Лекция 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ




Важное место в политической системе общества занимают партии. Они связаны с интересами определенной социально-классовой общности или нескольких социальных групп, классов, социальных слоев, этнических или религиозных образований. Партии, выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая согласование и учет интересов в деятельности политических институтов.

Чтобы раскрыть данную тему, целесообразно выделить вопросы:

1. Политические партии: генезис, сущность, функции, типология.

2. Партийные системы и их разновидности.

3. Особенности многопартийности в России.

4. Лоббизм в деятельности политических партий.

 

1. При анализе первого вопроса выясняется, как возникли партии, их генезис. По мере складывания политической науки формировались и представления о происхождении партий. Различные исследователи усматривали происхождение партий в зависимости от разных социальных, политических, экономических, психологических обстоятельств.

Известный русский ученый Т.Н.Грановский в середине Х1Х века сформулировал концепцию, согласно которой возникновение партий связано с появлением политики как специфического рода деятельности. Многие западноевропейские политические мыслители связывали образование партий с установлением всеобщего избирательного права.

Английский философ Д.Юм в середине ХVШ века предложил естественноисторическую концепцию происхождения партий, считая их исторически существующими и развивающимися явлениями. Французский философ Ш.Монтескье считал, что они существуют вечно. Английский мыслитель Т.Гоббс связывал возникновение партий с многими факторами: повышенной социальной и политической нестабильностью общества (восстания, мятежи, войны), с экономическими противоречиями, борьбой за общественное мнение и так далее.

Следует отметить, что долгое время, начиная с античности (Аристотель) и до ХVП века среди ведущих ученых существовало вообще негативное отношение к партиям - антипартизм. В политической мысли господствовало убеждение, что спорящие партии вносят разлад в социальный организм, останавливая его производительную деятельность и тем самым разрушая его. На таких позициях стояли Н.Макиавелли, Ф.Бэкон, Т.Гоббс.

Переворот в теории произвела новая политическая реальность - появление в 80е годы ХVП века в Англии первых настоящих партий тори и вигов. С этого времени партии были признаны естественными участниками политической жизни.

Первые партии, близкие современным, появились в конце ХYШ - начале Х1Х века. При этом социальная и политическая обстановка, породившая партии, в каждом регионе Европе, США, России и так далее имела свою специфику.

США сразу зарождались как буржуазное государство. Поэтому в двух американских партиях республиканской и федералистской (ныне демократической) не было расхождения в вопросе о выборе путей развития. Разница состояла лишь в ориентации на определенную форму капитализма. Республиканцы опирались на фермеров, делали ставку на развитие фермерского капитализма. Федералисты на торговофинансовый и промышленный капитализм.

Политическая обстановка в Европе складывалась иным образом. Здесь феодальные традиции противостояли новым буржуазным традициям. Поляризация социальной и политической жизни здесь была сильнее, чем в Америке. В России первой возникла марксистская социал-демократическая рабочая партия. Это было связано с быстрыми темпами развития пролетариата, с тщательно разработанной идеологией марксизма. В строгом соответствии с социалистическим проектом партии была придана функция авангарда, ведущего за собой не только класс, частью которого она являлась, но и все общество, все человечество.Она наделялась точным видением будущего, а также путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты. Выполнить такую задачу могла только партия нового типа, созданная в соответствии с идеологическим проектом. Возникновение в России первой именно рабочей партии объясняется интенсивной и достаточно длительной агитационной работой марксистских пропагандистов в массах.

Особый характер имели партии, возникшие в странах Азии, Африки, Латинской Америки в ХХ веке. Они вырастали из национальноосвободительного движения, на волне общенациональной борьбы против иностранного колониального диктата. Эти партии отличались тесными связями с местными структурами власти (общинными, племенными, религиозными).

Отношения населения Западной Европы и стран Востока к партиям различны. Для западного избирателя партия ценна прежде всего своей идеологией и программой, которые в обобщенном виде представляют методы решения общественных проблем.

В восточном обществе партия это прежде всего группа, сформировавшаяся вокруг влиятельного лица. Такая модель партии характерна для многих стран Турции, Индии, Таиланда, Японии.

Рассмотрев происхождение партий, уясним себе определение понятия "партия". Это сложное, многомерное явление. Поэтому в учебной, монографической литературе встречается много определений и называется более 30 разновидностей политических партий.

Слово "партия" происходит от латинского слова partis часть. Английский ученый Паттерсон (начало ХVШ в.) считал, что партии - естественная часть общества.

Современное определение "партии" в начале Х1Х века впервые дал английский исследователь Э.Берк. Он называл партиями группы людей, придерживающихся общих принципов и объединившихся для обеспечения совместными усилиями национальных интересов. С Берка начинается развитие современной концепции "партии"[37][1].

Известный американский политолог Дж. Ла Паламбара выделяет четыре конституирующих партию элемента: во-первых, партия носитель идеологии, во-вторых, партия - организация, в-третьих, цель партии - завоевание и осуществление власти (чаще всего в коалиции), в-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа, от голосования за нее до активного членства.

На основании данных признаков можно дать такое определение. Партия это организация, объединяющая на добровольной основе наиболее активную часть определенной социальной группы или класса с целью выражения и защиты их коренных интересов в системе политических отношений и институтов.

Исторический опыт показывает, что политические партии создавались как инструмент борьбы за власть, трансформации интересов различных социальных общностей, идейно-политических течений в реальную политику государства.

Более конкретно и полно предназначение партии проявляется в ее функциях. Анализ мирового опыта позволяет сформулировать важнейшие функции этого политического института:

- обеспечение постоянной связи между гражданами (гражданским обществом) и государством, между властью и народом;

- выявление, обоснование и формирование интересов определенных слоев и групп населения, составляющих социальную базу партий;

- социально-политическое просвещение, сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе развития общества;

- постоянная забота о расширении социальной базы партии; участие в подборе, выдвижении кадров для самой партии, формирования политической элиты, подготовки ее различных звеньев к политической деятельности;

- организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств, методов этой борьбы в зависимости от изменения обстановки. В условиях реальной демократии эта функция осуществляется конституционными способами, через систему демократических выборов органов центральной и местной власти;

- подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их деятельностью. Реализуя эту функцию партии в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами сохранения существующей государственной власти или ее замены;

- формирование в парламенте партийной фракции, которая служит связующим звеном между партией и органами власти. Фракция широко использует законодательные инициативы, депутатские запросы. Для парламентской фракции в силу важности ее роли в механизме государственной власти характерна строгая дисциплина, обязывающая депутатов членов - партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии законопроектов. Члены фракции обладают относительной самостоятельностью по отношению к партии. Они учитывают не только платформу партии, но и интересы социальных групп, которые субсидировали их избирательную кампанию. Ведущие партии западных стран накопили богатый опыт по регулированию отношений с фракциями. Руководящие органы молодых партий России пока только присматриваются к данному опыту;

- разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями с учетом их социальной ориентации. Они могут быть отношениями либо сотрудничества, партнерства, либо приобретают характер конфронтации;

- для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы, гражданского сопротивления политике властей, противоречащей интересам социальных слоев, чьи чаяния отстаивает партия.

Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация. Зарубежные и отечественные политологи используют различные критерии типологии партий.

В соответствии с либеральной традицией партии различаются по их идеологическим концепциям. По данному критерию партии можно разделить на либеральные, консервативные, социал-демократические (социалистические), коммунистические, христианско-демократические и другие.

Такая классификация отражает многообразие идейнополитических взглядов в обществе, позволяет выявить особенности различных политических доктрин и степень их влияния в обществе.

В то же время данная типология не лишена недостатков. Она не учитывает эволюции самих доктрин, их возможное сближение, а иногда и переход в иное качество. Так, идеология современного консерватизма заимствовала многие ценности у классического либерализма. Коммунистические партии все дальше отходят от апологии классового, обращаясь к общечеловеческим ценностям. Нередко в собственно идеологических доктринах партий одной страны не прослеживается серьезных различий (Республиканская и Демократическая партии США). Зачастую избиратели поддерживают не столько программы и доктрины, сколько конкретных кандидатов, выдвигаемых конкретными партиями.

В соответствии с марксистской традицией в основу классификации партий положен социальный и классовый интерес. Партия создается, согласно этой традиции, для выдвижения и защиты интересов определенных классов, социальных групп. Поэтому их можно подразделить на буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие. Данная традиция отражала реалии Х1Х века: четкое разделение общества на классы собственников и наемных работников. Причем первые, в силу ограничения избирательного права и других причин, пользовались преимуществом в формировании государственных органов. Поэтому, когда в конце Х1Х века начался процесс объединения рабочих в свои партии, они создавались как классовые.

Однако с введением всеобщего избирательного права все партии стали стремиться к расширению своей социальной базы. Предвыборные программы стали составляться с учетом интересов достаточно широких слоев населения. Постепенно изменялась социально-классовая структура общества. Наемные работники, приобретая акции своего предприятия, становятся собственниками. Возросла роль умственного труда, росло благосостояние трудящихся и их запросы. Если партия не чувствовала этих изменений и не менялась сама, она неизбежно теряла своих сторонников и сходила с арены активной политической деятельности.

Существует классификация партий по их функциональным критериям. Опираясь на такие критерии американский исследователь Стивен Коэн выделяет четыре типа политических партий.

1. Партии авангардного типа, возникшие в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая дисциплина и так далее. Главный объект их политики трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С.Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, то она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущее звено командно- бюрократических режимов. Были деформированы идеологические и организационные основы партий, искажены принципы их деятельности. В итоге они потеряли авторитет среди трудящихся, лишились активной народной поддержки, что привело многие из них к кризису, распаду или преобразованию их в партии парламентского типа. Примером может служить Венгерская социалистическая рабочая партия, преобразованная в Венгерскую социалистическую партию, Социалистическая единая партия Германии, реформированная в Партию демократического социализма.

2. Партии, предназначенные для участия в избирательных кампаниях (сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и так далее). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Таковы две ведущие партии США Республиканская и Демократическая. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти.

3. Парламентские партии. Их основные функции во многом совпадают с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности. Они разрабатывают стратегию и тактику избирательных кампаний, программы, реализации которых они будут добиваться в органах власти, занимаются изучением общественного мнения об обстановке в различных регионах и стране в целом, дают оценку формальных и неформальных лидеров, занимаются подбором и выдвижением кандидатов, их подготовкой к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов. Ведут работу по обеспечению победы кандидатов на выборах. Занимаются решением технических и финансовых вопросов, связанных с выборами. В их ведении находится контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и так далее.

Парламентские партии имеют компактную организационную структуру и постоянно функционирующие органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира.

4. Партия-община или партия-клуб. Она представляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не столько по принадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. К ним можно отнести клубы по интересам, различные ассоциации, объединения защитников памятников, "синих" (борются за улучшение социальной экологии), "зеленых" (борются за улучшение охраны окружающей среды). В последние годы происходит их политизация. Так, в Германии, в ряде государств СНГ "зеленые" объединили свои организации и официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу.

Французский политолог М.Дюверже берет за основу организационное устройство партий и делит их на кадровые и массовые.

Массовые партии это партии, характеризующиеся многочисленностью, наличием тесной связи между членами и организацией, преобладанием идеологической и воспитательной форм деятельности. Членские взносы для таких партий являются основным источником финансирования. (Социалистические, коммунистические партии).

Кадровые партии это партии, которые характеризуются немногочисленностью, "аморфностью членства", отсутствием механизма официального приема в партию, а также строго определенного статуса члена партии. Кадровые партии опираются на профессиональных политиков. Здесь нет членских взносов. Кадровые партии действуют преимущественно в период предвыборных кампаний и проведения выборов. Руководство кадровыми партиями осуществляется небольшим числом профессиональных политиков. Финансовую поддержку этим партиям оказывает финансовая элита (Республиканская и Демократическая партии США, консерваторы в Англии и другие).

По характеру внутренней организации политологи делят партии на открытые, признающие политический плюрализм, и закрытые, имеющие ограниченное членство. Закрытые партии имеют тенденцию превращаться в авторитарные партии. Авторитарные партии характеризуются полной поддержкой режиму власти и ответной его поддержкой. Они, как правило, существуют в развивающихся странах.

Политологи выделяют также тоталитарные партии, которые контролируют не только политические, но и все общественные структуры, подавляют гражданские свободы. Для них характерна регламентация членства, строгая дисциплина, отсутствие фракций и разногласий. К тоталитарным партиям западные политологи относят нацистские и коммунистические партии, являвшиеся долгое время правящими в социалистических странах.

Для демократического типа партий характерна терпимость к другим партиям и плюралистический подход к партийной конкуренции. Наряду с перечисленными существуют и другие классификации партий.

В 1980-е годы европейские и американские политологи высказывали мнение о том, что политические партии исчерпали себя. Они ссылались на то, что в современных условиях партии перестают быть основными организаторами избирательного процесса, так как многие кандидаты ведут свои предвыборные кампании, используя средства массовой информации и штат помощников, экспертов, не зависящих от партии. Однако предсказания политологов не оправдались. Действительно, средства массовой информации широко используются в современных избирательных кампаниях, но они не могут заменить политические партии в их основных функциях в обеспечении связи гражданского общества и государства, в подборе кандидатов и выдвижении политических деятелей; в их влиянии на политический процесс, в достижении социальной интеграции.

И в то же время есть доля истины и в рассуждениях о конце партийной политики. Общество развивается, партии не всегда успевают за изменениями. Новые общественные интересы и потребности не всегда находят отражение в политике традиционных партий. Новые политические силы могут остаться за бортом парламентского представительства, что может стать источником социальной напряженности.

Далее остановимся на рассмотрении партийных систем. Что понимается под партийной системой? Партийная система - совокупность партий (правящих и оппозиционных), находящихся в тесных отношениях с государством и принимающих участие в осуществлении государственной власти.

В ходе исторического развития сформировались три основные типа партийных систем: двухпартийная система (бипартизм), многопартийная система и система "двух с половиной партий". Если в стране действует одна партия, есть смысл говорить не об однопартийной системе, а скорее об однопартийном режиме функционирования политической системы. Такой режим характерен для авторитарных и тоталитарных политических систем. Однопартийная система, существующая в бывшем СССР, связана с определенной моделью партии, убежденной в своем превосходстве и праве на политическое руководство.

Отличительная особенность двухпартийной системы состоит в том, что только две из наличных партий реально участвуют в осуществлении государственной власти. Пример британская система с консервативной и лейбористской партиями, имеющими единую структуру, централизацию, твердую парламентскую дисциплину. Такая система существует в США, Ирландии, Новой Зеландии и других странах.

В некоторых странах действуют "двух с половинные" партийные системы, в которых относительно слабая третья партия помогает одной из основных партий добиться парламентского большинства и сформировать правительство. Пример ФРГ, где кроме двух основных партий (ХДС ХСС и СДПГ) действует "младший партнер", более слабая Св.ДП. В Австралии аграрная и либеральная партии могут прийти к власти только благодаря поддержке более слабой партии.

Многопартийные системы возникают, когда в стране действуют три и более партий, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. Преимущества многопартийной системы по сравнению с двухпартийной связаны с тем, что она точнее и полнее отражает социально-экономическую структуру общества и социальные интересы. Однако правительства, создаваемые на основе партийных коалиций неустойчивы и зависимы от состояния межпартийных отношений. Примером является Италия.

В современном мире в большинстве государств сложились многопартийные системы. Их конкретное содержание зависит от ряда факторов. Во-первых, оказывает влияние уровень развития социально-классовой структуры. Различные социальные группы и слои со своими специфическими интересами нуждаются в политических партиях, которые бы выражали и защищали эти интересы в соответствии с общегосударственными. Во-вторых, важным условием многопартийности является демократизация всех сфер общественной жизни, торжество закона. Только в такой обстановке обеспечивается самостоятельность и равноправие всех партий, их цивилизованное соревнование. В-третьих, один из ведущих принципов зрелой многопартийной политической системы - формирование высокой политической культуры.

Эти условия крайне важны для функционирования многопартийности цивилизованного типа. Именно к такому типу движется многопартийность в развитых странах. Что характерно для многопартийности цивилизованного типа? Прежде всего двухпартийный механизм власти (или двух межпартийных блоков, в котором наряду с правящей партией действует партия, не получившая поддержки большинства избирателей, но завоевавшая определенное количество мест в высших и местных органах власти. Она участвует в их работе как оппозиционная сила. Другие, менее влиятельные партии, выполняют функции поддержки правящей партии или давления на органы власти, когда они блокируются с оппозиционной партией.

Современные двухпартийные системы нельзя оценить только как механизм манипулирования сознанием и поведением граждан, исходя из интересов класса, господствующего в экономике. Такая система в определенной степени отражает интересы более широких слоев населения. В современных условиях победа той или иной партии в избирательной кампании зависит от позиции наемных работников. Для обеспечения их поддержки на выборах мало одних обещаний, нужны реальные блага. Это понимают лидеры и правящих и оппозиционных партий. Ныне более чем в 30 странах одной из влиятельных противоборствующих партий, является социал-демократическая, ориентирующаяся, главным образом, на людей труда, на поддержку рабочего и демократического движения. Такие партии, находясь у власти, добились значительного улучшения жизни большинства трудящихся Швеции, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Германии, Франции и других стран.

При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между партиями, блоками партий, через них и между классами, социальными слоями.

Оппозиционные партии полезны и как гарантия против некомпетентности, злоупотреблений в системе власти. Они не прощают ее представителям промахов, ошибок, невнимания к людям, понуждают их выполнять управленческие функции более эффективно. Оппозиция играет сдерживающую роль по отношению к бюрократизации аппарата управления. Это достигается благодаря осуществлению оппозиционными партиями контроля за деятельностью представителей правящей партии в законодательных и исполнительных органах власти.

Историческая практика показывает, что многопартийность благотворно влияет и на внутреннюю жизнь партии. Перед лицом конкурентов ее руководство вынуждено проявлять больше инициативы в совершенствовании структуры партийных органов, программы, стратегии и тактики, средств и методов деятельности, повышении боевитости и ответственности членов партии, сплочении их рядов. Это важно для привлечения на свою сторону избирателей, для победы в политической борьбе. В атмосфере межпартийного соперничества выделяются истинные лидеры. Вместе с тем, следует иметь в виду, что даже цивилизованная многопартийность порождает определенные трудности. Усилия правящей партии отвлекаются на межпартийную борьбу. У оппозиционной партии начинают преобладать негативные оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Обостряются межпартийные отношения.

Эффективность многопартийной системы власти зависит от зрелости объективных условий и субъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к деформированной многопартийности, характеризующейся применением нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы.

Какая же партия в условиях многопартийности имеет наибольшие шансы стать правящей?

Политологи называют ряд таких параметров:

- использование данных науки, учет новых реальностей в своей политике;

- способность обеспечить массовую поддержку своих программных целей и задач; применять наиболее эффективные методы, средства, формы организации и мобилизации своих сторонников, развития их активности;

- творческое использование накопленного опыта политического руководства в новых условиях, использование в политике опыта других партий, в том числе и своих оппонентов;

- мобильность и гибкость партийной тактики, способность оперативно вносить в нее коррективы с учетом изменяющейся обстановки, данных социологических исследований и прогнозов; готовность идти на компромиссы, на формирование блоков, заключение союзов с другими партиями и организациями;

- эффективное сочетание стремления опираться на массы с практическими шагами по выявлению и подготовке подлинных лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти;

- степень сплоченности, организованности, дисциплины, активности членов партии, уровень жизнестойкости партии, ее способность к постоянному обновлению, саморазвитию.

Данные параметры, определяющие прочность позиций партии, вытекают из анализа международного опыта. Использование его в России имеет большое практическое значение, так как дает формирующимся партиям основные ориентиры укрепления их авторитета, повышения роли в преодолении политического кризиса, охватившего страну.

 

3.Следует отметить, что процесс становления и развития многопартийности в России имеет особенности. Активный процесс образования политических партий в конце 80-х начале 90-х годов XX века в России, связанный с распадом КПСС, утратой ею политической монополии стал по счету второй попыткой создания многопартийной системы. Первая попытка была предпринята в начале XX века.

Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце XIX – начале XX.в.в. Это отражало отставание России в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905-1907 гг., во время которой в стране насчитывалось более сотни политических партий. Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте. В странах с развитыми демократическими традициями многопартийность означает политический принцип чередования у власти различных партий. В этом смысле многопартийность отсутствовала как в досоветской, так и в в советский и постсоветский периоды.

После октябрьской революции 1917 года в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов.

Историю современной российской многопартийности можно подразделить на несколько этапов.

Первый этап – 1985-1990 гг. – зарождение политических партий и общественно-политических движений. Начинался этот процесс с возникновения «неформальных движений», малочисленных по составу и разных по идеологическим установкам, объединенных в основном на анти-бюрократической платформе. С лета 1987 по 1989 г. начался процесс формирования народных фронтов, а в 1989 – 1990 гг. пошел процесс образования политических и общественно-политических движений.

На втором этапе – 1990-1993 гг. – спектр общественной жизни стал многоцветным и противоречивым. Большинство политических партий по своей сути были протопартийными, что обусловило поиск союзников и организацию политических блоков. Наиболее заметные политические организации, созданные в это время, принадлежали к либеральному (демократическому) течению. В этот период были созданы такие партии демократической ориентации, как Демократическая партия России, Социал-демократическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия Советского Союза.

Параллельно с организациями демократической ориентации создавались организации национал-патриотической направленности, к примеру, Русское национальное единство.

В этот же период был создан ряд объединений с «ретроспективной» идеологией, т.е. объявивших себя прямыми наследниками дореволюционных политических партий, например, Конституционно-демократическая партия. «Ретроспективные» партии показали свою нежизнеспособность, выразившуюся в крайней малочисленности, отсутствии социальной базы.

Период 1990-91 гг. ознаменовался образованием избирательного блока. «Демократическая Россия», который выступал в роли реальной оппозиции коммунистическому руководству страны. В августе 1991 г. КПСС была устранена с политической арены.

В средствах массовой информации сложившиеся блоки и коалиции получили название демократов-реформаторов, центристов и патриотов. Многие ученые и политики прогнозировали образование на их основе крупных партий, но этого не произошло.

На третьем этапе – 1993-1995 гг.- возрастают роль и вес политических партий и объединений. В 19993 г. на политическую сцену вышла Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Она насчитывала до 500 тыс. человек и обладала развитой сетью региональных и местных организаций.

Выборы 1993 г. в Государственную Думу обеспечили принципиально новое положение партий в формирующейся политической системе России. На этих выборах был впервые опробован механизм партийного представительства при формировании нижней палаты российского парламента. В Госдуму были избраны представители восьми политических партий и блоков. Многоуровневый характер и сущностная неоднородность политических партий и объединений привели к размеживанию и дроблению сил. В Минюсте РФ в 1993 г. было зарегистрировано 80 общероссийских партий. В избирательной кампании 1995 г. участвовали 43 избирательные объединения и блока. Победили на выборах КПРФ, НДР, «Яблоко», ЛДПР.

Четвертый этап – 1996-1999 гг. – продолжение «партийного бума». В Минюсте РФ прошли перерегистрацию и получили право на участие в выборах 139 организаций. Однако такая многопартийность основывалась на лидерстве четырех – пяти партий.

Пятый этап с 1999 – 2003 гг. и по настоящее время, наблюдалось доминирование двух политических партий - «Единства», ставшего в последствии основой «Единой России» и КПРФ. В 2001 г. был принят закон о политических партиях, наделивший их эксклюзивным правом участвовать в выборах по партийным спискам, сформировалась «партия власти» в лице «Единой России».

Период 2003-2007 гг. ознаменовался тем, что на выборах в Государственную Думу в 2007 г. действовал 7% -й барьер, которой смогли преодолеть лишь четыре партии – Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия.

Следует обратить внимание на взаимосвязь избирательного процесса и партийного строительства. Изменения в избирательном законодательстве, в частности введение пропорциональной системы (голосование только по партийным спискам) сопровождались постепенным повышением «входных» барьеров на рынок политической конкуренции. В частности закон о политических партиях ввел монополию партий на участие в выборах по спискам; повышение отсекающего барьера (7%); запрет на участие в избирательных объединениях общественных организаций (2003 г.), второе повышение минимальной численности партий (2004 г.); с 10 тыс. до 50 тыс. запрет депутатам выходить из фракций (2004 г.); отказ от одномандатных округов и запрет блоков на выборах в Госдуму (2005 г.); изменение порядка регистрации партий и кандидатов, выражающееся в ужесточении требований к сбору подписей и фактическом повышении суммы избирательного залога (2005 г.). Формально эти новации были признаны стимулировать укрупнение партий. На самом деле это привело к сужению поля деятельности партий, не связанных с властью.

В результате на выборах (2007 г.) «партия власти» - «Единая Россия» получила простое большинство. Следует обратить внимание на лоббизм в деятельности политических партий.

Лоббизм политический (от англ. Lobby – кулуары) – понятие для обозначения профессиональной формы деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение. Это система аргументации, механизм подготовки и принятия решений, реализующих интересы лоббирующих групп[38].

4. Лоббизм в деятельности политических партий.

Участие политических партий в лоббистской деятельности происходит с помощью большого количества технологий организации лоббистской деятельности. Можно выделить такие механизмы как – выступление в профильных комитетах законодательного органа, составление законопроектов и внесение их на обсуждение парламента, проведение научно-практических конференций с участием представителей законодательной и исполнительной властей, организация торжественных встреч и приемов для полномочных представителей политических партий и др.

Наиболее распространенным механизмом лоббизма в деятельности политических партий России является составление законопроектов и вынесение их на обсуждение парламента.

Данная технология лоббирования возможна в виде «проталкивания» определенного законопроекта или отдельных поправок в него[39].

Кроме того возможны разнообрапзные запросы депутатов Гос. Думы и членов Совета Федерации в различные федеральные органы гос. Власти.

Невозможен в лоббистской деятельности и личный контакт с депутатом: при личном знакомстве с парламентарием можно определить, поддержит он необходимый законопроект или нет.

Лоббирование законодательного предложения или законопроекта в парламенте, как правило, начинается с поиска сторонников (единомышленников) среди депутатов. После того, как они найдены, парламентарий или группа депутатов вносят предложенный законопроект в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу. Истинными разработчиками в этой ситуации могут быть не лоббисты, а те кто за ними стоит. Поэтому часто бывает неизвестно, кто же настоящий заказчик.

Работа лоббиста в парламенте не ограничивается только поиском сторонников или единомышленников. Важное значение имеет способность переубедить или склонить на свою сторону «колеблющихся» депутатов, тех, кто не имеет четкой позиции по данному законопроекту. Их количество может иметь решающее значение пр



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: