ИСТОРИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ РОССИИ.




Занятие 1.

Цель: познакомить учащихся с историей денежной единицы России.

Оборудование: картинки с изображением товарных денег;

картинки с изображением меховых денег (белка, соболь, куница);

картинки с изображением старинных монет (дирхемы, гривны, алтына, гроша, гривенника, копейки, рубля, полтины, денежки).

 

Ход занятия:

1. Opг момент.

 

2. Сообщение темы и цели.

Знаем Хотим узнать Узнали
Что такое деньги и для чего они нужны. Историю появления денег в нашей стране, кто и когда изобрел первые деньги.  

Что такое деньги? Для чего они нужны?

У денег, как и у всего на свете, есть своя история.

Сегодня вы узнаете, какими деньгами пользовались наши предки.

 

З. Работа над новым материалом.

Во втором классе мы путешествовали во времени, изучая историю развития экономики. Помните необычный остров, жители которого все делали сами своими руками?

Как трудно приходилось выживать в таких условиях!

Как называлось такое ведение хозяйства? (натуральное хозяйство)

Мы решили помочь им. Что посоветовали мы жителям того острова? (обмениваться)

При обмене стало жить немного легче. Сапожник обменивался с садовником, а садовник с дровосеком, дровосек с гончаром и т.д.

Как называется обмен товара на товар? (бартер)

Назовите недостатки бартера. (бартер занимает много времени, трудно определить цену обмена. сложно организовать обмен)

С течением времени выделился товар, на который люди охотнее обменивались. Они были уверенны, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые товарные деньги – вещи, предметы, которые принимались в уплату за товары и услуги. Такое хозяйство стало называться товарным. Почему?

 

Какие товарные деньги вы знаете? Какие предметы пользовались большим спросом в то время?

Выберите среди различных картинок предметы, которые в старину были нужны каждому человеку.

 

(акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, орехи, животные, украшения).

Зачем людям были нужны эти предметы?

 

Что означает слово «скотник»? Это человек, который ухаживает за домашними животными, за скотом. Поднимите руки, кто хотелось бы работать скотником. А раньше скотниками хотели быть многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.

Как вы думаете, что это за деньги?

Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо у человека было, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия. Вдруг с животными что-то случиться! Всего, что накоплено, можно лишиться! Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег» и скотница в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.

Почему животные перестали быть товарными деньгами?

Назовите недостатки товарных денег.

 

Меховые деньги.

Деньгами служили и шкуры животных - белки, соболя, куницы. Почему именно эти животные?

Русская пушнина высоко ценилась. Она была теплая, мягкая, красивая. Особенно привлекали заморских купцов куньи меха. Но и «меховые» деньги оказались недолговечными. Почему?

Назовите недостатки «меховых» денег.

Ракушки каури.

«Меховые» деньги уступили свое место другим деньгам - ракушкам каури.

Блестящие, легкие, прочные, маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие cтpaны Азии, Африки, Европы и с помощью арабских купцов попали на Русь, где им дали название «змеиная головка». Они не портились, не теряли вида и веса и помогали обмену и торговле очень долго.

Металлические деньги.

Сначала на Руси появились заграничные монеты - серебряные арабские дирхемы. Как?

Затем появились свои металлические деньги. Это были не кругленькие монетки, а кусочки металла различной формы - ГРИВНА. Гривной раньше называли шею, загривок, а потом шейное украшение ожерелье. Когда появились монеты, то модницы стали делать из них ожерелья: и красиво, и кошелек, и сразу видно, какая ты богатая невеста. Потом гривной стали называть слитки серебра. Но правитель Киевской Руси, князь Владимир Красное солнышко, захотел чеканить собственные монеты по подобию иностранных. На них изображали портрет великого князя и трезубец - герб Киевской Руси. Монеты, которые чеканили из золота, называли златниками, а монеты из серебра - сребренниками.

Безмонетное время.

На Русь напали татаpo-монголы. Они разгромили русские княжества, и Киевское государство практически перестало существовать. Торговля остановилась, люди перешли к бартеру, и монеты стали не нужны. Если необходимость в деньгах возникала, то для маленьких расчетов использовали ракушки каури, а для крупных - гривны, тяжелые серебряные слитки.

Рубль.

В Новгороде слитки были в форме брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. От глагола «рvбить» произошло слово «рубль».

Копейка.

Когда Русь окрепла, свергла татаро-монгольское иго; государству опять понадобились собственные деньги. Гривны были слишком тяжелые и поэтому стали чеканить легкие деньги - КОПЕЙКИ.. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из разрезанной на кусочки серебряной проволоки. На копейке был изображен всадник с копьем. Монета была мелкой, ее называли «чешуйкой»

 

Почему копейку назвали копейкой? (От слова «копье»)

Были деньги меньше копейки.

 

4. Закрепление.

Задание. Вспомните сказку К. Чуковского:

«Муха, Муха-цокотуха,

позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар-

И купила самовар".

Сколько стоил самовар, если в одной копейке было 2 денежки?

Ответ: полкопейки.

 

Задание. Догадайтесь.

1 рубль = 100 копеек

полтина = 50 копеек

гривенник = 10 копеек

пятак = ____ копеек

алтын = ___ копеек

грош = ___ копеек

(пятак = 5 копеек

алтын = 3 копейки

грош = 2 копейки)

 

Задание. Объясните смысл пословиц:

За морем телушка - полушка, да рубль перевоз. (Где-то далеко товар стоит дешево, а перевоз его стоит немало денег.)

Федюшке дали денежку, а он алтын просит.

Грош за него дать мало, а два много. (2 копейки мало, а 4 копейки это много, значит - алтын 3 копейки.)

 

Задание. На старинной русской монете написано: "Володимир на столе, а се его сребро."

Что это значит?

Это собственные деньги князя Владимира Красное солнышко

 

Задание. Решите задачи.

1) Новгородский рубль весил 200 граммов. Сколько будут весить 10 рублей? А 100 рублей?

(2 кг) А 100 рублей - (20 кг)

 

Тяжело ходить на рынок с кошельком, который весит 20 кг?

 

2) Алеша - три гроша,

шейка - копейка,

алтын - голова,

по три дeнeжки - нога:

вот и вся ему цена.

Сколько копеек стоит Алешка? 13 копеек стоит Алеша.

 

5. Итог.

Что вы узнали из истории денежной единицы России?

Занятие 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: