Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ




Сжатое изложение: всегда ли краткость - сестра таланта?

О сжатом изложении вам говорят учителя на протяжении всего года, или даже двух последних лет.

Да, говорят много, пишут с вами изложения, разбирают способы, но, к сожалению, очень часто этими способами овладевают ученики неважно, даже совсем неважно.

В чем же дело?

Мне, как эксперту, кажется, что к изложению вы часто подходите бездумно, не понимая четко задачу, которая поставлена перед вами.

Чего от вас хотят?

Сжатие текста – основное умение, ведь как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром. Понимать, что говорится, и уметь это передать без искажения смысла говорит о высоком интеллекте и способности соображать. Я уверена, что каждый из вас это может, только над этими вещами надо работать, желательно долго и упорно, а коль времени у нас мало, то просто упорно.

Поехали!

Как это делается?

Критерий 2 (3 балла) предусматривает, что вы применили 2 способа сжатия текста. На самом деле их, конечно, больше.

Какие есть?

1. Прием обобщения. В изложении могут встретиться несколько предложений, в которых разворачивается одна мысль. Сложное предложение тоже может содержать информацию, которая превышает объем необходимого. Их все можно сократить без ущерба для смысла.

2.Прием замены. Однородные члены можно заменить обобщающим словом, сложное предложение можно заменить простым, прямую речь – косвенной, повторы, часто выступающие как средства выразительности, устранить за счет употребления местоимений.

3. Прием исключения. Исключаем все, что так или иначе не влияет на основной смысл. Это повторы, пространные примеры, вводные слова и предложения (мнение автора в изложении можно и опустить), а также все, что является стилевыми «украшениями»: риторические вопросы и восклицания, цитаты, описания.

Теперь возьмем текст и попробуем это сделать на конкретном примере. Изложение заимствовано из вариантов предыдущих экзаменов, коих немало в интернете. Вот известный текст:

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, — он допускает роковую ошибку.

Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение; не успел купить марку для своей коллекции – огорчение; у кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение. Еще какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная. Она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной. (По Д. Лихачеву.)

Сжимать текст надо после того, как вы его прослушали и записали полностью. Теперь его прочитаем «с умом», то есть определим цель автора, его идею и кратчайшим путем проследуем от первой ко второй.

Итак, первый абзац.

Здесь автор объясняет понятие «настоящая цель» и приводит примеры целей достойных и недостойных.

В первом предложении сокращаем ряд однородных членов: настоящая цель помогает человеку прожить жить достойно.

 

Второе и третье предложение можно объединить, при этом исключив ряды однородных членов: приносить добро людям – цель достойная, а накопление материальных благ – роковая ошибка для человека. (Способ обобщения и исключения).

 

Во втором абзаце автор, Д.С. Лихачев, подробно объясняет, почему цель накопления – роковая ошибка. Это по сути разворачивание предыдущей мысли с подробными примерами. Вот и выберем из этой микротемы самое главное.

Цель приобретения материальных благ может принести глубокое разочарование. Если человек не достигает цели, то в итоге он остается без всего, о чем мечтал. Мы убрали все однородные члены, из осложнённого первого предложения сделали неосложненное. (Способ исключения и обобщения).

 

Люди, для которых желание приносить добро другим – внутренняя потребность сердца, ничего не теряют и радуются каждому поступку.

Здесь мы объединили два предложения в одно, заменив второе придаточным (способ обобщения и замены).

Третий абзац: первое, второе и третье предложения сократим немного, они важные, выбрав методы исключения и обобщения: Главная жизненная задача должна диктоваться любовью ко всему окружающему, а не достижением личностных успехов. Еще мы сократили последний ряд однородных членов, применив прием обобщения.

 

Вот так и сжимается текст. Попробуйте сами, текстов изложений в интернете много, они в свободном доступе. Вам ведь хочется получить высокий балл? Тогда вперед!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: