На первой ступени школьного обучения в ходе освоения содержания по курсу «Окружающий мир» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
· осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
•умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем
своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и куль
туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Планируемые результатами освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
· характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;
· обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);
· объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;
· демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
· сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
· группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);
· сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
· называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
· характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
· группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
· характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
· ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
· наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
· на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
· выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
· использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;
· обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
· определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
· понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
· находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
· осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
· соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
· пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
· выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
· оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
· называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
· различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
· ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)
· описывать достопримечательности Московского Кремля;
· использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
· работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
· различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
· проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
· использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
· проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
· оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
· понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
· понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
· пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
· работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
· соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
· выполнять правила безопасного поведения в природе.
6.Содержание курса «Окружающий мир»
- Источники информации об окружающем нас мире (3—6 ч*)
Книга как основной источник информации об окружающем нас мире. Учебник: Оглавление, иллюстрации, система значков-пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, Словарик, Толковый словарь.
Общение со старшими и сверстниками как основной источник получения новых знаний. Опыт и наблюдение.
Практические работы, экскурсии: ознакомление учащихся с двумя-тремя книгами из нового учебного комплекта по окружающему миру и условными обозначениями в них. Экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края», экскурсии на школьный учебно-опытный участок, в школьную библиотеку на тему: «Книги — наши друзья».
Планеты и звезды (2—4 ч*)
Земля. Вид Земли из космоса. Глобус — уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Звезды. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Планеты. Солнце — ближайшая к планете Земля звезда. Солнце — источник тепла и света для планеты Земля. Вращение Земли вокруг Солнца — причина смены сезонов года на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах). Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.
Свойства воздуха и воды (4—5*)
Общие представления о воздухе как смеси газов. Свойства воздуха (прозрачность, бесцветность, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи, способность передавать звук).
Вода и ее свойства (прозрачность, бесцветность, не имеет вкуса, запаха, текучесть, вода как растворитель). Роль воды в
природе и жизни человека. Необходимость бережного использования воды.
Демонстрации: вращение Земли вокруг своей оси (с помощью глобуса), движение Земли вокруг Солнца (с помощью теллурия).
Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачность, бесцветность, способность передавать звук). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть). Фильтрование воды, изучение свойств воды из разных источников (вода из-под крана, колодец, водоем, лужа).
Неживая и живая природа Земли (15—33 ч*)
Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени (фасоль или горох). Корень, стебель, лист. Дыхание и питание растений.
Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами, луковицами, корнями, клубнями). Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство родного края (на примере овощных, плодовых, бобовых, зерновых, декоративных растений). Охрана растений. Растения Красной книги России. Охраняемые растения своей местности.
Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение шляпочного гриба. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Другие виды грибов (общее представление о плесневых грибах).
Животные Земли. Разнообразие животных, особенности внешнего вида, питания, условия жизни (насекомые, рыбы, птицы, звери). Защитные приспособления у животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой (иглы ежа, зеленая окраска кузнечика, предупреждающая окраска божьей коровки, сходство мухи-журчалки и пчелы). Взаимосвязи животных и растений. Значение диких и домашних животных в жизни человека. Охрана животного мира. Животные Красной книги России. Охраняемые животные своего края.
Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Опыт «передвижение воды по стеблю от корня к листьям». Изучение особенностей внешнего строения папоротников и мхов с использованием гербария. Наблюдение за комнатными растениями и знакомство с правилами ухода за ними, размножение с помощью черенков. Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги своей местности. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Уход за животными — обитателями живого уголка. Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для младших школьников. Экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами», экскурсии на животноводческую ферму, в заповедник, заказник родного края.
Человек разумный — часть природы (3—6 ч*)
Человек разумный — часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Внешность человека, его индивидуальность (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга.
Понятие о здоровье: стойкость к болезням, жизнерадостность, выносливость. Режим дня школьника. Утренняя гимнастика, физические упражнения, их значение для здоровья. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний.
Практическая работа: составление режима дня (труд, отдых, физические упражнения).
Общий дедушка (2—4 ч*)
Семья ребенка (фамилии, имена, отчества членов семьи). Родословная семьи. Уважение к старшим в семье или к их памяти (ветеранам Великой Отечественной войны). Обязанности ребенка в семье. Правила безопасного поведения дома. Безопасность маршрута в школу и домой.
Практические работы: общение с родителями и родственниками как способ получения информации для составления генеалогического древа (родословной семьи). Составление безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.
В родном краю (4—8 ч*)
Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники: 9 мая — День Победы; 12 декабря — памятная дата —День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.
Родной город (село): название, основные достопримечательности. Человек — строитель города (села, деревни). Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.
Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны родного края.
Заключительный урок (1—2 ч*)
Тематическое планирование по окружающему миру 2 класс- 68ч.
№ урока п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки | Дата проведения | ||||
предметные | Метапредметные: (Регулятивные Познавательные Коммуникативные) | личностные | План | факт | ||||||
обучаемый научится | обучаемый получит возможность научиться | |||||||||
Источники информации об окружающем нас мире. Гдеи как найти ответы на вопросы (6 часов) | ||||||||||
1. | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов | комбинированный | - выделять отличительные признаки живой природы; - распределять объекты в группы по общим признакам - находить взаимосвязи живой и не живой природы; - узнавать растения и животных своей местности | • соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных); | •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; | Сравнивать и различать природные объекты и изделия человека,характеризуя их основные отличительные признаки; | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом д/з С. 6-8 | ||
Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | Экскурсия | – находить взаимосвязи живой и неживой природы; – узнавать растения и животных своей местности | • соблюдать правила экологического поведения в природе | •учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Разнообразие природы. Наблюдения за телами живой и неживой природы | Задания по группам С. 9–10 | |||
Мир живой и неживой природы. Советы старших | Урок применения предметныхЗУНов и УУД | – различать объекты неживой и живой природы; – работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; – искать нужную информацию и находить ответы на свои вопросы | • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу | Фронтальный, индивидуальный опрос д/з С. 11–12 | ||||
Осенние работы на пришкольном участке. | Экскурсия | – устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; – работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • установка на здоровый образ жизни; | Наблюдения явлений природы по сезонам года | Фронтальный, индивидуальный опрос д/з Подготовить рисунки по результатам экскурсии | ||||
Книги - наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | - работать с книгой как с источником информации; - ориентироваться в словарях, словарных статьях; - находить ответы на свои вопросы с помощью словаря | •широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; •умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; | проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств; | Фронтальный Опрос Д/з С. 13-15 таблица | ||||
Опыт и наблюдение | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | •проводить опыты и наблюдения по плану | • учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • использовать рисунки учебника для решения поставленной задачи; проводить сравнение• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; | • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Индивидуальный опрос. Дидактическая игра д/з С. 15–16 | ||||
Планеты и звезды (5 часов) | ||||||||||
Земля. Модель Земли | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД | • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси | •извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •способность работать с моделями(глобусом) изучаемых объектов и явлений окружающего мира. • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; | •находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор | Фронтальный Опрос д/з С. 17-20 | |||
Почему на Земле день сменяется ночью? | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | • объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси | -проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года | Тест. Самостоятельная работа д/з С. 20–23 | ||||||
Звезды и созвездия | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД | - характеризовать звезды и созвездия; - находить на небе известные небесные тела | • учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для ознакомления с созвездиями и планетами Солнечной системы; •допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям. | проводить несложные наблюдения за звёздами, созвездиями: Полярная звезда. Большая и Малая Медве-дицы Планеты Солнечной системы. | Индивидуальный опрос д/з С. 23- 28 | ||||
Планеты | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | - характеризовать звезды и планеты; - находить на небе известные небесные тела | •извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; | Разгадывание кроссворда; тест д/ з С. 29–32. Подготовить сообщения о Земле, Луне | ||||||
Движение Земли вокруг Солнца | Урок первичного предъявления новых знаний или УУД | - объяснять причину смены времен года; - демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца | определение понятия атмосфера | • учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •использовать знаково-символические средства, в том числе рисунки, схемы движения Земли вокруг Солнца. • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ценностное отношение новым знаниям | проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями такими, как смена дня и ночи, смена времен года; | Фронтальный опрос д/зС. 33-34 | |||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | ||||||||||
Как связаны живая и неживая природа? | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | - сравнивать предметы живой и неживой природы; • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир); - планировать и проводить несложные наблюдения; | •соблюдать правила экологического поведения в природе | • принимать и сохранять учебную задачу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; проводить сравнение между живой и неживой природой, обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы; | различать объекты природы и характеризовать их основные отличительные признаки; | Фронтальный , индивидуальный опрос Д/з С. 35-41 Подобрать приметы о природе | |||
Условия жизни на планете Земля | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются | • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы | Указывать условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Фронтальный, индивидуальный опрос д/з С. 41–44 | |||||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | ||||||||||
Свойства воздуха. Практическая работа | Урок применения предметныхЗУНов и УУД | • наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха; - проводить простейшие опыты; - фиксировать результаты и их анализ | •осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; | • принимать и сохранять учебную задачу; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу | проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; | Работа в парах, оформление опытов в тетради. д/з С. 45-49 | |||
Кому и для чего нужна вода. ОБЖ Правила поведения у воды. | комбинированный | - определять основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве; - значение воды в природе; - ТБ и соблюдать правила поведения у воды. | • принимать и сохранять учебную задачу; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • принимать и сохранять учебную задачу; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; | Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное. | Фронтальный опрос д/з С. 50-52 Сообщения об источниках воды | ||||
Вода и ее свойстваПрактическая работа | Урок применения предметныхЗУНов и УУД | – проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений; – сравнивать свойства воды и воздуха | Круговорот воды в при-роде. Три состояния воды | Фронтальный опрос д/з С. 52–58 | ||||||
Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды. Практическая работа | Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов,УУД | • ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов; | проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; | Тест д/з С.59-60 | ||||||
Солнце, воздух, вода и….растения(4 часа) | ||||||||||
Условия, необходимые для развития растений | Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями | - анализировать опыты; - формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письмен ном виде- | •учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу иценностное отношение к новым знаниям; | называть условия, необходимые для жизни растений | Самостоятельная работа Д/з С. 61-63Правила ухода за растениями | ||||
Корень, стебель и лист | Урок применения предметныхЗУНов и УУД | – различать части растений; – из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растения | • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и ценностное отношение к новым знаниям | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений | Оформление заданий в таблицах, устный опрос д/з С. 63–66 | |||||
Питание растений Обобщение по теме «Солнце, воздух, | комбинированный | • на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; --использовать книгу как источник информации -приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание | • учитывать выделенные учебником ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; •использовать знаково-символические средства, в том числе таблицы, рисунки и схемы для изучения нового материала; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | • учебно-познавательный интерес к новому у |