IV. Дальнейшее развитие и судьба Дестрезы




Последний трактат по Дестрезе (именно по Дестрезе, а не последний испанский трактат по фехтованию вообще) увидел свет в начале XIX века. Идея и принципы школы к тому моменту остались неизменными. Но как же так получилось, что система фехтования просуществовала около трех веков без серьёзных трансформаций? Конечно, определённую роль сыграла тут консервативность испанцев, однако не нужно забывать, что почти всё это время они считались опасными бойцами. Значит, система была настолько эффективна изначально, что особых изменений ей просто не требовалось!
Тогда почему же она перестала быть хоть сколько-нибудь популярной и «умерла»?
Скорее всего, здесь сыграли роль два фактора. Первый – политический. Завоевав Испанию, Наполеон посадил на ее престол своего брата, после чего началось искоренение всего испанского и насаждение французских традиций и моды, в том числе, и в сфере фехтования.
Второй момент, возможно, даже ещё более важен. Как уже было сказано, Дестреза – это не столько прикладная система фехтования, сколько комплексная доктрина, включающая в себя научный подход, специфический образ мышления и определённую духовную составляющую. Однако в XIX веке фехтование, как таковое, начало приходить в упадок. Активное совершенствование огнестрельного оружия сделало его более удобным средством самозащиты, чем шпага или рапира. Изменения в социальном строе привели к тому, что дуэли стали проводиться всё реже, да и на них зачастую использовалось огнестрельное оружие. Фехтование постепенно начало становится спортом. А в спорте образ мышления и внутреннее содержание, свойственные Дестрезе, уже не были так актуальны, поскольку спортсмены преследуют иные цели. К тому же, если подходить с практической точки зрения, то для лёгкого оружия принципы Дестрезы и вовсе не применимы – движения рапирой или эспадроном слишком быстрые и тонкие, поэтому концепция уклонения телом теряет первоочередное значение и возникает принцип парирований «защита-ответ».
Говорить с уверенностью о влиянии испанской школы на классическое или спортивное фехтование очень тяжело. Проникновение было неизбежно, ведь итальянская школа развивалась одновременно с испанской, а французская, как считается, корнями уходит в итальянскую. Кроме того, влияние Испании в Европе в XVI-XVII веках было достаточно велико, и испанское фехтование во Франции практиковалось не меньше, чем итальянское. Да и столкновения между сторонниками разных школ должны были приводить к определённым изменениям и преемственности в стилях. Но всё же мы не можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что какие-то классические или спортивные приемы пришли из Дестрезы или появились под её влиянием.
Сейчас на фоне общего роста интереса к исторической реконструкции и фехтованию интерес к Дестрезе опять возродился. При этом испанская школа пользуется вниманием со стороны не только реконструкторов и идейных продолжателей Дестрезы, но и специалистов в области постановочного фехтования.
Связано это как с тайнами, которыми окутана Дестреза, так и… с малым количеством (по сравнению с итальянской или французской школами) сведений о ней. Отсутствие достоверной информации позволяет режиссёрам и постановщикам боевых сцен многое домысливать, создавая нечто мистическое или условно-стилизованное. Смотрятся такие поединки красиво, но, как правило, имеют мало общего с Дестрезой, как таковой. От реально существовавшего стиля обычно берётся лишь стойка и перемещение по кругу, иногда зрителям демонстрируется круг Тибо, но сами бои отношения к испанской школе не имеют. Например, в телеверсии фильма «Горец» показан круг Тибо и перемещения по нему, но при этом движения выполняются в итальянской манере, а сам бой представляет собой обычную парад-рипостную постановку без признаков какого-либо стиля.
Впрочем, для сценического фехтования настоящая Дестреза представляет определённую сложность. Бой в данном стиле, как мы уже поняли, протекал весьма специфически. Школа изначально была нацелена на поиск максимально безопасного и эффективного способа поразить противника, а значит, действий оружием было не так уж много. В связи с этим зрелищность таких поединков невысока, что не позволяет напрямую переносить их на экран или сцену.
С другой стороны, даже в наше время Дестреза может быть интересна именно своим подходом и образом мысли. Развитое пространственное мышление, способность постоянно анализировать ситуацию, умение отключать эмоции и действовать хладнокровно и расчётливо — такие качества будут полезны в практике любого вида боевых искусств. Более того, научный подход и систематизация могут оказаться полезны и во множестве иных жизненных ситуаций.
Как испанцы сделали из фехтования науку в прямом смысле этого слова, так и сегодня отдельные области человеческой деятельности подвергаются систематизации, тоже становясь новыми научными дисциплинами. И любопытно, что даже в наше время подобный подход нередко вызывает снисходительную усмешку у тех, кто не пытался взглянуть на данные сферы схожим образом. Точно так же несколько веков назад у многих фехтовальщиков вызывали смех трактаты по Дестрезе, хотя самих диестро повсеместно уважали и побаивались.
Подытоживая, можно сказать, что как прикладная боевая система Дестреза сейчас уже, конечно, не актуальна, равно как и другие школы фехтования. Но интерес к ней - и как к представителю одного из стилей ренессансного фехтования, и как к уникальной для Европы системе боевого искусства - не уменьшается. Об этом свидетельствуют и появление практикующих Дестрезу школ (пока только на Западе), и попытки представителей цеха сценического фехтования адаптировать Дестрезу для разного рода театрализованных постановок и кино.

Список литературы:
• «Demystification of Destreza », R. Martinez
• «Comprehension of Destreza », Alvaro Guerra de la Vega
• «Destreza Research and Translation Project », Puck and Mary Curtis
• «An examination of the mysteries, background and period use of the Spanish Circle also known as La Destreza », by HL John James MacCrimmon
• «The Mysterious Circle School », Daniel Willens
• «Paradoxes of Defence », George Silver
• «Школы и мастера фехтования », Э. Кастл
• «School of fencing », Domenico Angelo


Ершов Филипп
© Студия ART-фехтования RENCONTRE

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: