Связь с западной медициной




Каннабис в Индии: древняя и современная медицина

Вступление

Индия – страна, погруженная в религию и мистицизм. С ними неразрывно связана и Аюрведа – индийская система медицины, название которой сочетает в себе два санскритских слова: "знание" и "жизнь". Эта эффективная система лечения, более 3000 лет назад возникшая из сочетания религиозных верований с эмпирическими экспериментами, широко практикуется и по сей день, удивляя западных медиков.

Подобным же образом, каннабис в Индии тесно связан с религией и мистицизмом – как в индуизме, так и в исламе, и в других, менее известных, традициях [1]. Мерлин дает этому следующий комментарий [2]: " По мере развития науки и эволюции воображения всё явственней проступает глубинная потребность человечества - потребность в переживании экстаза в его первоначальном смысле: как освобождения души от телесных оков и встречи с богами и предками ".

В этой главе будет предпринята попытка рассмотреть медицинские показания, по которым применялся каннабис в старину, в свете современной фармакологической науки.

В основе теории и практики Аюрведы лежит концепция уравновешивания трех функциональных элеменов или дош, из которых состоит тело человека. Это Вата или Вайю (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Надкарни [3] отверг эти определения в пользу более абстрактных [3]: "Слово Вайю в аюрведической литературе обозначает не ветер, а все процессы центральной и симпатической нервной системы. Понятие Питта объединяет пищеварение, термогенезис, кровоток и секрецию желез. Совокупность телесных жидкостей и функция термотаксиса соответствует Капхе.)

Согласно Аюрведе, здоровье зависит от поддержания этих трёх элементов в состоянии равновесия. Под воздействием внутренних или внешних факторов баланс может быть утрачен, что и приводит к болезни.

Аюрведическая терапия применяет религиозные, магические и лекарственные методы. Важная роль отводится лечению травами. Согласно Капуру [4], древнеиндийская фармакопея включала более двух тысяч препаратов, в основном растительного происхождения. Уже во времена Будды, в 250 году до новой эры было известно свыше семисот лекарственных растений.

Особое место среди них принадлежит каннабису.


Каннабис: история медицинского применения в Индии

По данным классических [5–8] и современных [9–11] исследований, каннабис зародился в Центральной Азии, откуда постепенно распространился по всему континенту. Теория гималайских предгорий, выдвинутая Шармой [12], не имеет научной опоры.

Центральноазиатское происхождение было обосновано ботаниками. Их выводы подтвердились при раскопках в Маргиане (современный Туркменистан) [13, 14]. На бактрианских стоянках второго тысячелетия до новой эры были найдены семена и соцветия каннабиса, вероятно, связанные с религиозным ритуалом употребления сомы или хаомы.

Существует и лингвистический аргумент в пользу Центральной Азии – слово бханга происходит из языка ариев, жителей этого региона [15].

Священная книга зороастризма Зенд-Авеста, созданная на територии Персии в 6-м веке до новой эры, указывает на применение бханга в медицине и идентифицирует его с коноплей [16].

Говоря о медицинском применении конопли, Боке [10] отмечает, что честью быть воспетой в Ведах она обязана исключительно своим психоактивным свойствам. Вероятно, впервые они были открыты в Северном Иране, население которого использовало листья (ченг) и смолу (черс) растения как опьяняющие вещества.

Махдихассан [17] проводит параллель между китайским хома, хаомой из Авесты и санскритской сомой, возможно, родственной конопле.

Первое известное упоминание каннабиса содержится в Атхарваведе, 1500 год до новой эры [18]: "Мы говорим о пяти царствах растений. Их возглавляет сома, следом идут трава куша, бханга, ячмень и растение саха, избавляющее от тревог". Гриерсон [18] полагает, что эта последовательность соответствует порядку жертвоприношения; а древнейшими формами жертвоприношения были съедение или сожжение.

Сушрута Самхита, 3-8 век до новой эры, рекомендует коноплю при простуде, катаракте и диарее [18]. Двараканатх [19] упоминает о ее применении в народной медицине (афродизиак и анестетик) [19]. Шаньял пишет [20]: "С древнейших времён для анестеззии применяли также дым горящей индийской конопли (Canabis Indica)".

По мнению Уотта [21], уже в те далёкие времена земледельцы заметили, что каннабис – двуполое растение, а также тот факт, что бханга (мужское растение, которому они приписали женский пол) более пригодна для изготовления верёвок, а бханг (женское растение, которому они приписали мужской пол) служит мистике и медицине. В эпоху Вед индийцы начали культивировать ганджу (в Северной Америке известна как синсемилья) – неопыленные женские растения каннабиса, поскольку неопыленная конопля выделяет больше смолы. Впрочем, не все санскритологи согласны с тем, что в источниках старше 1000 года н.э. bhanga всегда обозначает именно каннабис [25, 26].

Алдрич [22] документально подтвердил использование каннабиса тантристами в 6-м веке новой эры на стыке традиций шайвского индуизма и тибетского буддизма. О нем же упоминает трактат XI века Маханирвана Тантра, посвященный техникам соития, искусству удержания мужского семени и т.д.

Анонимный труд " Анандаканда" ("Корень блаженства") перечисляет сорок три санскритских названия конопли (см. таб. 1) [23]. Многие из них указывают на омолаживающий эффект, каннабиса. Ссылаясь на этот труд, Даш [23] описывает методику выращивания, обработки и смешивания каннабиса с восемью другими лечебными травами. Эта смесь, принимаемая при уединении и половом воздержании в течение 3 лет, якобы может позволить человеку "жить 300 лет без болезней и признаков старости". По мнению Даша, "Анандаканда" была создана в 10-м в. н.э. По мнению Рао [24], описавшего 10 известных рукописей "Анандаканды", она создавалась с 9-го по 12-й век.

Вуястык [26] и Мёленбельд [25] относят трактат к 12-му веку, также отмечая осведомлённость его авторов о побочных эффектах каннабиса. Однако, по их мнению, пальма первенства в описании медицинского применения конопли принадлежит бенгальцу Вангасене. В труде " Чикитсасарасанграха" (11 в.) он рекомендует бханг для стимуляции аппетита и пищеварения, попутно отмечая, что "это лекарство, подобно опиуму, успевает подчинить себе все тело, прежде чем будет переварено и усвоено" [26]. Бханг также упомянут в составе двух лекарственных средств "для долгой и счастливой жизни".

В трактате " Дханавантариянигханту" того же периода описан наркотический эффект конопли [26]. "Йогаратнамала" (" Нить йогических жемчужин Нагарджуны") (12-13 вв., Гуджарат) предлагает использовать каннабис для устрашения врагов, симулируя с его помощью одержимость духом [26].

Труд " Раджанигхату" добавляет к списку названий каннабиса (см. таб. 1) ещё несколько новых имён и описывает её медицинские свойства следующим образом [18]:

(1) катутва (резкость),
(2) кашаятва (вяжущее свойство),
(3) ушнатва (жар),
(4) тиктатва (острота),
(5) ватакапхапахатва (устранение газов и слизи),
(6) самгрдхитва (терпкость),
(7) вакпрадатва (дар речи),
(8) бальятва (дар силы),
(9) медхакаритва (укрепление ума),
(10) срештхадипанатха (наилучшее из возбуждающих средств).

Воздействие каннабиса характеризуется в трактате [27] как " возбуждающее, согревающее, вяжущее; уничтожающее мокроту, изгоняющее газы, вызывающее запор, обостряющее память, усиливающее аппетит".


Таблица 1 Индийские названия каннабиса на санскрите и хинди

аджая – непобедимый, неуязвимый
ананда – радостный, полный веселья, блаженный
бахувадини – разговорчивый, болтливый
бханг – конопля, зрелые листья каннабиса
бхангини – разрушитель трех невзгод
бхарита – зеленый
виджая – победитель
виджпатта – с сильными листьями
вирапаттра – лист героев
вриджапата – с сильными нервами
ганджа – неопыленное женское растение конопли
ганджакини – шумный
гатра-бханга – расчленяющий тело
джая – победитель, победоносный
дивьяка – дает негу, роскошь, опьянение, красоту
днаяна вардини – умудренный
Индрасана – пища Индры
калагхни – помогает взять верх над смертью
мадини – дурман, приворотное зелье
мадхудрава – извлекающий нектар
манонмана – резец ума
маткунари – враг жуков
матулани – жена дурмана
мохини – восхитительный
пашупасавинаини – освобождает создания от земных уз
ранджика – возбудитель восторга
сави – зеленолистый
сакрасана – пища богов
самвида маньяри – болтливый цветок
сана – каннабис
сарварогагхни – средство от всех недугов
сиддха – достигший совершенства духа
сиддхамули – корень духовного совершенства
сиддхапатри – сосуд совершенства
сиддхи – удачливый
сиддхиди – даритель совершенства
сидхди – освобождение, блаженство, результат благочестивой жизни
сукнидхан – фонтан наслаждений
тандракрит – дремотный, сонный
траилокья виджая – победитель трех миров, завоеватель трех частей вуселенной
трилок камая – вожделеемый в трех мирах
унунда – смешливый, весельчак
урджая – даритель успеха
харшани – дающий радость
харшини – возбудитель полового желания, ликующий, даритель восторга, причина эйфории
хурсини – возбудитель полового желания
чапала – проворный, непостоянный, непослушный, рассеянный
чапта – легкосердечный
чарас – смола каннабиса (гашиш), собираемая вручную или просеиваемая
чидалхада – дает счастье уму
чхапала – легкосердечный, причина шаткой походки, причина неустойчивости
Шивбхути – растение Шивы

Примерно в это же время "Шарангадхара Самхита" описывает медицинское применение свежего экстракта бханга [19], сравнивая его с опиумом: " Вьявайю - это средства, которые молниеносно захватывают всё тело, чтобы затем постепенно произвести в нем необходимые изменения, относятся к классу; например, бханга, ахипхена [28] ". Кроме того, каннабис упоминается как опьяняющее зелье и как основной компонент популярного снадобья джатипхалади чурна. Эта травяная смесь лечит грахани (хроническую диарею), каса (кашель), сваса (одышку), аручи (анорексию), кшайя (чахотку), пратишайя (насморк) вызванный вата-капхой [28]. Шарма [29] выявил и исследовал связи этого трактата с тантрической традицией.

В " Раджаваллабхе" (15 в.) Сутрадхара Мандана, прояснены ещё некоторые свойства каннабиса [18]. " Пища Индры (т.е. ганджа) кислая, потворствует безрассудной влюбленности и лечит проказу. Она шлифует ум, распаляет внутренний огонь и приводит к балансу телесные жидкости – это корень блаженства. Подобно нектару бессмертия, ганджа возникла при пахтании Мирового океана, она дарит победу в трех мирах. Услада владыки богов зовется виджайя, победоносная. Трава, исполняющая желания, была дана людям для их благоденствия. Тот, кто прибегает к ней регулярно, свободен от тревог".

Даймок [27] сообщает, что "Рахбулубха" предписывает коноплю от гонорреи. " Дхуртасамагама" (15 в., цит. по [30]) квалифицирует каннабис как снотворное, регулятор телесных жидкостей, возбудитель аппетита, стимулятор ума и афродизиак. В " Аюрведа шаукхьям" Тодарананды [31] сказано, что ганджа "ведет к безрассудству, опьянению и болтливости".

Интерес европейцев к психоактивным свойствам конопли был подогрет в эпоху Возрождения записками Гарсии Да Орта, который, состоя на службе у португальской короны, посетил Индию в 1563 году. Он приводит точное описание и хороший рисунок растения bangue и характеризует его действие так [32]: "Эффект его применения состоит в том, чтоб воспарить над треволнениями и забыться ото всех земных тягот в глупом смехе". Другой пассаж говорит о стимуляции энергии и аппетита: "По утверждению слуг, принимавших это неизвестное мне снадобье, оно помогало им не тяготиться работой, быть счастливыми и есть с большим аппетитом ".

Вскоре после да Орты, трактат "Бхавапракаш" [30] (1600 год) определяет каннабис как антифлегматический, вяжущий, острый и улучшающий пищеварение препарат. Кроме того, индийские и китайские хирурги, вероятно, использовали его для анестезии, иногда в сочетании с алкоголем.

В 18-м веке в Персии был издан трактат Хусейна Хана "Макхзан-аль-Адвия", оказавший огромное влияние на Унани Тибби – индийскую ветвь арабской медицинской традиции. На страницах этого труда каннабис фигурирует в составе снотворных, тонизирующих и седативных препаратов. Также о нем сказано [33]: "Порошок из листьев конопли очищает мозг, соком листьев моют волосы, выводя перхоть и паразитов. Будучи закапан в уши, он снимает боль, выжигает червей и насекомых. Сок применяется при диарее, гонорее, уменьшает выделение семени и служит мочегонным. Теми же свойствами обладает кора. Порошком обрабатывают свежие язвы и раны. Припарка из вареного корня и листьев лечит простые и рожистые воспаления, устраняет невралгические боли".

Али Горджи (в личной беседе, 2004) сообщил, что часто консультируется с этим трактатом, и добавил, что каннабис оказался полезным при желудочных расстройствах, тошноте и воспалении матки.

Кэмпбелл [1] приводит названия каннабиса из "Макхзан-аль-Адвия": " Дарящий Веселье, Небесный Поводырь, Рай Бедняка, Утешитель-В-Горе ". Даймок с соавторами дополнили их ряд [34] эвфемизмами " Пьяный Лист, Трава Факира, Зеленый Тент, Сажающий-На-Трон ".

И.& Р. Чопра [30] цитируют другое место из трактата: " Бханг чтят среди лучших даров Бога. Он возбуждает энтузиазм, абсорбирует желчь, рапаляет аппетит и при умеренном употреблении способствует долголетию. Бханг ускоряет фантазию, углубляет ум и обостряет суждение".

 

Связь с западной медициной

Медицинское использование так называемой "Индийской конопли" было заново открыто на Западе в 19-м веке. В 1813 году Эйнсли [35] упоминает об использовании ganjah и bangie не только в качестве опьяняющих средств, но и как лекарства от диареи и геморроя. В 1839 году сэр Уилльям Б. О'Шоннеси написал [36] о каннабисе монографию, изданную в Великобритании в 1843 году [33]. Вкладом автора стала разработка современной модели всестороннего исследования, включавшего: обзор санскритских и арабских источников; описание медицинских препаратов, содержащих бханг (листья взрослого растения), ганджу (неопыленные цветы женского растения) и чарас (обработанную смолу каннабиса) и данные о применении конопли в современной автору Индии. Особый интерес представляет история клинических испытаний, в ходе которых каннабис успешно применялся при лечении холеры, ревматизма, белой горячки и детских конвульсий. Тогда же было впервые отмечено исцеление столбняка.

Антиспазматический эффект каннабиса подтолкнул исследователей к опытам над больными бешенством. "Снадобье, поднимающее дух и неопасно притупляющее физическую чувствительность, стало манной для несчастных [33] ". Прекращение агонии дало надежду пациентам и докторам: "С болезни сорван покров ужаса. Она всё так же фатальна, но по силе предсмертных мук уступает заурядным недугам". Подводя итоги, О'Шоннеси заключает: "Медицина обрела в конопле антиконвульсивное снадобье высшей ценности".

Клинические испытания в Индии и Британии доказали эффективность каннабиса при мигрени и невропатических болях [37, 38]. Было зафиксировано поразительное исцеление пациента не только от похмельного синдрома с сопровождающей головной болью, но и от холеры [39]! Черчилль лечил каннабисом маточное кровотечение [42], Кристисон применял его при родах [41] (см. [33]).

Через десять лет каннабис сочли достойным отдельного раздела в Джонстоновой "Химии Повседневной Жизни". Редакционный врез гласил [43]: "В Индии его называют усилителем удовольствия, возбудителем желания, клеем дружбы, душой смеха и причиной нетвердой походки – каждый из этих эпитетов соответствует определенному аспекту воздействия". Примерно в то же время каннабис-терапия приобрела популярность и в Северной Америке [44].

В 1870 году Дутт пишет о препаратах бханга [45]: " Ряд бханговых сладостей, таких как Камешвара модака, Мадана модака, Бальясакрасана модака являются афродизиаками, помогают при хронических заболеваниях кишечника и слабости". Далее приводится рецепт Мадана модака, включающий наряду с каннабисом другие лекарственные травы, однако "листья, семена и цветки конопли, обжаренные в масле, по весу равны всем прочим компонентам ". Снадобье назначали при "кашле, хронических недугах кишечника, импотенции".

В 1877 году Керр составляет подробный доклад о Бенгалии, включающий в себя сведения по истории, религиозному контексту, выращиванию и применению каннабиса и его производных [46]. Собранный им материал был использован при составлении рапорта "Индийской Комиссии по медицинскому применению конопли" [47]. Особое внимание в отчёте уделено технологии выращивания ганджи с обязательным требованием выбраковки мужских растений так называемым "ганджа доктором". Таким способом предотвращают опыление, что способствует выработке смолы. Несмотря на ряд предвзятых суждений, автор приходит к выводу: "Однако, по моему мнению, полный запрет на ганджу не сулит нам никаких моральных выгод".

Уотт [21] отмечает, что каннабис – "ценное средство при мигрени, в обсобенности, для предупреждения её приступов. Он устраняет также буйные проявления безумия". Он перечисляет имена множества европейских медиков, лечащих препаратами конопли нарушения самого разного свойства. Один из этих терапевтов, Даймок, рассказывает [34]: "Я давал экстракт больным хроническим ревматизмом в дозировке от половины до одного грана. Он полностью устранял боль, делал пациентов неумеренно словоохотливыми, жизнерадостными и вдобавок награждал волчьим аппетитом". Даймок цитирует древнеиндийские пословицы: "Одна затяжка ганджей – нет забот", "Кури ганджу, расти ум".

Конопля в разных своих формах неизменно оставалась в фокусе внимания, как объект изучения и критических нападок. В связи с подозрениями о ее разлагающем действии на нравственность, британские колониальные власти Индии организовали комиссию для всесторонней проверки этого вопроса [47]. Собранный комиссией материал занимает более трех тысяч страниц. Итогом ее работы стали следующие тезисы [48]:

(1) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на тело. Как и в случае с другими наркотиками, злоупотребление ослабляет организм, делает его в большей степени подверженным заболеваниям. В этом смысле каннабис не опаснее большинства веществ.

(2) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на мозг. Исключением бывают индивиды, предрасположенные к ненормальному поведению. Однако злоупотребления и передозировки могут привести к дестабилизации психики и, в конечном итоге, довести до безумия лиц, имеющих наследственную предрасположенность к психическим нарушениям.

(3) При умеренном употреблении каннабис не оказывает вредного воздействия на нравственность. Злоупотребление, однако, приводит к деградации. Известны случаи, когда употребление каннабиса влекло вспышки агрессии, но они крайне редки и немногочисленны.

Комиссия выступила против ограничений медицинского использования каннабиса. Много одобрительных слов было сказано о его глубинной связи с религией и широком применении для лечения людей и животных. "Интересно отметить, что эти снадобья чаще всего используются для тех же целей и теми же способами, которые были рекомендованы много веков назад – однако многие местные доктора уже прописывают их в полном соответствии с требованиями современной европейской медицины. Canabis Indica следует рассматривать как одно из важнейших растений индийской фармакопеи [1]".

Особое внимание в рапорте отводится паталогическим случаям и осложнениям, связанным с приемом каннабиса – несмотря на явный дефицит такого материала. Подводя итоги, Миллс пишет [49]: "Индийцы употребляют конопляные наркотики регулярно и по самым разным поводам, и вполне возможно, что их употребление противопоказано некоторым субъектам, которые под их воздействием бывают обуреваемы безумием либо кровожадностью. Именно эти немногочисленные субъекты, впавшие в безумие или кровожадность, попадают в сеть колониального правосудия, - и именно они воспринимаются как олицетворение всей Индии, употребляющей каннабис. Глядя на них, колониальные власти создали себе представление обо всех индийских потребителях конопли как об опасных, безумных и потенциально агрессивных людях".

Временами и сами колониальные чиновники проявляли непредвзятость, позволявшую выйти за рамки этноцентрического шовинизма. Капитан Р. Хаддльсон, назначенный комиссаром в округ Акола, в 1872 году пишет [50]: "Не следует возводить клевету на эти смеси [препараты каннабиса], обвиняя их в причастности к преступлению. Скажем так, они причастны к нему не больше, чем базарный самогон, налакавшись которого, банджар идёт грабить на большой дороге. Не больше, чем пиво и джин, что глушит английский хулиган, прежде чем избить жену и оскорбить полицейского". Современные эпидемиологические изыскания исключают связь между каннабисом и насилием и безумием [51], но дебаты продолжаются.

В 1897 году конопля приобретает известность как панацея от столбняка [52]. Терапия ганджей в Индии оставила позади другие виды лечения. Уоринг [52] описывает её эффективное применение при начинающихся судорогах, с титрированием по мере потребностей пациента. Более поздний источник [53] рекомендует курить ее каждые несколько часов в течение необходимого периода, который варьируется от недели до полутора месяцев. В 1880 году Лукас [54] выступил с докладом о применении каннабиса при столбяке перед представителями британской медицинской прессы.

Тем временем каннабис распространялся в колониях Великобритании вместе с индийской диаспорой. Эмигранты применяли его как медикамент и подспорье в работе. В Южной Африке растение прозвали местным словом дагга [55], на Ямайке с 19 века преобладает индийское название ганджа [56, 57], а тонизирующий эффект каннабиса нашел применение в традиционной медицине [57].

Медицина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: