Учащиеся должны:
знать:
• значение наследственности и изменчивости для организмов;
• законы наследственности, установленные Г. Менделем;
• типы взаимодействия аллельных генов;
• основные положения хромосомной теории;
• хромосомное определение пола;
• типы изменчивости организмов: модификационную и генотипическую (комбинативную и мутационную);
• особенности наследственности и изменчивости человека;
• наследственные болезни человека;
понимать сущность:
• моногибридного и дигибридного скрещивания;
• взаимодействия аллельных генов;
• модификационной и генотипической изменчивости и их различия;
• положений хромосомной теории наследственности;
уметь:
• обосновывать закономерности наследования признаков у организмов;
• решать и оформлять биологические задачи;
• проводить наблюдения за организмами с целью выявления их изменчивости;
• составлять вариационный ряд и вариационную кривую;
• применять знания законов наследственности и изменчивости для объяснения формирования признаков и свойств у потомков;
• обосновывать вредное влияние на наследственность человека загрязнения окружающей среды мутагенами, употребления алкоголя, никотина, наркотиков;
• обосновывать значение генетики для медицины;
• объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
• использовать приобретенные знания при анализе закономерностей наследственности и изменчивости организмов разных видов, как культурных, так и диких; для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни;
• самостоятельно находить в различных источниках (в том числе сети Интернет), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию о наследственности и изменчивости организмов (в том числе человека), наследственных болезнях человека, их профилактике;
владеть:
• основными генетическими понятиями и терминологией при описании закономерностей наследственности и изменчивости организмов;
• методикой решения основных типов генетических задач.
Селекция и биотехнология (5 ч)
Селекция растений, животных и микроорганизмов. Понятие сорта, породы, штамма. Основные направления современной селекции. Методы и достижения современной селекции.
Биотехнология. Понятие биотехнологии. Объекты и основные направления биотехнологии. Понятие о клеточной и генной инженерии. Успехи и достижения генной инженерии. Генетическая инженерия и биобезопасность.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие схемы проведения селекционной работы, методы клеточной и генной инженерии, приемы биотехнологии, достижения селекции, разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Требования к результатам учебной деятельности учащихся
Учащиеся должны:
знать:
• задачи, основные направления, методы и достижения современной селекции;
• основные объекты, направления и достижения биотехнологии;
понимать сущность:
• селекции;
• биотехнологии;
уметь:
• характеризовать основные методы селекции;
• проводить наблюдения за организмами с целью выявления их наследственности и изменчивости;
• применять знания законов наследственности и изменчивости для объяснения формирования признаков и свойств у потомков;
• использовать приобретенные знанияпри сравнении разных сортов растений и пород животных; для объяснения биологического разнообразия культурных растений, пород животных; для разрешения проблем и принятия решений в повседневной жизни; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования организмов, искусственного оплодотворения и др.);
• объяснять и анализировать информацию, представленную в виде рисунков, таблиц;
• самостоятельно находить в различных источниках (в том числе сети Интернет), анализировать, оценивать и использовать информацию по селекции и биотехнологии;
владеть основными понятиями и терминами, используемыми при описании селекции и биотехнологии.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
№ 1. Первое полугодие — в течение декабря по темам: «Введение», «Химические компоненты живых организмов», «Клетка — структурная и функциональная единица живых организмов», «Обмен веществ и преобразование энергии в организме».
№ 2. Второе полугодие — в течение мая по темам: «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Наследственность и изменчивость организмов», «Селекция и биотехнология».
XI КЛАСС
Содержание учебного предмета
(2 ч в неделю; всего 70 ч, из них 5 ч — резервное время)
ОРГАНИЗМ И СРЕДА (13 ч)
Уровни организации жизни. Экология как наука.
Экологические факторы. Понятие о факторах среды (экологических факторах). Классификация экологических факторов. Закономерности действия факторов среды на организм. Пределы выносливости. Понятие о стенобионтах и эврибионтах. Взаимодействие экологических факторов. Понятие о лимитирующих факторах.
Свет в жизни организмов. Фотопериод и фотопериодизм. Экологические группы растений по отношению к световому режиму.
Температура как экологический фактор. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Адаптации растений и животных к различным температурным условиям.
Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к влаге. Адаптации растений и животных к различному водному режиму.
Среды жизни и адаптации к ним организмов. Понятие о среде обитания и условиях существования организмов. Водная среда. Температурный, световой, газовый и солевой режимы гидросферы. Адаптации организмов к жизни в воде. Наземновоздушная и почвенная среды обитания. Адаптации организмов к жизни в наземновоздушной среде и почве. Живой организм как среда обитания. Особенности экологических условий внутренней среды хозяина. Адаптации к жизни в другом организме — паразитизм.
Демонстрации: схемы воздействия экологических факторов на организмы; таблицы с изображениями растений и животных разных экологических групп.
Практические работы
1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.