УРОК II - LECTIO SECUNDA




Методические рекомендации

По изучению латинского языка

 

 

САФУ

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

на заседании редакционно-издательской комиссии

Института филологии и межкультурной коммуникации

Северного (Арктического) федерального университета

3 июня 2013

Составители:

В.М. Минина, доцент кафедры французского языка САФУ;

И.А. Гвоздева, преподаватель кафедры французского языка САФУ.

 

Рецензенты:

И.В. Градова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой французского языка САФУ;

А.С. Епимахова, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и МКК САФУ.

 

Методические рекомендации по изучению латинского языка. – Архангельск: САФУ, 2013. – 57 стр.

 

Методические рекомендации содержат задания, вопросы, практические указания по подготовке, закреплению лексико-грамматического материала и предназначены для студентов филологических институтов, факультетов иностранных языков, педагогических вузов, использующих учебник латинского языка под редакцией В.Н. Ярхо и В.И. Лободы.

Оглавление

 

Пояснительная записка

Урок I – Lectio prima

Урок II – Lectio secunda

Урок III – Lectio tertia

Урок IV – Lectio quarta

Урок V – Lectio quinta

Урок VI – Lectio sexta

Урок VII – Lectio septima

Урок VIII – Lectio octava

Урок IX – Lectio nona

Урок X – Lectio decima

Урок XI – Lectio undecima. Контрольный перевод текста Урок XII – Lectio duodecima

Урок XIII – Lectio tertia decima

Урок XIV – Lectio quarta decima

Урок XV – Lectio quinta decima

Урок XVI – Lectio sexta decima

Урок XVII – Lectio septima decima. Повторение

Урок XVIII – Lectio octava decima. Контрольный перевод текста Рекомендуемая литература

Рекомендуемые нтернет-сайты

Дополнительные материалы

Латинско-русский словарь

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данные методические рекомендации предназначены для студентов филологических институтов, педагогических вузов, факультетов иностранных языков, использующих учебник латинского языка под редакцией В.Н. Ярхо и В.И. Лободы[1].

По учебному плану основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВПО 035700.62 Лингвистика, 50100.62 Педагогическое образование на изучение латинского языка отводится 36 аудиторных часов (18 занятий).

В предлагаемых рекомендациях строго соблюдается порядок изложения грамматики 13 разделов учебника В.Н. Ярхо и В.И. Лободы. Весь основной материал распределяется по урокам, каждый из которых составляет задание на неделю. Уроки I – XVIII охватывают следующие темы: времена системы инфекта изъявительного наклонения обоих залогов, повелительное наклонение, I – II склонения существительных и прилагательных, неправильные глаголы, глаголы, сложные с esse, причастия, личные, притяжательные и некоторые указательные местоимения, существительные и прилагательные III склонения, времена системы перфекта изъявительного наклонения активного залога. В XI и XVIII уроках студентам предлагаются контрольные тексты для перевода с латинского языка на русский. Урок XVII проходит в форме повторения пройденного лексического и грамматического материала.

В качестве практических заданий используются упражнения и тексты, размещенные в хрестоматии учебника на стр. 225-269. Перевод, анализ предложений под буквой А обязательны, под буквой В факультативны. Преподаватель вправе количественно сокращать материал в зависимости от возможности студентов учебной группы. Перевод рекомендуется делать письменно, морфологический и синтаксический анализ – устно. Каждый урок включает обязательный для заучивания лексический минимум, составленный из наиболее употребительных латинских слов, являющихся в то же время особенно продуктивными для образования словарного состава современных языков и интернациональной научной и политической терминологии.

Методические указания данного пособия в большинстве своем носят вопросно-ответный и поисковый характер, включают задания на сравнение, сопоставление, анализ фонетических, лексических и грамматических характеристик латинского языка, что в целом способствует развитию творческого потенциала студентов.

Рекомендации содержат дополнительные материалы: латинский алфавит, текст студенческого гимна «Gaudeamus», тексты для самостоятельного перевода, список латинских изречений, модель итоговой контрольной работы, латинско-русский словарь.

 

УРОК I - LECTIO PRIMA

Темы: Краткие сведения из истории латинского языка. Фонетика. Графика. Алфавит. Согласные(Сonsonantes [2]). Особенности произношения, чтения согласных. Гласные (Vocales)и их основные особенности. Дифтонги. Количество гласных. Слог и слогораздел. Правила ударения.

См. §§ 8-16 стр. 15-23[3]

 

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием параграфов по заданной теме урока.

Задание 2. Ответьте на следующие вопросы в форме кратких тезисов:

- Почему латинский язык называют «мертвым»?

- Как объяснить тот факт, что язык древних римлян получает название латинского (lingua Latīna)?

-Каковы основные этапы (периоды) развития латинского языка?

- Что собой представляет классическая латынь? Назовите представителей ораторской, исторической прозы, известных поэтов периода классической латыни.

- С какими историческими и политическими событиями связан период поздней латыни?

- В чем заключался процесс романизации?

- Что такое вульгарная латынь?

-Какие языки входят в романскую группу? В чем заключается их общность?

- Какое влияние оказывает латынь на языки германских племен? Какие языки входят в германскую группу?

- Как определить исключительную роль латинского классического языка в эпоху Возрождения (XIV-XVI века), в XVIII, XIX веках?

- Что такое индоевропейская семья языков?

- В каких сферах используется латинский язык в наши дни? Какова его роль в образовании общественно-политической и научной терминологии?

- К какой группе языков принадлежит русский язык? Для характеристики языков используйте предложенную схему:

 

 

Задание 3. Ознакомьтесь с основными положениями фонетики, графики, чтения в латинском языке §§ 8-16 стр. 15-23.

Задание 4.

А) Ответьте на следующие вопросы:

- Сколько букв насчитывает латинский алфавит?

- Какиеотличительные черты латинского языка обнаруживаются при сравнении с русским алфавитом и алфавитом других современных европейских языков? В чем состоит сходство?

- В каких словах употребляются буквы Yy и Zz?

-Какие варианты прочтения имеют буквы Cc, Ss, Uu, Yy?

- Почему иногда в латинском алфавите отсутствует буква Jj?

- Как объяснить два написания слов jam/iam, injectum/iniectum?

- Что обозначают два сокращения латинского языка в виде K., KAL или C., CAL.?

- Как принято произносить латинскую букву Ll?

- В чем заключается особенность употребления буквы Qq?

- Как читаются двойные согласные в латинском языке?

- Какие буквенные сочетания имели особенности в чтении?

- Сколько монофтонгов было в латинском языке?

- Какими надстрочными знаками обозначалась долгота или краткость гласных звуков?

- Каковы основные правила краткости гласных?

- Сколько дифтонгов было в классической латыни? Какие из них превратились в диграфы?

- Чему соответствует количество слогов в слове?

- Как происходит слогораздел в слове?

- В чем разница между открытым и закрытым слогом?

- На каком слоге ударение не ставится в латинском языке?

- Как ударяются двусложные слова?

- При каком условии ударение падает на предпоследний слог в многосложных словах?

- Когда ударение падает на третьем слоге от конца слова (независимо от его количества)?

 

Б) Прочитайте слова с буквами:

Cc Lócus (место), cáput (голова), céntum (сто), Cícero(Цицерон), cívis (гражданин), córpus (тело), crímen (преступление), cultúra (возделывание), círculus (круг), Cýrus (Кир, персидский царь), dóctus (ученый), fácilis(легкий), fáctum (дело), Céltae (Кельты), grácilis (стройный), Cáesar (Цезарь), cylíndrus (цилиндр);
Ss sílva (лес), Sicília (Сицилия), sex (шесть), sol (солнце), Séneca (Сенека, философ), rósa (роза), cáusa (причина), cásus (случай), ásinus(осел);
Uu tábula (доска), suávis (приятный), Suébi (Свебы), súus (свой), tribúnus (трибун), númerus (число), súper (над, сверху);
Yy Symphónia (созвучие), tyránnus (тиран), lýra (лира), Lýdia (Лидия, собств. имя), gýmnicus (гимнастический), sýllaba (слог).

- Прочитайте слова с буквой Jj:

J úppiter (Юпитер), j ústus (справедливый), J úno (Юнона), j ánua (дверь), j ócus (шутка), in j úria (обида).

 

- Прочитайте слова с буквой Ll:

l ux (свет), tábu l a (доска), vé l ox (быстрый), vú l gus (простой народ), l ábor (работа), l úna (луна), l ex (закон), có l or (цвет).

 

- Прочитайте слова с буквосочетанием qu:

á qu a (вода), é qu us (конь), qu ín qu e (пять), é qu es (всадник), qu is (кто), elo qu éntia (красноречие), qu id (что).

 

- Прочитайте слова с двойной согласной:

sté ll a (звезда), lí tt era (буква), té rr a (земля), pé nn a (перо), sági tt a (стрела), nú ll us (никакой), nece ss árius (необходимый), bé ll um (война), á nn us (год), ga ll ína (курица), gá ll us (петух), Gá ll us (Галл).

 

- Прочитайте слова, обращая внимание на выделенные буквосочетания:

ngu a (язык), su ávis (приятный), rá ti o (разум), scién ti a (знание), iní ti um (начало), jus títi a (справедливость), negó ti um (дело), bé sti a (зверь), Á tt ica (Аттика, область Греции), mí xti o (смешение).

 

- Прочитайте слова, содержащие сочетания с буквой Hh:

Ch, ch chórus (хор), chórda (струна), Chrístus (Христос), machinátor (изобретатель), púlcher (красивый), Gráсchus (Гракх), schóla (школа);
Ph, ph philosóphia (философия), Philíppus (Филипп, собств. имя), phýsica (физика), phóenix (птица-феникс), Phédrus (Федр, римский баснописец), delphínus (дельфин), elephántus (слон), Zephýrus (Зефир, западный весенний ветер);
Th, th Theátrum (театр), bibliothéca (библиотека), Tháles (Фалес, древнегреческий философ), Thébae (Фивы, греческий город), Athénae (Афины, главный город Аттики);
Rh, rh Rhénus (Рейн, река), rhétor (ритор, оратор), Rhódus (Родос, остров), Rhéa (Рея, собств. имя).

 

- Прочитайте слова с диграфами:

Au, au áuctor (творец, автор), auróra (заря), áurum (золото), Augústus (Август, собств.имя), cáusa (причина), auxílium (помощь), náuta (моряк);
Eu, Eu Európa (Европа), néuter (ни тот, ни другой), Éunus (Эвн, собств. имя), Euphrátes (Евфрат, река);
Ae, Ae sáepe (часто), práemium (награда), praecéptum (наставление), Aesópus (Эзоп), práesens (присутствующий), áevum (возраст), aetérnus (вечный), Áetna (Этна, вулкан), áër/áēr (воздух);
Oe, Oe póena (наказание), tragóedia (трагедия), fóedus (договор), poëta/poēta (поэт).

 

- Разделите на слоги и прочитайте:

fortúna (судьба), pátria (родина), arguméntum (довод), áurum (золото), discípulus (ученик), disciplína (наука), аgrícola (земледелец), antíquus (древний), álter (другой), cármen (песня), indústria (трудолюбие).

 

- Поставьте ударение в следующих словах и прочитайте:

militia (поход), modus (мера), numĕrus (число), novem (девять), ocŭlus (глаз), pirāta (пират), oratio (речь), persōna (личность), porta (ворота), potentia (сила), regīna (царица), responsum (ответ), Romānus (римлянин), sanĭtas (здоровье), sapiens (разумный), signum (знак), superbus (высокомерный), taurus (бык), timĭdus (робкий), triumphus (триумф).

Задание 5. Подготовьте контрольное чтение упражнения 1 раздела I на стр. 225, руководствуясь основными правилами фонетики, графики, чтения латинского языка.

 

УРОК II - LECTIO SECUNDA

Темы: Грамматическийстрой латинского языка. Имя существительное (Nomen substantīvum). Основные грамматические категории существительного: число (numĕrus), род (genus), падеж (casus). Система падежей в латинском языке. Типы склонений. I склонение существительных (declinatio prima). Глагол sum (esse) в настоящем времени изъявительного наклонения.

См. §§ 26-33 стр. 26-31

 

Задание 1. Ознакомьтесь с содержанием параграфов по заданной теме урока.

Задание 2. Запомните латинские термины, обозначающие грамматические категории имени существительного:

- род genus, -ĕris

мужской род (genus) masculīnum (m)

женский род (genus) feminīnum (f)

средний род (genus) neutrum (n)

- число numĕrus, - i

единственное число (numĕrus) singulāris (sg)

множественное число (numĕrus) pluralis (pl)

- падеж casus

именительный падеж Nominatīvus (Nom.)

родительный падеж Genetīvus (Gen.)

дательный падеж Datīvus (Dat.)

винительный падеж Accusatīvus (Acc.)

аблятив или отложительный падеж Ablatīvus (Abl.)

звательный падеж Vocatīvus (Voc.)

- склонение declinatio

первое склонение declinatio prima

Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:

- К какому типу языков принадлежит латинский язык по своему грамматическому строю?

- В чем заключается синтетический характер языка в отличие от аналитического?

- Как представлена категория числа у латинских существительных? В чем особенность употребления таких слов как arma (оружие), castra (лагерь), copia (запас)/ copiae (войско)?

- Как представлена категория рода у существительных в латинском языке? Что обозначают сокращения, отмеченные в словаре в виде m, f, n?

- Сколько падежей было в латинском языке? Каковы их семантическое значение и синтаксическая роль в предложении?

- В чем состоит сходство/отличие системы падежей в латинском и русском языках? Почему нет звательного падежа в современном русском языке? Каковы особенности латинского аблятива (отложительного падежа)?

- Сколько типов склонения было у латинского существительного, и как они были связаны с конечным звуком основы?

- Форма какого падежа, приводимая в словарях наряду с формой именительного падежа, служит практическим признаком для определения типа склонения?

- Каковы признаки флективного склонения в современных французском, немецком, английском языках?

- Что определяет первое склонение (declinatio prima) существительных в латинском языке?

- Какие существительные мужского рода относились к первому склонению?

- Чем объясняется объединение именительного и звательного падежей единственного и множественного числа, позволяющее сократить количество падежей до пяти?

- Как проявляет себя гласная основы ā во всех падежах единственного и множественного числа. Сравните:

  Singulāris Plurālis
Nom., Voc, - ă - ae
Gen. - ae - ārum
Dat. - ae - is
Acc. - am - as
Abl. - ā - is

- Какой падеж представляет основу существительного в «чистом» виде (ā)? Какие падежи имеют окончание – ае? Почему винительный падеж единственного числа (accusatīvus singalāris) образно называют «мычащим», а винительный падеж множественного числа (accusatīvus plurālis) – «свистящим»? Совпадение каких падежей является общим правилом для всех склонений латинских существительных? Какие общие черты обнаруживаются в родительном падеже множественного числа (genetīvus plurālis)? [4]

- Какие «приметы» I склонения латинских существительных обнаруживаются в современных русском, французском, английском, немецком языках?

Задание 4. Определите склонение следующих существительных, используя таблицу §29 на стр. 28[5]:

aera, ae f (эра); caput, ĭt is n (голова); bellum, i n (война); canis, is m, f (собака); res, re i f (вещь, дело); dux, duc is m (вождь); Graecus, i m (грек); amīca, ae f (подруга); magister, tr i m (учитель); corpus, ŏr is n (тело); nomen, ĭn is n (имя); herba, ae f (трава); gelu, us n (мороз); fructus, us m (плод); humus, i m (почва); forum, i n (площадь); gladiātor, ōr is m (гладиатор); verĭtas, āt is f (правда); jus, jur is n (право); liber, br i m (книга); dies, ei m (день); arma, ōrum n, pl.t.[6] (оружие); tenebrae, ārum f, pl.t. (темнота); castra, ōrum n, pl.t. (лагерь).

Задание 5. Просклоняйте в письменном виде lingua antīqua, insŭla parva, filia bona (упр. 2 стр.225), руководствуясь правилами I склонения. Обратите внимание, что прилагательные женского рода antīqua, рarva, bona подчиняются правилам I склонения.

Задание 6. Переведите предложения на стр. 225-226, определите их синтаксическую структуру и особенности употребления глагола sum (esse) в настоящем времени изъявительного наклонения[7].

Задание 7. Сделайте морфологический анализ существительных I склонения в предложениях 8, 11. Используйте образец (модель) морфологии слова, в котором в строго определенном порядке указываются основные грамматические категории существительного:

склонение, род, падеж, число, исходная (словарная) форма

Например: palm ārum – S., I, f., gen.pl., palma, ae

Обратите внимание на принятые сокращения:

S. – Substantīvum (существительное) как часть речи

I – declinātio prima (I склонение)

f. – feminīnum (женский род)

gen.pl. – genetīvus plurālis (родительный падеж множественного числа)

palma, ae – исходная (словарная) форма существительного I склонения.

Задание 8. Выучите лексический минимум на стр. 226-227, уточните, к каким латинским словам восходят следующие дериваты русского языка: витамин, филиал, лингвист, потенциал, терраса, викторина, аквариум, аккорд.

Задание 9. Запомните латинские изречения (sententiae Latīnae), найдите для них эквиваленты в русском языке в виде возможных пословиц, поговорок и выражений афористического характера:

Ibi victoria, ubi concordia.

Experientia est optĭma magistra.

Aurōra musis amīca.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: