Отечественная клиническая психология детства




Клиническая психология детства (другие сходные названия и области: детская клиническая психология, клиническая психология детей и подростков, психология аномального развития) имеет свою историю в отечественной науке. Междисциплинарное происхождение детской клинической психологии обусловлено направлением развития научно-практической деятельности, связанной с изучением, воспитанием, курированием и социальной адаптацией детей с нарушенным развитием. Можно выделить следующие источники возникновения детской клинической психологии. К научным источникам относится прогресс в развитии смежных областей науки: медицины (неврология, психиатрия); педагогики (дефектология); психологии (общая, детская и возрастная, экспериментальная и т.п.). К социальным — гуманизация общества и забота о подрастающем поколении, его здоровье, воспитании, образовании, выделение новых периодов детства (дошкольный возраст, подростничество) [6].

История отечественной детской клинической психологии делится на дореволюционный (российский), послереволюционный (советский) и современный периоды.

В эти времена было представлено научное направление области аномального ребенка, кроме того, развитие смежных наук, прежде всего, медицины, способствовало лучшему пониманию механизмов формирования психики ребенка в условиях болезни. В то же время в психологии возникают различные теории психического развития ребенка.

Для дореволюционного периода характерны научная и практикоориентиро-ванная, педагогическая направленность работы специалистов, имеющих отношение к детской клинической психологии. Отдельно следует назвать имя выдающегося педагога К.Д. Ушинского (1823—1870). Существенным представляется выделение отдельных психических и неврологических болезней, специфичных для детского возраста и изменяющих ход психического развития ребенка. Особое внимание детскому развитию в норме и патологии уделяли выдающийся медик, психолог и философ В.М. Бехтерев, педагог В.П. Кащенко (1870—1943), педиатр, педагог и психолог Г.Я. Трошин. В 1907 году в Санкт-Петербурге В.М. Бехтеревым на базе Психоневрологического института был создан Педологический институт; подобные научно-исследовательские и учебные институты открывались и в других городах России. В работах В.М. Бехтерева также уделялось внимание воспитанию и раннему развитию детей. Интересно отметить, что еще в 1908 г. Бехтерев выступал с лекцией о детском рисунке и его возрастном и клиническом своеобразии. В том же году в Москве была открыта и работала вплоть до революции 1917 года школа-санаторий для детей с дефектами развития, основателем и бессменным директором которой был В.П. Кащенко. Г.Я. Трошин в 1906 году создал по собственному проекту первую в России школу-лечебницу для детей с отклонениями в развитии. Богатый опыт лечения и воспитания детей с аномальным развитием, полученный в созданной им школе-лечебнице, оказался практически забыт на родине. Сам автор был принудительно выслан из Советской России в 1922 г. и скончался в Чехии в 1939 г. Лишь относительно недавно стало известно, что именно Г.Я. Трошин предположил общность законов развития нормального ребенка и ребенка с отклонениями, о чем было написано в его работе 1915 года. Тем не менее, можно заключить, что в дореволюционной России были созданы необходимые предпосылки для развития нового направления в научно-практической деятельности специалистов, связанного с оказанием помощи детям и подросткам с нарушенным развитием, а именно — детской клинической психологии [4; 13; 14].

 

 

Советский период можно условно разделить на три этапа: 1920-е — середина 1930-х годов, 1940-е — 1950-е и этап с 1960-х.

Первый этап (1920 — 1930-е гг.) характеризуется большим количеством достижений в рамках интенсивно развивающейся в то время педологии — общей науке о ребенке. Советские медики, педагоги и психологи работали в единой команде, было много научных и практических задач (формирование представлений о нормативном и нарушенном развитии психики, диагностика аномального развития, программы обучения для особых детей и т.п.), задач, связанных с подготовкой специалистов. В эти годы создает свои лучшие работы Л.С. Выготский, начали работать А.Р. Лурия (1902—1977), Б.В. Зейгарник (1900—1988), С.Я. Рубинштейн (1911—1990). В психиатрии появляются талантливые исследования аномального психического развития и нервно-психических болезней, проведенные Г.Е. Сухаревой (1891—1981), Т.П. Симсон (1893—1960), М.О. Гуревичем (1878—1953) и др. Эта успешная совместная деятельность была прервана в связи с печально известным постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Развитие клинической психологии детства с этого момента могло опираться только на качественную оценку, что дало толчок новому направлению в детской клинической психодиагностике — анализу структуры дефекта. [6; 7; 10; 19].

 

На втором этапе, в 1940—50-х гг., развитие детской клинической психологии происходило, главным образом, в рамках сотрудничества с дефектологией. Активно изучались особенности различных психических процессов у детей с аномальным развитием, разрабатывались программы их обучения, вставал вопрос о возможностях их реабилитации. В 1943 г. учреждение, восходившее к санаторной школе В.П. Кащенко и много раз менявшее название, было преобразовано в Институт дефектологии АПН РСФСР (ныне Институт коррекционной психологии РАО), где проводились исследования психологического дефекта при умственной отсталости и сенсорных нарушениях. Колоссальный вклад в развитие представлений о психическом развитии аномального ребенка внесла М.С. Певзнер (1901—1989), много лет проработавшая в этом институте. [6; 21].

Третий этап (с 1960-х гг.) ознаменовался открытием факультетов психологии в МГУ, ЛГУ (1966) и ЯрГУ (1970), появлением новых специализаций — патопсихология, нейропсихология, необходимостью подготовки специалистов-дефектологов в педвузах для работы в соответствующих образовательных и медицинских учреждениях. Все это дало новый толчок развитию детской клинической психологии. Во многих вузах читается курс «Психология аномального ребенка», вводятся практикумы по клинико-психологической диагностике и коррекции нарушенного развития. На первый план выступают не столько тяжелые, плохо поддающиеся медицинской и психолого-педагогической коррекции формы нарушенного развития, сколько пограничные формы (ЗПР, невротическое развитие и др.); сочетанные виды нарушенного развития (умственная отсталость и психическая патология, комплексные сенсорные нарушения, нарушения общения и др.). Основными векторами являются: научный — создание новой теории о нарушении развития (психический дизонтогенез) и практический — разработка коррекционно-реабилитационного направления. Именно в этот период в отечественной психологии вновь появляются методы современной психодиагностики, прежде всего тесты, в том числе тесты оценки уровня интеллекта. Тесты и методики качественной патопсихологической и дефектологической диагностики становятся практическим инструментом работы детских клинических психологов. Подготовка детских патопсихологов осуществляется на факультетах психологии и, благодаря инициативе С.Я. Рубинштейн и Б.В. Зейгарник, в ходе перепрофилирования логопедов и дефектологов в детских клинических психологов. Отдельно следует отметить развитие теоретических представлений о типологии и механизмах нарушенного психического развития. Опираясь на разработки психиатров (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев (1928—1996), Г.К. Ушаков (1921—1981), С.С. Мнухин (1902—1972)), в 1985 г. В.В. Лебединский (1927—2008) предлагает свою психологическую систематику нарушенного развития. Им было выделено 3 базовых механизма нарушения развития (остановка, поломка, асинхрония) и 6 соответствующих им типов психического дизонтогенеза, обозначены важные факторы (время и локализация поражения, наличие первичного дефекта, изменение меж- ивнутрифункцональных связей) [12; 14; 17; 20; 21].

В конце третьего периода, на исходе 20-го века, широкое применение получили методы нейровизуализации, помогающие в диагностике патологии мозга, накоплен значительный опыт лечения различных нервно-психических заболеваний фармакологическими средствами. Все это привело к расширению возможностей диагностики и лечения, а также к изменению привычных и знакомых форм нарушенного развития.

В это время формируется представление о структуре детской клинической психологии (по аналогии с клинической, медицинской психологией в целом). Структура детской клинической психологии представлена следующими разделами: детская патопсихология, нейропсихология детского возраста, детская психосоматика и психология соматически больного ребенка, психологическая коррекция и психотерапия. Степень разработанности каждого из разделов различна. Одной из наиболее исследованных областей долгое время была детская патопсихология (К.С. Лебединская (1925—1993), В.В. Лебединский, А.С. Спиваковская. Н.Л. Белопольская, Т.К. Мелешко, О.С. Никольская, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко и др.). Детская нейропсихология связана с именами Э.Г. Симерницкой, Л.С. Цветковой, Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок (1947—2007), Ю.В. Микадзе и др. Большое значение имеют также работы выдающихся психиатров — С.С. Мнухина, М.Ш. Вроно (1918—1990), Д.Н. Исаева (1929—2014), И.А. Козловой (1935—2014), В.М. Башиной и других [6; 9; 11; 18].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: