Общие требования к технике плавания




Общие требования к технике плавания.

1. Понятие о технике плавания………………………………………...….4

2. Положение тела пловца в воде……………………….............................5

3. Движения руками………………………………………...........................7

4. Согласование движений………………………………….....……….…...9

5. Заключение ……………………………………………………………....11

6. Список литературы..................................................................................12

 

Введение.

 

Плавание – один из наиболее популярных и массовых видов спорта. При движении в воде практически работают все мышцы тела. Плавание способствует развитию выносливости, координации движений. Это – эффективное средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Велико и прикладное значение плавания. Переплывать большие расстояния, оказывать помощь терпящему бедствие на воде должен уметь каждый человек. Не случайно даже в древние времена плавание считалось одним из основных признаков культуры.

Плавание по праву можно отнести к народному виду спорта наравне с борьбой, кулачным боем, лыжным спортом и бегом, потому что оно тесно связано с трудов, бытом и военной деятельностью людей. Оно начало развиваться в глубокой древности и высшего развития достигло в тех районах земли, где имелось большое количество морей, рек, озер. Известно, что лучшими пловцами среди первобытных народов были жители Южной и Центральной Европы, Австралии, Южной Америки, островов Тихого океана. О распространении плавания среди мужчин, главным образом среди воинов, а также и среди женщин, свидетельствуют рисунки на стенах храмов, вазах, ювелирных изделиях древних Вавилона, Египта, Ассирии. На рисунках изображены люди, выполняющие движения, похожие на движения плавания саженками, брассом и дельфином.

Наибольшего развития плавание достигло во втором и первом тысячелетиях до нашей эры в Древней Греции и Риме. Характерно, что там считали недостаточно культурным человека, который не умел ни плавать, ни читать. Плавание входило в программы ежегодных древнегреческих празднеств в Гермионе и Истмийских игр. Начиная с 133 года до нашей эры на Коринфском перешейке в честь бога морей Посейдона раз в два года проводились соревнования по плаванию. Лучшими пловцами Греции считались жители островов Делос, Левкал и города Анфедона. При палестрах (местах для занятий гимнастикой) сооружались искусственные бассейны для плавания.

Развитию плавания в нашей стране способствовало большое количество рек, озер и морей. Скифы, населявшие в VII—III веках до нашей эры северные причерноморские земли, и поселенцы восточного Причерноморья были искусными пловцами. В эпической литературе, в летописных преданиях указывается, что отличительным качеством славянских воинов было умение смело действовать в воде, плавать, нырять. По словам византийского" военачальника Маврикия (VI в. н. э.), «славяне способны переправляться через реки потому, что они больше, и лучше, чем остальные люди, умеют держаться на воде. Славяне, со свойственной им смекалкой, с целью обмануть противника ложатся на дно реки навзничь и дышат, держа во рту длинные, нарочно для этого просверленные внутри камыши, концы которых выходят на поверхность воды. Это они могут выдержать долгое время так, что совершенно нельзя догадаться об их присутствии».

Большого развития плавание в России достигло в XVII—XVIII веках. В период царствования Петра I от русских моряков требовалось полное освоение «вольного моря», в том числе умение отлично плавать и Долго держаться на воде. Начиная с 1688 года в учения войск начали включать форсирование водных преград. С 1719 года обучение плаванию было введено в программу учебных дисциплин сначала в Морской академии, а затем и в других военных училищах. Особенно большое внимание плаванию как прикладному навыку уделял великий полководец А. В. Суворов. Известно, что еще будучи командиром полка он добивался от солдат умения организованно переплывать широкие рвы и реки. В историю войн России вошел подвиг офицера Павла Концова, который в 1770 году совершил проплыв с гибнувшего фрегата. Почти 28 километров до берега он преодолел за 12 часов.

Рассмотрим технику следующих способов плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс на груди. При изучении вышеперечисленных способов плавания, будут рассмотрены: положение тела и головы, техника работы рук, техника движения ног, техника дыхания и общая координация движения.

 

Общие требования к технике плавания

Биомеханический анализ техники плавания, обобщение опыта работытренеров и спортсменов высокого класса над техникой позволяют сформулировать требования к технике плавания. Соблюдение этих требований обеспечивает рациональную технику. Эти требования относятся, прежде всего, к положению тела в воде, гребковым движениям руками как основному источнику движущих сил, согласованию движений.

 

1. Понятие о технике плавания

Техника спортивного плавания - это рациональная система движений, позволяющая пловцу наилучшим образом реализовать свои двигательныевозможности в высокий результат на соревнованиях. Это понятие включаетформу, характер движений, их внутреннюю структуру (закономерную

взаимосвязь движений). В него входит, и умение пловца хорошо ощущать,осознавать и использовать для продвижения вперед все внутренние и внешние силы, действующие на тело.

Техника плавания непрерывно развивается. В каждом способесуществуют варианты рациональной техники. При выборе для своегоученика того или иного варианта тренер должен учитывать, прежде всего,

уровень технической подготовленности спортсмена, его индивидуальныеморфофункциональные особенности (рост, пропорции частей тела, длинуконечностей, уровень развития гибкости, силы и т. д.). Большую помощь в

работе над техникой плавательных движений тренеру и спортсмену оказывает знание основных закономерностей биомеханики плавания.

 

 


2. Положение тела пловца в воде

Тело спортсмена при плавании с соревновательной скоростью должнозанимать в воде хорошо обтекаемое, вытянутое, сравнительно высокое и уравновешенное положение с оптимальным углом атаки.

Для техники квалифицированных спортсменов свойственны минимальные величины угла атаки тела (3—5°). Для техники плавания, которую осваивают новички, характерны несколько большие величины угла атаки (8— 10°), что позволяет придать телу «глиссирующее» положение, облегчающее выполнение подготовительных движений руками и дыхание.

Существенное влияние на общее положение тела пловца в воде оказывает положение головы и бедер. На протяжении большей части полного цикла движений голова находится почти на продольной оси тела, мышцы шеи расслаблены, пловец смотрит вперед - вниз (при плавании на груди) иливверх - назад (при плавании на спине). Во всех способах, за исключениемплавания на спине, голова участвует во вспомогательных движениях в ритме

движений руками и дыхания. На протяжении большей части полного цикладвижений бедра пловца должны занимать положение у самой поверхности воды. Для этого, например, при плавании кролем, бедра выполняют движения с небольшим размахом, активным посылом вверх во время удара стопой вниз.

При плавании брассом бедра в конце отталкивания ногами назад также выходят к самой поверхности воды и сохраняют хорошо обтекаемое положение на всем протяжении гребка руками. Грубой ошибкой при плавании кролем на груди и дельфином является «зависание» бедер — излишне глубокое опускание их вниз и движения ногами не от таза, а от коленей. Туловище пловца должно представлять собой достаточно жесткую конструкцию (за счет оптимальной степени напряжения мышц живота и поясницы), чтобы движущие силы от гребков руками и ногами направлялись бы без потерь по линии продвижения пловца вперед. Остальные же мышцы туловища, прежде всего мышцы спины, должны быть по возможности расслаблены. Мощные мышечные группы туловища служат основой двигательного механизма пловца. Эти мышцы, с одной стороны, обеспечивают обтекаемое и уравновешенное положение тела, а с другой — принимают активное участие во всех рабочих движениях ногами и руками.

Если в технике плавания новичков допустимо, а в ряде случаев даже желательно, стабильное несколько фиксированное положение туловища, то в технике плавания высококвалифицированных спортсменов туловище должноактивно вовлекаться в гребковые движения. При плавании кролем на груди ина спине оно ритмично поворачивается налево и направо относительно продольной оси тела (в среднем на 30—35° в каждую сторону). Эти крены усиливают гребок руками, помогают выполнить его по оптимальной траектории, вынуть руку из воды с минимальным сопротивлением и пронести ее над водой. При плавании кролем на груди поворот туловища дает возможность выполнить вдох с минимальным напряжением мышц шеи и сохранить во время вдоха положение головы почти на продольной оси тела. Степень кренов туловища зависит от варианта техники, индивидуальных особенностей спортсмена и темпа плавания. С увеличением темпа движений руками степень кренов уменьшается относительно направления продвижения пловца вперёд. При плавании брассом и дельфином верхняя часть туловищаспортсмена выполняет активные движения вверх и вниз по пологой волнообразной траектории. Эти вспомогательные движения туловищем также направлены на повышение эффективности движений рук, ног и вдоха.

 

Движения руками

Руки являются главным движителем при плавании спортивнымиспособами. Даже в брассе, где движения руками и ногами примерно в равноймере создают силу тяги, техника движений руками в большей мере влияет на

общую координацию движений, определяет темп и ритм плавания, тесносвязана с дыханием. Значит, движения руками имеют решающее значение для повышения скорости плавания и в этом способе.

Как было отмечено выше, кисть руки следует рассматривать как одиниз основных элементов движителя, его основную рабочую плоскость. Главная функция кисти во время гребка — обеспечивать непрерывную опору о воду. Во время гребка кисть должна двигаться непрерывно, с высокой скоростью относительно воды, по оптимальной криволинейной траектории, с оптимальной ориентацией относительно направления продвижения пловца вперед.Как уже говорилось, оптимальной ориентацией кисти в основной частигребка является ее положение, близкое к фронтальному. Во время входа вводу и в начальной фазе гребка кисть должна быть ориентирована такимобразом, чтобы с минимальным сопротивлением рассекать кончиками пальцев воду. После завершения гребка она должна принять положение, обеспечивающее минимальное сопротивление воды во время подготовительной фазы движений.

При плавании кролем на груди, дельфином и на спине кисть в самом конце гребка поворачивают ладонью внутрь (т. е. к бедру). В первых двух способах плавания она покидает воду мизинцем, в последнем — большим пальцем вверх. Рука начинает гребок полностью (или почти полностью) выпрямленной в локтевом суставе. Основная же часть гребка должна выполняться с оптимальной степенью сгибания и разгибания руки в этом суставе. Конкретные величины степени сгибания руки в локтевом суставе приведены ниже (при анализе техники плавания отдельными способами). Заметим, что в технике плавания спортсменов младших разрядов степень сгибания руки в локтевом суставе выражена в меньшей мере, чем у высококвалифицированных пловцов.Первая половина гребка во всех способах плавания должна выполняться с так называемым высоким положением локтя.

Это требование включает:

1) опережающее движение кисти по отношению к локтю;

2) разворот локтя в сторону (но не назад или вниз);

3) небольшое вращение плеча и предплечья внутрь;

4) оптимальную степень жесткости руки в локтевом суставе.

Техника гребка с высоким положением локтя позволяет опереться о воду кистью и предплечьем под эффективным углом, без потерь передать силы опорной реакции на плечо и туловище.

 

Согласование движений

Для более продуктивного анализа техники и её совершенствования в

целостной системе движений пловца целесообразно выделить элементы:

фазы движений руками и ногами, обобщённые фазы цикла. Обобщенные

фазы цикла включают движения всех звеньев тела. Таких фаз три:

1. предварительная

2. главная

3. заключительная

Они протекают слитно, обусловливаядруг друга и непрерывно повторяясь в едином потоке движений пловца.

Главная фаза—это та часть общего цикла движений, в которойприобретается наибольшее количество движения, достигается высокая внутри цикловая скорость. Началом данной фазы является моментсущественного ускорения основного рабочего движения руками — приведения и разгибания плеча (определяется по изменению угловой скорости вращения плеча), окончанием момент существенного падения скорости этого движения. Спортсмен в это время выполняет наиболее мощную часть гребка, опираясь о воду кистью и предплечьем. Все вспомогательные движения и дыхание строго подчинены в этой фазе цикла ритму рабочих движений рук. Главная фаза выполняется на задержке дыхания или выдохе. К началу выполнения главной фазы тело пловца должно быть разогнано (обладать сравнительно высокой внутри цикловой скоростью), а рабочие плоскости рук должны выйти в оптимальное для опоры о воду положение. Например, плоскость предплечья должна быть наклонена к поверхности воды под углом не менее 45º плоскость кисти 50 - 60°, при этом рука должна быть согнута в локтевом суставе примерно на половине ее максимального рабочего угла и обладать достаточной жесткостью.

Эта задача решается в предварительной фазе цикла, непосредственно предшествующей главной.

Во время предварительной фазы пловец за счетрабочих движений руками и ногами сообщает необходимое ускорение своему телу, сохраняя хорошо обтекаемое его положение. Начальная часть гребка руками в этой фазе всегда выполняется с высоким положением локтя и в основном за счет сокращения мышц, сгибающих предплечье и кисть и вращающих руку внутрь (мощное разгибание и приведение плеча как бы приберегается для выполнения последующей, главной, фазы цикла).Вслед за главной идет заключительная фаза полного цикла движений.Здесь задачей для спортсмена является следующее: поддерживая высокую

скорость продвижения тела вперед (не допуская значительного паденияскорости) и сравнительно высокое положение туловища, не допуская заметного опускания плечевого пояса), с минимальным сопротивлением

направить руку (руки) и плечевой пояс, по оптимальной траектории вперед на захват воды для очередного гребка; растянуть при этом движении мышцыспины и груди, с тем чтобы использовать энергию мышечного растяжения в

следующей, предварительной, фазе цикла. Заключительную фазу цикла пловец выполняет за счет завершающего гребкового движения кистью и предплечьем одной руки (в кроле на груди и на спине) или обеих рук (в дельфине) и части рабочего движения ногами (во всех способах, кроме способа брасс).

К концу заключительной фазы полного цикла тело спортсмена должно выйти в наиболее обтекаемое положение. Это позволит в последующей фазе цикла вновь сообщить телу положительное ускорение при оптимальной затрате сил. При анализе полного цикла движений выделяются также граничные позы пловца (мгновенные положения звеньев его тела) в момент смены фаз. Граничные позы служат хорошими ориентирами при изучении техники (например, по килограммам), визуальном педагогическим контролем за техникой, её практическом освоении.

 

Заключение

Человек — единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих — 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.

Физкультура и спорт у нас стали общедоступными. Сотни тысяч людей посещают плавательные бассейны, проводят свой отдых на бесчисленных водоемах. В связи со строительством искусственных плавательных бассейнов все большее число - вовлекается в занятия водными видами спорта. Рост массовости плавания требует подготовки специалистов до начальному массовому обучению. В Советском Союзе имеются институты физической культуры, факультеты физического воспитания в педагогических институтах и техникумы физической культуры, выпускающие специалистов по различным видам спорта. В учебных программах каждого из них включен предмет плавание.

Но, несмотря на это, особенно в разгар летнего сезона, когда в каждом пионерском лагере ведется обучение плаванию детей, специалистов по этому виду не хватает. А ведь успешное изучение спортивных способов плавания зависит от умения преподавателя подобрать необходимые упражнения, дать точное и образное объяснение движениям, вовремя исправить неправильные действия. Основой для этого служат многолетний опыт, годы преподавательской деятельности.

В небольшой книге невозможно рассказать обо всех деталях учебной работы преподавателя плавания. Однако советы, данные здесь, на наш взгляд, достаточны дли успешного проведения занятий теми людьми, которые не проходили специальной подготовки.

Опыт показывает, что нет таких людей, которые по каким-то причинам не смогли бы научиться плавать. Это может быть связано с их психолого-биологическими особенностями. Но как бы то ни было, работая с такими людьми, ведущий занятие должен проявлять терпеливость и неторопливость в изучении упражнений, и тогда успех в овладении спортивным плаванием будет достигнут.

 

Список литературы:

1. Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванню.-М.: 2008г.

2. Гончар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания. Учебник, - Минск, 2005г.

3. Никитский Б.Н. Плавание. - М.: Просвешение, 1998.

4. Осокина Т. И. Как научить детей плавать /пособие для воспитателей /М.: Просвещение, 2010г.

5. Парфенов В.Б. Плавание. - М.: Высшая школа, 1993г.

6. Плавание /под ред. Булгаковой Н.Ж. - М.: ФиС, 2001г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: