Ангелоподобные существа в других религиях




В буддизме

В буддизме идея ангелов находит своё отражение в концепции бодхисаттвы — некого Просветлённого Существа, подобного ангелам в авраамических религиях (см. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Энциклопедия ангелов. Сер. «Энциклопедии»/Пер. с англ. П. В. Алтухова. Р/н/Д., 1997. — С. 101).

В зороастризме

Для последователей зороастризма — Амеша Спента, язаты.

Ангел в чувашской мифологии

Пирешти (чуваш. Пирĕшти) — в чувашской мифологии антропоморфное и зооморфное существо, включено в полисистемность божеств и духов, обладает многочисленными функциями и выступает в различных образах: человекоподобный вестник, передающий через Кепе или Пулех Верховному богу Турă просьбы людей, или, наоборот, от богов небесного мира доносящий до людей добрые вести; ангел-защитник человека, сидящий на его плечах, часто их двое; дух-хранитель души, в виде неопределенной птицы; божество дома, в отличие от Хэртсурт (чуваш. Хĕртҫурт), способное делать только добро; покровитель лошадей, вообще скота.

Образ и функции Пирешти восходят к древнеиранской культуре: авест. Фраваши — податель жизни, защитник, дух-хранитель, вечные души предков в облике птиц; перс. Фереште — ангел, вестник.

В сикхизме

Азраил (как Азраа-иил) — имя ангела смерти в Гуру Грантх Сахиб, священной книге и последнему гуру сикхизма.

В мифологии Розы мира

Ангелы Высшего круга:

  • Архангелы — хранители силы и мудрости, также самая страшная кара Господня
  • Херувимы — хранители светлых миссий,
  • Серафимы — хранители некоторых человеческих содружеств (церквей, общин, этических объединений),
  • Престолы — хранители наций.

Ангелы Низшего круга:

  • Астралы или Власти — творцы материальности Энрофа,
  • Силы — творцы материальности сакуалы даймонов,
  • Господства — творцы материальности миров просветления, кроме Олирны,
  • Начала — творцы материальности затомисов,

Ангелы низшего круга некогда были ангельским человечеством и обитали в Олирне. Архангелами становятся сирины, алконосты, гамаюны христианских метакультур.

Также в Розе мира упоминаются ангелы мрака.

В Книге Урантии

В Книге Урантии говорится, что ангелы принадлежат к категории попечительских духов.

Ангелы — это духовные попечители и товарищи восходящих эволюционных волевых созданий всего пространства; они также являются коллегами и партнерами вышестоящего воинства божественных личностей сфер. Ангелы всех чинов представляют собой ярко выраженные и высокоиндивидуализированные личности.

— (285:2)

Ангелы в Книге Урантии классифицируются следующим образом:

  • Супернафимы
  • Секонафимы
  • Тертиафимы
  • Омниафимы
  • Серафимы
  • Херувимы и сановимы

Как следует из Книги Урантии, есть и другие нераскрытые ангельские чины.

Изображения ангелов

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых андрогинных юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Способности ангелов

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме

Правда, р. Саадия Гаон (IX—X вв.) признавал свободу выбора у ангелов

Архангелы

Арха́нгел (греч. αρχι- — «главный, старший» и άγγελος — «вестник, посланец») — в христианских представлениях старший ангел. В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил, но согласно традициям церкви, архангелов несколько.

По классификации ангелов, изложенной в сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита (V — начало VI веков) «О небесной иерархии», Архангел есть название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). По другой, более древней классификации — в иудейском апокрифе «Книга Еноха» (II в. до н. э.) — существует семь Архангелов:

  • Михаил — главный Архангел,
  • Люцифер[ источник не указан 284 дня ] — Падший архангел,
  • Уриил — властвующий над небесными светилами,
  • Рафаил — властитель мысли человека и его исцелитель,
  • Рагуил — подвергающий наказаниям мир светил,
  • Сариил — начальник над духами, соблазняющими и вовлекающими людей в грех,
  • Гавриил — страж рая и начальник над духами, оказывающими помощь людям.

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами.

Учение о семи ангелах есть и в канонических книгах Библии. В Книге Товит: «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» (12,15). В Апокалипсисе: «семь звезд суть Ангелы семи церквей» (1,20). Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами появляется в средневековье в XV веке, это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендес да Сильва(† 1482), имена он узнал из собственного откровения. В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме, затем в Неаполе. До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии (Великие четьи-минеи свт. Макария XVI века, Жития святых Тулупова середины XVII века) — нет. Учение с именами из откровения Амадея португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года. В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии. Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: «Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit». (Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта.) Имён Варахиил и Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, эти имена — из откровения Амадея Португальского. Первое имя — Варахиил — встречается ещё в иудейском апокрифе в «Книге Небесных дворцов» (между II и VIII/IX вв.) — 14, 17 глава: «Бараки*эл (Варахиил), который управляет молнией», а имя Иегудиил не встречается вообще нигде, кроме откровения Амадея.

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно неканоничной книге Библии, Третьей книге Ездры, Селафиил и Уриил являются только ангелами, и никак не архангелами или херувимами или серафимами.

В Православной церкви можно наблюдать изображения следующих Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. Известны также Сихаил, Задкиил, Самуил, Иофиил и множество других.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября. Его установление связывают с решением Лаодикийского собора (ок. 343 года), бывшего за несколько лет до Первого Вселенского Собора и осудившего как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.

Енохианская магия

Енохианская магия — это ангельская магия каббалистического происхождения, созданная (или полученная) английским математиком, алхимиком и астрологом Джоном Ди и медиумом Эдвардом Келли.

Возможно вследствие разочарования от невозможности достигнуть всеобъемлющего понимания тайн природы, Ди начал искать высшей помощи в общении с ангелами. Он и его медиум, осуждённый фальшивомонетчик Эдвард Келли, имели многочисленные сеансы такого общения во время их совместных путешествий между 1583 и 1589 гг. По общим отзывам Ди был искренним, чего нельзя сказать о Келли, который, возможно, дурачил Джона Ди.

Енохианская магия основана на вызывании с помощью молитвы и управлении различными духами. Дневники Ди содержат «енохианский алфавит» и таблицы соответствий с ним. В этих же дневниках утверждается, что переданное «учение» содержит тайны апокрифической Книги Еноха.

Джон Ди считал свою магию средством к естественной теологии, полагая, что общение с духовным миром необходимо для понимания природы, считая сотворенный мир сформированным в качестве комплексной системы, посредством которой Бог раскрыл Себя через духов и ангелов, передав ему через них тайны квази-математического порядка букв и чисел. Хотя космология Джона Ди обладала каббалистическим происхождением, он не усматривал в ней противоречий своим протестантским взглядам.

По мнению профессора Стивена Клюкаса, енохианская магия относится к «религиозной магии», в рамках которой оккультные отношения и силы рассматриваются в качестве путей к божественному и духовному восхождению мага. Клюкас называет воззрения Ди на молитву видом «христианской магии».

Ангелы и астрология

В Эпоху Средневековья сформировались представления о соотнесении ангелов-покровителей и семи известных тогда в Европе планет Солнечной системы. В средневековую Европу пришли арабские представления об ангелах-покровителях планет. Так, мусульманский мыслитель аль Барселони полагал, что Луной управляет ангел Гавриил, а Солнцем — Рафаил. В рамках Каббалы также была разработана своя система соответствий, которая позднее использовалась в прорицаниях и магии (см. Льюис Джеймс Р., Оливер Ивлин Д. Указ. соч. Р/н/Д., 1997. – С. 88, 284).

Ангелы в культуре

В литературе

Ангелы давно появились в литературе, ещё во время романтизма, особенно падшие ангелы. В романе Нила Геймана «Задверье» житель Лондона попал в параллельный Лондон, где ему пришлось сразиться с падшим ангелом.

В кино

В фильме 1996 года «Майкл» очень отличен от религиозного Архангел Михаил. Фильм 1999 года «Догма» рассказывает о падших ангелах смерти Локи и Бартлби[7], также в фильме действует Метатрон. В фильме «Константин: Повелитель тьмы» Архангел Гавриил пытается создать ад на Земле.

  • «Ангел» — фильм, 1937 г., режиссёр Эрнст Любич.
  • «Небо над Берлином» — фильм, 1987 г., режиссёр Вим Вендерс.
  • «Майкл» — фильм, 1996 г., режиссёр Нора Эфрон.
  • «Город ангелов» — фильм, 1998 г., режиссёр Брэд Силберлинг, американский ремейк картины Вима Вендерса «Небо над Берлином».
  • «Догма» — фильм, 1999 г., режиссёр Кевин Смит.
  • «Ангел» — сериал, 1999—2004 гг.
  • «Ангел-А» — фильм, 2005 г., режиссёр Люк Бессон.
  • «Константин: Повелитель тьмы» — фильм, 2005 г., режиссёр Френсис Лоуренс.
  • «Сверхъестественное» — сериал, 2005 г. — по наст. время. режиссёр Эрик Крипке.
  • «Ангел» — фильм, 2007 г., режиссёр Франсуа Озон.
  • «Ангел света» — фильм, 2007 г., режиссёр Шейн Эббесс.
  • «Легион» — фильм, 2010 г., режиссёр Скотт Чарльз Стюарт.
  • «Ангел» — фильм, 2011 г., режиссёр Дмитрий Фёдоров.
  • «Мой парень — ангел» — фильм, 2012 г., режиссёр Вера Сторожева.
  • Падший - фильм 2006 г. режиссёр Микаэль Саломон.

См. также

  • Ангел (фильм)

В музыке

  • «Ангел» — песня группы Animal ДжаZ с альбома Как люди, 2004 г.
  • «Ангел-хранитель мой» (2007) — песня Кристины Орбакайте
  • «Ангел или бес» (2012) — песня группы ST1M
  • «Беспечный ангел» (2004) — песня группы Ария
  • «You'll Never Meet An Angel» (2002) и «Angel Of Snow» (2011) — песни группы Plazma
  • «Мой ангел» (2008) — песня Ани Лорак
  • «Broken Angel» (2010) — песня Arash Feat Helena
  • «Engel» (1997) — песня группы Rammstein

В аниме и манге

  • "Ah! Megami-sama"
  • "Angel's Feather"
  • "Angel Beats!"
  • "Angel Sanctuary"
  • "Dragon Ball Chou"
  • "Full Moon wo Sagashite"
  • "Haibane Renmei"
  • "Kobato"
  • "Pita Ten"
  • "Sora no Otoshimono"
  • "Tenshi ni Narumon"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: