Психотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков.




Психотерапия предполагает: обязательный учет при составлении инди­видуальной программы всех основных характеристик как личности пациента, так и клинической картины психосоматического расстройства (клиническая форма, этап заболевания и ведущий психосоматический синдром, психопатоло­гическая типология аффективного расстройства (депрессии), лежащего в его ос­нове, сопутствующая психопатологическая и соматоневрологическая симптома­тика, характеристика внутренней картины болезней).

Индивидуальная - разговорная психотерапия (глубинно-психологическая или конфликт центрированная) основана на взаимодействии врача и личности больного. Этот метод целесообразно использовать на этапе индивидуального психологического консультирования, при выявлении психосоматических расстройств, а также при амбулаторных приемах во время катамнестического наблюдения.

Основные задачи:

- глубокое изучение личности больного;

- выявление и изучение этиопатогенетических механизмов, способствующих
возникновению и сохранению болезненного состояния;

- достижение осознания больным причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;

- помощь в разумном разрешении психотравмирующей ситуации;

- изменение взаимоотношений больного с окружающими, коррекция неадекватных реакций и форм поведения.

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей и подростков должна сочетаться с семейной психотерапией, которая направлена на изменение совокупных и взаимосвязанных взаимоотношений, складываю­щихся в семье и обнаруживающих значимую связь с болезнью, лечением и со­циальным восстановлением больного. Многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения, особенно в раннем детстве, в младшем до­школьном и младшем школьном возрастах. Поэтому проведение семейной пси­хотерапии при психосоматических расстройствах является почти всегда обяза­тельным.

Цель семейной психотерапии – ориентация родителей и прародителей в вопросах воспитания, играющих значительную роль в формировании завышен­ного уровня притязаний и, как следствие этого, в возникновение эмоциональных нарушений, а также корректировка воспитательных подходов с устранением возникших личностных изменений и профилактикой неадекватных аффектив­ных реакций.

Суггестивная психотерапия в форме внушения в гипнотическом или бодрст­вующем состоянии, аутогипноз направлена на улучшение настроения, ослаб­ления болезненных ощущений и переживаний, оптимизацию состояния от­дыха и мобилизацию ресурсных сил организма.

Весьма эффективными методами, суггестивной психотерапии, детей дошколь­ного и младшего школьного возраста являются: психическая саморегуляция срекомендацией кратких и простых формул самовнушения, которую можно при­менять с 5-летнего возраста и внушение устами матери ("материнский гипноз").

Рациональная психотерапия предполагает логическое воздействие на психи­ку больного с целью изменить неправильные представления о проявлениях болезни и степени ее тяжести, выработать лучшее понимание собственной жизненной ситуации и избрать более эффективные способы реагирования на них.

Нервно-мышечная релаксация и аутотренинг направлены на релаксацию мускулатуры, нормализацию деятельности вегетативной нервной системы, эмоциональное равновесие.

Поведенческая (бихевиоралъная) терапия модифицирует осознаваемые и неосознаваемые неадаптивные формы поведения по заранее составленной программе с помощью методов поощрения, наказания, принуждения и вдох­новения.

Игровая психотерапия включает невербальные игры и основана на вербаль­ных контактах с "десенсибилизирующим" характером. Способствует адапта­ции больных к реальным условиям жизни через этап игры в ситуациях, кото­рые актуальны для них. К методам игровой психотерапии может быть отнесена сказкотерапия.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому что, с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь. (См. приложение №1)

Арттерапия (терапия изобразительным творчеством) используется в каче­стве средства общения, для получения расслабления, улучшения самооценки, преодоления страхов и психотравмирующих ситуаций, улучшения понима­ния и отреагирования проблем. Средства могут быть различны: рисунок, леп­ка, танец и т.д.

Имаготерапия (символ-драма) позволяет детям и подросткам в различных образах реализовать свои измененные представления, что имеет как терапев­тическое, так и диагностическое значение.

Методы групповой психотерапии применяются для устранения социальной изоляции детей или подростков и помогают им почувствовать, что они не одиноки со своими проблемами. Групповая психотерапия дает также воз­можность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их.

На всех возрастных этапах эффективно проведение музыкотерапии, ока­зывающей успокаивающее или активизирующее влияние на эмоциональный статус ребенка, т.е. непосредственное лечебное воздействие, или выступаю­щей в качестве вспомогательного приема, сопровождающей другие психоте­рапевтические методы.

Психоанализ используется для понимания и интерпретации расстройств в целом и отдельных его проявлений, выявления подавленных или вытеснен­ных комплексов, влечений, переживаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: