Освещение кабины и рабочих мест экипажа на самолётах первоначально выполнялась обычными лампами накаливания. В дальнейшем стали широко применять шкалы приборов и надписи на приборных досках, выполненные светонакопительной массой, с подсветкой приборных досок светильниками ультрафиолетового облучения (УФО). В качестве арматуры применялись стационарно установленные световые приборы с самолётными ртутными люминесцентными лампами УФО-4 с подогревом катода и УФО-4А с автоматическим зажиганием. Отражатель светового прибора закрывается чёрным светофильтром, пропускающем только УФ-лучи. Часть светильников комплектовалась сдвижными светофильтрами, при поворачивании освобождающими сектор отражателя - в этом случае происходит освещение приборной доски слабым белым люминесцентным светом. Мощность лампы составляет максимально 6,4 Вт при введённом омическом сопротивлении 30 Ом, при этом эффективность свечения лампы составляет 135 % от номинала. Все УФ-светильники работают только со специально разработанными для них ползунковыми реостатами, с помощью которых происходит первичный запуск лампы и дальнейшее поддержание необходимого уровня мощности.
Для общего освещения в полёте предназначались различные потолочные плафоны белого или синего света.
Недостатки этого оборудования заставили кардинально изменить систему освещения кабин.
Красное освещение кабины Ан-26
Потолочное освещение грузовой кабины Ил-76
Освещение салона Ан-24
Отечественные летательные аппараты, разработанные в 70-х годах 20 века и позже, имеют для снижения утомляемости зрения у экипажа матово-зелёную (изумрудную) или серо-голубую окраску приборных досок, щитков и панелей кабины. Для снижения времени адаптации зрения при переводе взгляда с приборных досок на внекабинные объекты при выполнении ночного полёта широко применяется красное освещение многоламповыми светильниками, не дающими теней, с плавной регулировкой яркости света и местное точечное освещение, а также светящиеся красным надписи и символы. Так как в красном свете зелёная кабина кажется коричневой, а красная окраска аварийных органов управления не различается совершенно, то вся аварийная раскраска выполняется в косую полоску с чередованием красных и зелёных, а также красных и белых линий.
Белое освещение применяется на земле, и в полёте — при необходимости, и реализуется теми же светильниками, что и красное, переключением групп ламп. Собственно светильник состоит из прямоугольного светопровода в корпусе с системой подвижного крепления, в котором на равном расстоянии монтируются лампы накаливания. Обычно красные лампы чередуются с белыми. Применяются лампы типа СМ28-2,8 белые, СМК28-2,8 красные и СМ-37, СМК-37 на 27 или 6,3 В, также на лампах на 6,3 вольта выполняется встроенный подсвет приборов. Схема регулировки яркости 27-вольтовых ламп может быть собрана в распределительных коробках (РК) или блоках освещения (БО). Принцип регулировки основан на изменении тока перехода «коллектор-эмиттер» мощного транзистора при соответствующем изменении тока базы. В цепи базы каждого транзистора установлен переменный резистор, выведенный на щиток управления освещением, а в эмиттерную цепь включена нагрузка — группы ламп светильников. Переключение «красное — белое» производится группами реле. В более простом варианте для регулировки яркости ламп применяются мощные переменные сопротивления (реостаты). Лампы же на 6,3 В питаются переменным током через трансформаторы Тр-60 или Тр-100 со ступенчатым регулированием или РНМ-1 (регулятор напряжения малогабаритный) с плавным регулированием (по типу ЛАТРа). Трансформаторы понижают 115 вольт до 6,3.
Верхнее освещение салона Ту-144
Авиационная светосигнальная арматура - патроны со светофильтрами, табло, кнопки-лампы разных типов
Самолётный бестеневой светильник красно-белого освещения под лампочки СМ-37
Дежурное освещение кабин применяется при работах в кабине самолёта на земле. Могут использоваться самостоятельные плафоны для освещения проходов и рабочих мест или дополнительные лампы белого освещения в рабочих светильниках красно-белого освещения, или плафоны ПС-45, П-39, и аналогичные. Кроме того, для местного освещения приборов и щитков на всех типах летательных аппаратов широко применяются одиночные светильники типа СМ-1БМ (белый), СМ-1КМ (красный), С-60, С-80, щелевые красные СВ, щелевые белые СВБ. Некоторые пульты управления покупных изделий имеют встроенную красную подсветку надписей и символов с помощью арматуры подсвета АПМ, а на вертолётах подсветка АПМ используются практически на всех электрощитках и панелях.
В качестве аварийных источников света используются стандартные светильники СБК, которые устанавливаются на легкосъёмном подвижном основании или шарнирном подкосе. Эти светильники имеют собственную встроенную регулировку яркости света и переключаемый красно-белый светофильтр. В СБК устанавливается малогабаритная лампа СМ28-4,8.
В освещении техотсеков самолётов широко распространены светильники П-39 и ПС-45. Эти светильники монтируются на шарнирных основаниях, на подкосах или заподлицо с панелями внутренней обшивки отсеков. Иногда на них применяется белое матовое стекло-рассеиватель, но чаще установлена защитная сетка. Устанавливаются и плафоны с люминесцентными лампами дневного света, запитанные от бортовой сети переменного тока.
Освещение пассажирских салонов обычно делится на общее, ночное, дежурное и индивидуальное. Лампы общего, ночного и дежурного освещения расположены в общем световом коробе, обычно на потолке вдоль всего пассажирского салона. Часто применяются лампы дневного света типа ЛТБ и лампы накаливания. Группы ламп накаливания образуют ночное и дежурное освещение. Дежурное освещение включается при неработающих двигателях и отсутствии наземного аэродромного питания — от аккумуляторов. В коробе общего освещения через определённые интервалы включаются плафоны с лампочками, а также плафоны освещения входных дверей, плафоны освещения вестибюля, кухни, туалетов. Для индивидуального освещения пассажирских мест применяются точечные светильники, вмонтированные в багажные полки. Управление освещением в салонах осуществляется со щитка бортпроводника.
Литература и документация
§ Авиационное оборудование / под ред. Ю. П. Доброленского. — М.: Военное издательство, 1989. — 248 с. — ISBN 5-203-00138-3.
§ Электрооборудование летательных аппаратов (Учебное пособие). — Севастополь, 1974.
§ «Самолётные и аэродромные световые приборы» Машиностроение 1964 год.
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие Н»
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие ВП»
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие 4502»
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие 80»
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие 140»
§ «Кн.4 часть 3. Авиационное оборудование изделие 501»
Последняя правка сделана 3 месяца назад участником Vivan755