщину, которую изнасиловали в собственном доме в 2 часа ночи, когда она спала, защитник спросил, был ли на ней надет бюстгалтер". Следует добавить еще один пункт, касающийся юридической стороны случаев изнасилования. В то время как уголовное дело может быть возбуждено и рассматриваться только в городе, округе или штате, жертва изнасилования сама может сделать выбор и возбудить гражданское дело, в котором она обвинит насильника в том, что он причинил ей оскорбление, боль, страдание или наказуемые телесные повреждения. В гражданском деле в отличие от уголовного женщина может нанять собственного адвоката. Кроме того, при ведении гражданских дел достаточно, чтобы подозреваемый был признан виновным только в результате "преобладания улик", в то время как при ведении уголовных дел употребляется более строгий стандартный термин для признания вины ("вне разумных сомнений"), поэтому в первом случае более вероятно, что женщина выиграет дело. Однако гражданского дела недостаточно, чтобы заключить даже признанного виновным насильника в тюрьму, он получит наказание только в виде денежного штрафа[1].

Определенный интерес представляет анализ аналогичных составов преступлений, предусмотренных уголовным законодательством других стран. Так, в подобных рассматриваемому составу преступления четко определяют возраст потерпевших. В § 176 УК Германии это – лицо, не достигшее четырнадцатилетнего возраста (ребенок), а в § 182 – моложе шестнадцати лет (несовершеннолетний) [1].

В ст. 181 УК Испании говорится о потерпевшем, не достигшим двенадцати лет, а в ст. 183 – старше двенадцати, но младше шестнадцати лет[2]. Ст. 191 УК Швейцарии[3] говорит о потерпевшем не достигшим шестнадцатилетнего возраста, а ст. 192 – о несовершеннолетнем в возрасте более шестнадцати лет. В ст. 227-25 УК Франции[4] говорится о личности несовершеннолетнего в возрасте не более пятнадцати лет, а в ст. 227-27 – о несовершеннолетнем в возрасте более пятнадцати лет и не ставшим полностью дееспособным вследствие брака.

Уголовное законодательство иностранных государств определяет понятия не типичного сексуального поведения примерно в одном ракурсе с российским законодательством.

Одним из видов нетипичного сексуального поведения по отношению к лицу, не достигшему четырнадцатилетнего возраста, в ст. 134 УК предусматривается гомосексуализм (от греч. homoios – сходный, одинаковый и лат. sexus – пол). Он проявляется в достижении субъектом (как мужчиной, так и женщиной) сексуального удовлетворения путем проведения сексуального контакта с лицом одноименного пола (гомосексуальный коитус)[5]. Различают следующие виды гомосексуализма: педерастия, мужеложство, эфебофилия (сексуальный контакт между зрелым мужчиной и подростком), гомосексуальная педофилия (гомосексуальное влечение к детям), лесбийская любовь – женский гомосексуализм, корофилия (сексуальный контакт между зрелой женщиной и девушкой).

Педерастия (от греч. paiderastia – любовь к мальчикам) – гомосексуальные действия с мальчиками (чаще подразумевается совершение более старшим субъектом анального коитуса с мальчиком; иногда данный термин используется и в качестве синонима любого проявления мужского гомосексуализма). По мнению З. Старовича, широко распространенное употребление этого термина для обозначения полового сношения через задний проход между мужчинами любого возраста едва ли можно признать правильным, поскольку для наименования этих действий существует самостоятельный термин – педикация, аналогом которого является понятие мужеложства, принятое в отечественном уголовном законодательстве[1].

Анализ этимологии этих понятий приводит к мысли о том, что в уголовном законодательстве и, в частности, в ст. 134 УК необходимо объединить применяемые термины – мужеложство и лесбиянство в один термин, который бы и применялся в законодательстве – гомосексуальный акт. В данное понятие в ст. 134 УК входили бы: педерастия, эфебофилия, гомосексуальная педофилия и корофилия.

Первое упоминание о гомосексуализме находят в папирусах Древнего Египта (2,5 тыс. лет до н.э.), согласно которым боги Фет и Горус состояли в гомосексуальных отношениях. История свидетельствует о существовании этого порока еще в Индии, Вавилоне, Греции, Римской империи и других древних государствах[2]. Историки Иосиф Флавий (37-95 г. н. э.) и Филон Александрийский (20-54 г. н.э.) пишут о широком распространении гомосексуализма среди древних иудеев. Аналогичные указания имеются и в Библии. Так, по библейскому преданию города Содом и Гоморра погибли в результате поголовного пристрастия их жителей к гомосексуализму. Отношение законодателя к мужеложству в различных государствах и в различное время было неодинаковым[1]. Гомосексуализм преследовался в уголовном порядке, порой крайне жестоко. После того, как христианство стало в древнем Риме государственной религией, гомосексуализм начал наказываться смертной казнью. В изданном в 390 году указе императоров Валентина и Феодосия, установившем за гомосексуальные отношения смертную казнь путем сожжения, указывалось, что "Рим, отец всех добродетелей, не должен опорочиваться рождением женоподобных и ослаблением народного мужества, и всякий должен помнить, что тело есть святой храм души"[2].

В средние века в феодальном обществе гомосексуальные связи отнюдь не пошли на убыль, что заставило папу Григория IX в 1232 г. обратиться со специальным посланием к духовенству Австрии, призывая бороться с гомосексуализмом. Лица, занимающиеся им, приравнивались папой к еретикам. Вышедшие в последующие столетия своды уголовных законов "Каролина", "Терезиана" устанавливали за любые виды гомосексуализма смертную казнь.

Особый интерес из этой группы преступлений представляет инцест (от лат. incestus – смешанный, грязный, безнравственный) – кровосмешение, сексуальное сожительство (связь) между близкими (кровными) родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами, дедами и внуками и т.д. Степень родства регламентируется правовыми нормами, которые могут быть различными не только в разных странах, но и изменяться в одной и той же стране с течением времени. Например, римское право различало incestus juris gentium и inc. juris civilis. К первому относилась связь между восходящими и нисходящими, а также между братьями и сестрами, ко второму – связь между прочими родственниками, которым по римским законам запрещалось вступать между собой в брак. Чрезвычайно расширен круг субъектов кровосмешения каноническим правом, относившим к нему половую связь при всех степенях родства и свойства, "пока их проследить можно"[1]. В Европе X в. инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства. Это привело к тому, что традиционно заключавшиеся аристократией близкородственные браки стали признаваться недействительными. Поэтому при Иннокентии III Лютеранский собор 1216 г. был вынужден ограничить инцест родством четвертой степени по каноническому счету, т.е. восьмой по гражданскому. С родством было сравнено усыновление и духовное родство, свойство же по каноническому праву устанавливалось не только браком, но и обручением.

Инцест был распространенным явлением в разные времена во многих обществах с различными этническими, расовыми и социально-экономическими условиями[2]. Причем практически у всех народов, несмотря на этнокультурные и религиозные различия, инцест запрещался и табуировался[3]. Исключением являлись лишь монаршии династии некоторых древних государств (Древнее Перу, Древний Египет, Персия сасонидов), где династические браки инков и фараонов заключались между кровными братьями и сестрами[4]. Такого рода обычаи существовали и у древних греков, отражением же негативного отношения к этим нравам являются известные сюжеты об Эдипе и Электре, где инцестные отношения, безусловно, осуждаются[5].

Таким образом, сравнительный анализ отношения к половым преступлениям (извращениям) общества, государства и церкви, на различных этапах развития человечества, позволяет нам сделать вывод, что практически у всех народов удовлетворение половой страсти с применением насилия и половые извращения (хотя они понимались по-разному) осуждались церковью, государством и наиболее широко – общественной моралью. Это полностью относится и к Российскому уголовному законодательству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: