Принципы психосоматической терапии у детей и подростков.




Клинико-пснхологические (общие):

1.индивидуализации - терапия определенной болезни у определенного больного.

2.опосредованности - действие любого из средств лечения не свободно от аффектов опосредования, прежде всего психического. Лечение должно быть опосредовано установками ребенка, страхом перед лечением, установками родителей, врача, внешними характеристиками медикаментов и способами их введения.

3.отношений - любое лечение - это не воздействие врача на болезнь или больного, а процесс отношений врача и больного, причем мотивация отношений слишком часто неосознаваема.

4.среды - среда (одушевленная и неодушевленная) включена в систему лечебных отношений и является их существенным элементом.

5. гуманизма - терапия не может быть удовлетворительной, если ее средства и методы игнорируют интересы личности и ее развития.

Клинико-динамические:

1. системность (комплексность) терапии с обязательным участием врачей различного профиля (педиатра, психиатра, психотерапевта, детского невропатолога и но необходимости - других узких специалистов).

2.приоритетность лечения психиатром и психотерапевтом на различных этапах развития психосоматических расстройств, за исключением остро возникающих ургентных состояний, где эти специалисты наряду с педиатрами или реаниматологами должны проводить дополнительную терапию.

3.преемственность (этапностъ) терапевтических мероприятий, производимых специалистами различного профиля, исключающая неадекватное изменениетерапии и тем более резкую отмену психотропных препаратов.

Клинико-патогенетические:

1. обязательное использование антидепрессантов;

2. дифференциация антидепрессивной терапии на основе типологии, степени выраженности и генеза депрессивных нарушений;

3. проведение седативной терапии с учетом аффекта тревоги и локализации соматических расстройств;

4. использование психофармакотерапии, дегидратационных, рассасывающихсредств, вазопротекторов и корректоров поведения при церебрально-органической недостаточности и патологических чертах характера.

В лечении психосоматических расстройств у детей и подростков должна использоваться комплексная (патогенетическая и симптоматическая) терапия.

В связи с тем, что депрессия лежит в основе вегетососудистых расстройств, т.е. является основным фактором патогенеза и облигатным симптомо-комплексом психосоматических нарушений, ведущее место в лечении должны занимать антидепрессивные и/или другие лекарственные средства, обладающие антидепрессивной направленностью действия.

Следует помнить, что при лечении депрессивных нарушений при психосоматических расстройствах у детей и подростков необходимо учитывать качественные особенности клинической картины депрессии, т.е. этиологические варианты (астеническая, тревожная, тоскливая и смешанная - асгенотревожная и тревожно-тоскливая), а также качественные и количественные особенности патологических проявлений.

При всех видах депрессии на начальном этапе для получения выраженного терапевтического эффекта нередко достаточно назначения препаратов растительного происхождения, обладающих антидепрессивным характером действия, реже - синтезированных антидепрессантов. Наряду с фитосредствами с антидепрессивным характером действия следует назначать препараты с седативным и тонизирующим действием (таблица № 1).

Таблица № 1

 

Возраст Часть взрослой дозы
до 6 мес. 1/10
6 мес.-1 год 1/8
от 1до 2 лет. 1/7
от 2 до Злет 1/6
отЗдо 4лет 1/5
от 4 до 6 лет 1/4
от 6 до 8 лет 1/3
от 8 до 10 лет 1/2
от 10 до 14 лет 3/4
от 14 до 18 лет 1/2-1

 

Если дозы синтетических психотропных препаратов у детей и подростков определены, то дозировки большинства лекарственных средств растительного происхождения пока не установлены. Поэтому, для расчета их доз целесообразно пользоваться таблицей, предложенной Б.Н. Гажевым с соавторами (1995), в которой для каждой возрастной группы рекомендованы усредненные дозировки. Этой таблицей следует пользоваться при применении фитотерапии по рекомендации любых литературных источников, если не указаны возрастные дозы.

В качестве фитопрепаратов с антидепрессивным действием могут использоваться: вьюнок полевой (повилика), герань розовая, душица,ель, жасмин лекарственный, кориандр посевной, маралий корень, огуречная трава, шафран посевной и другие. К лекарственным растениям со стимулирующим и тонизирующим действием можно отнести: аир болотный, алое, базилик, гвоздичное дерево, грейпфрут, кизил, клевер (белый), можжевельник, мордовник, мускатный орех, овес посевной, одуванчик, розмарин, сандал, чайное дерево, фенхель и другие. Успокаивающее и седативное действие на ЦНС оказывают: горицвет (адонис) весенний, анис, апельсин, астра, багульник, береза белая, боярышник, чай луговой, вереск, гвоздика, герань луговая, перец водяной, дыня, мокрица, ноготки (календула), калина, иван-чай, кувшинка белая, кукуруза, зайцегуб (лагохилюс) опьяняющий, ладан, ландыш майский, салат посевной, лимон, морковь огородная, мята перечная, полевая, пион, полынь и другие.

С целью дегидратации целесообразно использовать такие фитопрепаты как: боярышник, вьюнок полевой, герань розовую (пеларгонию), душицу обыкновенную, огуречную траву, шафран посевной, овес, чабрец, терн, укроп, шиповник и другие.

Если фитотерапия оказалась недостаточно эффективной, после 2-хнедельного лечения (можно после недельного перерыва в лечении), следует переходить к антидепрессивным препаратам (2-ой этап) (таблица № 3) в сочетании с транквилизаторами (при выраженном тревожном компоненте депрессии) (таблица № 4) и ноотропами. Дополнительное введение нейролептиков (таблица,№ 5) необходимо только в случаях выраженных патологических особенностей личности и эндогенного происхождения депрессивных расстройств и связанных с ними соматических нарушений.

Общие принципы назначения антидепрессивных препаратов при психосоматических расстройствах у детей:

-адекватность назначаемого антидеирессанта типологическому варианту депрессии;

-учет характера и особенностей психотропного действия применяемого антидепрессанта;

-использование антидепрессантов и их дозировок следует проводить с учетом степени выраженности депрессии;

-наращивание доз и отмена лечения антиденрессивными препаратами должны быть обусловлены характером депрессивных проявлений;

-выход на адекватную состоянию дозу антидепрессанта следует осуществлять постепенно в течение 10-15 дней, если речь идет об антидеирессантах с выраженным седативным эффектом; в течение 7 дней - сослабым седативным эффектом и быстро (в течение 2-3 дней) при использовании препаратов комбинированного (сбалансированного) действия - пиразидол, паксил. анафранил и другие;

-оптимальная доза должна достигаться ко дню начала антидепрессивного дей ствия препарата;

-в конце лечения постепенно снижать дозу;

-необходимость комбинирования антидепрессантов с другими психотропными препаратами должна определяться генезомдепрессивных расстройств

-широкое использование антидепрессантов растительного происхождения, которые в связи с малой дозировкой активных веществ наиболее адекватны в лечении психосоматических расстройств у детей.

Таблица №2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: