Сущность и основные концепции политического лидерства




Феномен лидерства сопровождает всю человеческую историю. Он коренится в самой природе человека и общества и является древнейшей формой организации жизни людей. Обществу как сложной динамической системе необходимо упорядочивание организации отдельных её подсистем и элементов с тем, чтобы сохранить его целостность и функциональную способность. Такая упорядоченность осуществляется через выделение функций руководства и управления и осуществляющих эти функции структур, которые для своей эффективности требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой пирамиды является лидер общенационального масштаба (глава государства), а на каждой ступени власти, в любом её звене есть свои пирамиды власти со своими руководителями, аппаратом. То есть лидерство, как социальное явление носит всеобщий характер, это объективное и универсальное явление. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, университетах, партиях, в семье, студенческой группе и т. д.

Итак, лидерство – это один из способов организации групповой деятельности, механизм интеграции группы, направленный на достижение групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Понятие «лидерство» включает взаимосвязь лидера с соответствующей большой или малой группой, охватывает разновидности социальных связей и взаимодействий: «лидер-группа», «лидер-коллектив», «лидер-массы», «лидер-элита» и др. Социальная формула лидерства может выглядеть как «лидер-элита-группа-массы», причем взаимодействие её компонентов является многосторонним.

Лидер (от англ. leader – ведущий, идущий впереди)) – это лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с позиции достижения групповых целей. Но не каждый человек способен к лидерству. Поэтому лидерство имеет и вторую, субъективную составляющую – это личностная способность лидера влиять на группу, её поведение и деятельность, благодаря определенным качествам, отличающим его от других членов группы.

Главными составными частями института лидерства как сложного механизма взаимодействия лидера и ведомых являются: 1)способность лидера точно оценивать сложившуюся ситуацию, оказывать действенное влияние на людей; 2) ведомые принимают и активно поддерживают его решения и действия, добровольно подчиняются лидеру и готовы следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных им задач.

Среди различных видов лидерства политическое лидерство занимает особое место. Его отличительная черта – неразрывная связь с феноменом власти. Именно в лидерстве наиболее ярко проявляется видимость и наглядность власти. Политические лидеры персонифицируют собой власть, обладают влиянием, несоизмеримым с влиянием других субъектов политики. Политический лидер – это лицо, наделенное властью принимать решения в отношении других лиц, групп, организаций, народов и несущее ответственность за принимаемые решения.

В современной политической науке, при наличии общих исходных позиций относительно политического лидерства, существуют следующие основные подходы к его сущности.

1. Лидерство классифицируется как разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что её носителем выступает один человек или группа лиц.

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Здесь лидерство истолковывается чисто рационалистически и в таком понимании феномен лидерства идет рука об руку с феноменом бюрократии. По своей природе такое лидерство весьма близко к тому, что М.Вебер называл рационально-правовой властью, которая зиждется на формальных, четко прописанных правилах. В английском языке такое лидерство («авторитет власти») обозначается термином «headship».

3. Лидерство – это влияние на других людей, для которого характерны следующие особенности: а) постоянный характер влияния; б) руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество); в) политического лидера отличает явный приоритет во влиянии; г) влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет. Такое понимание лидерства («власть авторитета») в английском языке отражается термином «leadership». Следует отметить, что не все авторы считают несовместимыми лидерство и насилие, постоянное использование принуждения. В результате авторитета и влияния лидера формируется социально-психологический процесс лидерства, который отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.

4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, где политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общих проблем на руководящие должности. Такая интерпретация лидерства применима главным образом к демократическим политическим системам.

В демократических режимах лидерство определяется как процесс взаимодействия лидера и его последователей, тех, кого он ведет за собой. В этом случае политическое лидерство как институт власти обладает двоякой сущностью, включающей как институциональный, так и нравственно-этический аспекты. Со своей статусной стороны (формальное лидерство) оно выступает как высший сегмент власти, достраивающий пирамиду управления, как центр принятия решений, который определяет стиль и характер деятельности всех других управленческих структур и организаций. Причем институциональный аспект лидерства является ведущим. Второй, моральный компонент лидерства, демонстрирует моральную ответственность руководителей перед обществом, как условие сохранения и стабильности политической власти. Он характеризует степень признания за лидером права на руководство со стороны группы (общества), то есть основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами.

В результате взаимодействия, с одной стороны, способности лидера руководить, а с другой – добровольного подчинения людей, их поддержки лидера, и возникает феномен реального политического лидерства. Лидер знает, к какой цели и как вести общество, а последователи доверяют ему, подчиняясь его воле. Наступает состояние взаимной мобилизации участников политического процесса. Если доверие к лидеру отсутствует (административно навязать его нельзя), то возникает явление, противоположное политическому лидерству – противодействие или политический вызов, которое выражается в акциях протеста, неповиновения и т.д. Примерами последнего могут служить акции гражданского неповиновения в Югославии в октябре 2000г. в отношении президента С.Милошевича и события в Грузии в ноябре 2003 г., в результате которых президент Э.Шеварднадзе вынужден был уйти в отставку.

Попытка осмыслить такой сложный феномен как лидерство встречается ещё в античности (Геродот, Плутарх, Платон, Тит Ливий и др. мыслители). Одним из первых развернутое описание образа государя (лидера) и практические советы для правителей дал Н.Макиавелли. Он же является родоначальником теории эффективного лидерства, суть которой основывается на четырех правилах: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников. Волюнтаристские концепции лидерства развивали Т.Карлейль, Ф.Ницше, Г.Лебон, Г.Тард и др.

Теоретическое осмысление природы и сущности лидерства развернулось с середины XX века в западной науке (преимущественно в американской психологии). Наиболее распространенными теориями, объясняющими феномен лидерства, являются: теория «черт лидера», ситуационная концепция, теория конституентов, реляционная теория.

Теория «черт лидера», основанная на бихевиористском подходе, распространилась с 30-х гг. XX в. (Э.Богардус, К.Бэрд, Р.Стогдилл, Е.Вятр, Р.Такер и др.). Суть теории состоит в попытке объяснения лидерства как социально-психологического феномена, то есть из него самого. Основное внимание в ней уделяется личностным качествам лидеров. Среди черт, которыми непременно должен обладать лидер, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организационные способности, готовность брать ответственность на себя, компетентность, чувство юмора, фотогеничность, общительность и др. Дальнейшие эмпирические исследования поставили под сомнение претензию данной концепции объяснить лидерство как изолированный социальный феномен, так как оказалось, что многие индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором социально-психологических признаков личности вообще.

Ситуационная концепция лидерства (А.Голднер, В.Дилл, Т.Хилтон и др.) акцентирует внимание на анализе внешних факторов – определенных ситуаций, при которых те или иные индивиды становятся лидерами. Эта теория подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации: качественно разные ситуации могут потребовать качественно разных лидеров. Лидер, как величина зависимая от обстоятельств, вынужден демонстрировать те качества, которые программировались самой ситуацией, например, войной, экономическим кризисом, переходным периодом в развитии общества и т.д. Эта теория подергается критике за недооценку самостоятельности лидера, его активности. Он сам может овладеть ситуацией и направить ход событий в нужное русло.

Теория конституентов или «определяющей роли последователей» распространилась во второй половине XX в.(Р.Кеттел, Г.Литтл, Ф.Стэнфорд, В.Хагеман и др.). Сторонники данного подхода к объяснению природы лидерства пытаются найти компромисс в признании роли внешних и внутренних факторов, преодолеть односторонность предыдущих теорий. Лидерство рассматривается не как характеристика отдельного индивида, а как отношение между людьми, взаимодействие между целями лидера и потребностями последователей. Именно последние воспринимают как лидера, так и ситуацию и, в конечном счете, принимают или отвергают лидера. В состав конституентов включаются не только политические активисты и определившиеся приверженцы лидера, но и его избиратели. Лидер обязан учитывать ожидания группы, представлять интересы своих последователей на различных уровнях власти. В рамках данной теории сегодня существует множество различных школ, исследующих мотивации последователей, процесс становления и продуктивного развития лидерства. Некоторые ученые считают, что лидер – не более, чем инструмент группы, а в ряде случаев является своеобразной «марионеткой», выдвинувших и поддерживающих его кланов.

Сложную природу политического лидерства, не поддающуюся однозначной трактовке, помогают прояснить психологические концепции лидерства, в частности, психоанализ (З.Фрейд, Э.Фромм, Т.Адорно и др.). Так, З.Фрейд полагал, что подавленное либидо (сексуальное влечение) может трансформироваться в стремление к лидерству, господству и даже садизму. Ученые этого направления анализируют субъективные механизмы лидерства, например, бессознательную предрасположенность массы к подчинению сильной личности, способной защитить её. Психоаналитики рассматривают стремление к лидерству и как своего рода «компенсаторское свойство», позволяющее отдельным личностям преодолеть чувство неполноценности, разного рода комплексы. Особенно плодотворными являются исследования, рассматривающие авторитарный тип личности.

Наиболее влиятельной интерпретацией природы и роли политического лидерства является реляционная теория (Л.Селигмен, Дж.Шеннон и др.). Данная теория требует учитывать комплекс параметров лидерства: черты лидера, специфические условия, в которых он действует, задачи, которые он призван решать, его последователей и характер взаимоотношений между лидером и конституентами. Переменные, которые в совокупности наиболее полно определяют природу лидерства, отражены в работах М.Херманн, которая выделяет: характеристики последователей, отношения между лидером и последователями, контекст, в котором лидерство имеет место, а также результат взаимодействия между лидером и последователями в определенной ситуации. Лидер воздействует на ситуацию, ситуация – на него; ведомые влияют на ситуацию, ситуация – на них; лидер воздействует на ведомых, они –на лидера.

 

4.Типы, стили деятельности и функции политических лидеров.

В современной политологии широко представлена типология лидерства. Так, политических лидеров различают по масштабу деятельности (общенациональные, региональные), характеру руководства (формальные и неформальные), стилю поведения (авторитарные и демократические), отношению к деятельности (реалисты, романтики, фанатики), их роли в социальных преобразованиях (консерваторы, реформаторы, революционеры) и т.д.

Классическую типологию политического лидерства дал М.Вебер, который в соответствии со способами легитимации власти, выделил следующие идеальные типы:

- традиционное лидерство, основанное на вере в святость обычаев, традиций передачи власти по наследству, господствующих, в основном, в доиндустриальных обществах (вожди племен, монархи и т.п.);

- рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, основанное на представлениях о разумности, вере в законность существующего порядка. В этом случае лидер получает свой статус в связи с действием определенных бюрократических процедур и механизмов (выборов) и поэтому он легко сменяем. Этот тип характерен для индустриального и современного обществ;

- харизматическое лидерство основано на вере масс в особые, выдающиеся качества лидера, убежденности последователей в его «боговдохновенности», уникальности. Харизматическое лидерство носит сугубо личностный характер, в то время как два других типа имеют более или менее объективные основания (традиции, закон). Этот тип лидерства обычно возникает в период серьезных социальных кризисов, в переходные периоды развития общества. Постепенно по мере стабилизации ситуации, харизматическое лидерство теряет свой революционный характер, приобретая традиционные или бюрократические черты.

Харизматический лидер представляет немалый интерес для современного политического анализа. XX век показал, что харизматический лидер может превращаться в диктатора, фюрера, полубожественного вождя, чей образ вызывает одновременно страх, любовь и восторг. Действенными мерами на пути превращения харизматика в диктаторы сегодня могут стать институциональные и правовые заслоны. Такой лидер не должен обладать абсолютной властью над силовыми структурами и СМИ.

Оригинальный подход к типологии лидерства предложила американский исследователь М. Херманн, которая выделила четыре собирательных образа лидера:

- «лидер-знаменосец», которого отличает собственное видение реальности, привлекательный идеал, способный увлечь массы. Яркими представителями такого типа являются В.Ленин, Мартин Лютер Кинг, Ф.Кастро, Хомейни и др.;

- «лидер-служитель» отдает всего себя политической деятельности во имя целей своей группы. Он всегда стремится выразить интересы своих приверженцев и действует от их имени;

- «лидер-торговец», для которого характерна способность убедить, заставить граждан «купить» его программу, а также привлечь их к осуществлению своих планов;

- «лидер-пожарный» быстро откликается на самые актуальные, острые социальные проблемы, чутко улавливает потребности насущного момента.

В реальной жизни эти типы лидерства обычно сочетаются у политических деятелей в разных пропорциях.

Французский политолог Ж.-Л.Керманн различает типы: а) «государственный деятель» - личность, причастная к управлению страной, дистанцирующаяся от партий и способная вывести государство и общество из сложной ситуации; б) «нотабль» - человек, собирающий в определенном округе подавляющее число голосов избирателей, что позволяет ему войти в состав политического класса; в) «собственно лидер» характеризуется способностью одновременно оказывать решающее влияние на партийный аппарат и успешно осуществлять важные правительственные функции.

Стиль лидерства – это совокупность методов, которым отдает предпочтение субъект, и психологический характер деятельности (решительность, инициативность или наоборот). Понятие «стиль политического лидерства» отражает не только индивидуальность лидера, но и характер его взаимодействия с окружением, модель и стратегию, с помощью которых лидер стремится осуществить свои цели. Американские исследователи выделяют три стиля лидерства:

1. Стиль «невмешательства», который предполагает делегирование ответственности вниз, положительным итогом которого становится дух сотрудничества и командной работы. Слабая сторона стиля в том, что с ним хуже координируется общая правительственная политика, а министрам предоставляется слишком бесконтрольная свобода. Данный стиль был присущ президенту Р.Рейгану.

2. Стиль «координатора» предполагает весьма активное участие лидера в повседневной политико-управленческой деятельности. Лидер в данном случае исходит из чисто прагматического свойства – сохранять единство в своей партии, правительственной коалиции, расширять поддержку электората. Этому стилю сопутствует постоянный поиск баланса между фракциями и интересами в правительстве. В качестве примера называют президента Дж. Буша-старшего, отдававшего предпочтение данному стилю.

3) Стиль «радикального реформатора» отличается тем, что лидер является не столько координатором, сколько вдохновителем. Ему присущи самые принципиальные идеологические убеждения и политическая воля к тому, чтобы воплотить эти идеи в жизнь. Стиль сильнейшим образом акцентирует стратегические цели и задачи общества, но при этом чреват тенденцией к авторитаризму. Стиль был присущ генералу де Голлю, который создал во Франции президентскую Пятую республику. Аналогичным стилем отличалась и премьер-министр Великобритании М.Тэтчер, которая к власти шла под лозунгом «правительства убеждений».

При всем многообразии индивидуальных стилей лидерства выделяются стилевые крайние противоположности, которыми являются стиль авторитарный и стиль демократический. В реальной жизни эти стили обычно сочетаются в разных пропорциях. Различия между ними состоит в следующем:

1. Субъект демократического стиля не подчеркивает своей власти, авто-

ритарного – не только подчеркивает, но и ритуально проявляет её.

2. Демократический лидер опирается на общность интересов масс. Авто-

ритарный – делает упор на зависимость подчиненных от его власти.

3. Демократический лидер проявляет отзывчивость, заботу о подчинен-

ных, ценит деловые и человеческие качества в людях. Авторитарный – оценивает человека, прежде всего, с позиций общественного положения.

4. Демократический лидер склонен критически оценивать свои решения,

менять мнения, если они устарели или не точны. Он создает условия для коллективного целеполагания, вовлекает членов группы в её деятельность. Авторитарный – стремится выглядеть непогрешимым, «высшим существом». Он не меняет своих мнений и решений, не терпит возражений со стороны своих подчиненных.

Итак, демократический стиль лидерства предполагает мягкие приемы

управления, поощрение инициативы подчиненных, совместное обсуждение проблем. Он требует компетентного лидера, умеющего подбирать толковых помощников, которые могли бы стать по своим качествам надежным дополнением к личности лидера, были бы способны спорить, дискутировать, аргументированно отстаивать свои позиции, что избавляет политику от догматизма, застоя, делает её более гибкой и эффективной.

Функции политического лидера зависят от его статуса и направлен-

ности деятельности: глава государства, спикер парламента, губернатор, лидер оппозиции и т.д. Во многом функции, выполняемые лидерами, предопределяются и той ситуацией, средой, в которой им приходится действовать. В условиях относительной стабильности общества в содержательном плане выделяют следующие функции политического лидерства:

1 .Интегративная функция направлена на поддержание целостности и

стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия. Политический лидер призван обеспечить жизнеспособность политического союза граждан, объединить их вокруг общих целей и ценностей, минимизировать конфликты, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Организационно-управленческие функции предполагают много-

численные действия по подготовке, принятию и реализации оптимальных политических решений, координации действий всех участвующих в этом процессе структур.

3. Коммуникативная функция предполагает отражение всего спектра

потребностей и интересов людей как в программе политического лидера, так и в его практической деятельности. Эта функция направлена на упрочение каналов политической и эмоциональной связи власти и масс с целью предотвращения отчуждения граждан от власти. В рамках осуществления коммуникативной функции лидер олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за гарантии прав и свобод граждан, за совокупную деятельность государства.

4. Функция мобилизации активности населения на решение тех или

иных конкретных проблем, реализацию политических целей общества. Первостепенную роль в этом отношении играет личный авторитет лидера, его умение вдохновлять население на преодоление трудностей, пробуждать социальную активность народа.

5. Новаторская функция означает, что политический лидер ини-

циирует новые, конструктивные идеи и проекты, направленные на необходимые изменения социального устройства, тем самым творчески отвечая на вызовы сложившейся ситуации.

Выполнение лидером своих функций характеризует понятие «эффек-

тивность лидерства», что означает степень и своевременность реализации стоящих перед лидером целей, соответствующих ожиданиям его последователей.

Условиями эффективного политического лидерства в демократическом обществе являются следующие условия:

1.У лидера должна быть собственная конструктивная политическая

программа, нацеленная на выражение интересов всех социальных групп. Это предполагает творческий подход к своим задачам, компетентность и информированность о ситуации в стране. Если такой программы нет, возникает кризис концептуальной неопределенности, при котором управленцы всех уровней работают «вслепую» или на взаимоисключающие одна другую концепции. В этом случае лидер больше похож на авантюриста.

2. Лидер должен уметь бороться за осуществление своей программы,

быть способным убедить людей, сплотить сторонников, организовать их на выполнение своей программы. Для успеха её реализации лидеру необходимы материальные ресурсы и финансовые средства.

3. Политическая интуиция, которая позволяет предвидеть то, что нельзя

увидеть, просчитать. Искусство управления поставлено в жесткие временные рамки и государственный деятель нередко оказывается в ситуациях, требующих от него быстрой реакции. Чтобы не утратить контроль над происходящим в ожидании достоверной информации, лидеру необходимо политическое чутьё. Так, политические лидеры Запада в 1930- гг. медлили с «распознаванием феномена фашизма», «гадая»: Гитлер – традиционный националист или опасный маньяк.

Новые тенденции в развитии политического лидерства в современ-

ном мире:

1.Резко возросла ответственность национальных лидеров как за судьбы

народов, которыми они управляют, так и за судьбы всего человечества. В своей внутренней политике они обязаны учитывать многочисленные вызовы, с которыми столкнулось мировое сообщество на рубеже XX-XXI вв. – процессы глобализации, экологическая, энергетическая, продовольственная проблемы, терроризм и др.

2. Сокращаются границы власти политических лидеров за счет совер-

шенствования системы разделения властей и расширения границ и влияния гражданского общества. Институциализация лидерства проявляется в том, что процесс рекрутирования элит и лидеров и сама их деятельность осуществляются в рамках определенных институтов – норм и организаций (Конституции и др. законодательные акты, партии, оппозиция, общественное мнение). Всё это уменьшает вероятность появления лидеров –«героев», какими были, например, Наполеон, Петр Первый, Гитлер, Сталин. Современные лидеры концентрируют свои усилия на решении экономических и социальных проблем общества.

3.Третьей тенденцией в развитии лидерства является растущая завис

мость лидеров от финансовых и информационных ресурсов, что идет вразрез с требованиями демократии. Сегодня многих политиков делают лидерами прежде всего умелые организаторы избирательных кампаний, имиджмейкеры и другие специалисты по политическим технологиям. А это требует огромных денег и поддержки СМИ.

4. Углубляется разрыв между «политическим» и «неполитическим» ме-

рами, ибо сегодняшние политические лидеры в большинстве своем суть карьерные политики, то есть лидерство всё больше профессионализируется. Политический труд становится профессией, аналогичной профессии врача, инженера или адвоката, о чем говорил ещё в 1919 году М.Вебер в известной работе «Политика как призвание и профессия». Соответственно у лидеров и элит формируется специфическое корпоративное сознание, собственное мироощущение, стиль жизни, язык – весьма далекие от массы рядовых граждан, их интересов и чаяний. Поэтому в обществе нарастает отчуждение от традиционной политики, а лидеров общество начинает искать в других сферах.

 

Выводы.

1. Важнейшими субъектами власти являются политическая элита и по-

литические лидеры. Они формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государства для их реализации.

2. Элитарность современного общества – явление, в котором нет ниче-

го негативного. Политическая элита – это социальная группа, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством и обществом. Важнейшей проблемой является проблема рекрутирования правящего меньшинства, что предполагает формирование результативной элиты.

3. Политическое лидерство – это одно из проявлений власти, способ её

организации в демократическом обществе. Смысл лидерства заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики. В современной политической науке нет пока целостной теории, раскрывающей природу этого феномена. При объяснении конкретной ситуации лидерства необходимо исходить из его интегральной природы.

4.Сложность и многообразие проявлений лидерства порождают широ-

кий спектр не только теорий, но и типов, и стилей политических лидеров.

 

Литература

Ашин Г.К. Элитология: Учеб. пособие для гуманитарных вузов [Текст]/ Г.К.Ашин. – М., 2005

Ашин Г.К., Понеделков А.В., Игнатов В.Г., Старостин А.М. Основы политической элитологии: Учеб пособие [Текст]/ Г.К.Ашин и др. – М., 1999

Блондель Ж. Политическое лидерство [Текст[/ Ж.Блондель. – М.,1992

Вебер Макс. Политика как призвание и профессия [Текст] / Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений: Пособие для вузов. – М., 2000. – С.576-594

Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита России [Текст] / О.В.Гаман-Голутвина. – М., 1998

Карабущенко П.Л. Психологические теории элит [Текст] / П.Л.Карабущенко. – М., 2006

Крыштановская О. Анатомия российской элиты [Текст] / О.Крыштановская. – М.: Захаров, 2005

Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии [Текст] / Антология мировой политической мысли: В 5т. Т.2 /Сост. Г.Ю.Семигин, Т.А.Алексеева. – М.:Мысль, 1997

Моска Г. Правящий класс[Текст]/ – Там же

Парето В.Компендиум по общей социологии [Текст] / - Там же

Шестопал Е.Б. Образы власти в постсоветской России [Текст] / Е.Б. Шестопал. – М., 2004

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: