Потеря спасения в свете всемогущества Божия




Прежде чем переходить к обсуждению того, совместимо ли учение о потере спасения с таким важным атрибутом Бога, как всемогущество, процитируем высказывание Беттнера:

«Возрождение скажется радикальной и сверхъестественной переменой во внутренней природе, посредством которой душа духовно жива, а насажденная новая жизнь — бессмертна. А так как эта перемена происходит во внутренней природе, то эта сфера, в которой человек не может осуществлять свой контроль. Ни одно творение не обладает необходимой свободой для того, что бы изменить фундаментальные принципы своей природы, потому что это прерогативы Бога, как Творца. Поэтому никакой другой сверхъестественный акт Божий не в состоянии обратить эту перемену в прямую противоположность и явиться причиной того, чтобы эта новая жизнь погибла».

Беттнер выражает известный взгляд, что потеря спасения противоречит Божьему всемогуществу, равно как в конфликте с Божьим всемогуществом оказывается свободная человеческая воля. Однако попытаемся задать себе несколько вопросов. Мог ли Бог спасти всех людей? Ответ, естественно, должен быть положительным, поскольку в противном случае мы отказываемся признавать Божье всемогущество. Теперь зададим себе другой вопрос: хочет ли Бог спасти всех людей? Ответ ясно следует из Священного Писания: «(Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Почему же в таком случае все не спасаются? Одним из ответов будет являться то, что Бог по Своей суверенной воле уважает свободную волю человека и не стремится навязать ему Свою благодать.

Аналогично обстоит дело с так называемым «сохранением святых». Бог силен сохранить верующих. Эта истина ясно выражена в соответствующих местах Нового Завета, где говорится, что ничто не может отлучить нас от Христа и похитить из руки Господа (Ин. 10:28; Рим. 8:38-39).

Бог не только может, но безусловно хочет сохранить спасение каждого возрожденного христианина, что следует, например, из Первосвященнической молитвы Иисуса, где Иисус молится Отцу об учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).

Однако, так же как и в случае с принятием Божьей благодати, т.е. с обретением спасения, все вышесказанное не исключает возможности удаления человека от Бога по собственной воле. Тот же Бог, Который хранит верующих, наделил их и ответственностью за освящение и пребывание в вере. Апостол Павел пишет: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). Таким образом Бог не сделал человека заложником обитающей в нем благодати Святого Духа. У человека есть возможность удаляться от Бога, отказываясь таким образом от привилегий, связанных с нерушимыми Божьими обетованиями: «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2:11-12).

Кроме того, рассуждая о суверенитете Божием, мы часто оказываемся в плену личной или богословской ограниченности. Справедливо замечание Пицирилли:

«Мы верим в верховную власть Бога, но Бог волен сделать все, и в том числе поставить спасение в зависимость от условия. Наш Бог достаточно велик, чтобы действительно управлять Своим миром».

Если нам кажется, что суверенный Бог должен давать спасение без всяких условий и не беря в расчет личные желания людей, то из этого отнюдь не следует, что обязан поступать в соответствии с нашими представлении о Его суверенитете.

Начиная со времен Реформации многие протестантские теологи, не исключая и таких отцов протестантизма, как Мартин Лютер и Жан Кальвин, не могли гармонично совместить всемогущество Божие со свободной человеческой волей, предпочитая решать видимые неувязки в богословских схемах за счет человеческой свободы, либо обесценивая, либо и вовсе игнорируя ее.

Между тем свободная воля является Божьим даром, изначально данным человеку при сотворении. Наличие свободной воли у человека является реализацией Божьего замысла, поскольку Бог по Своей суверенной воле пожелал сделать человека нравственно свободным существом.

Библия нигде не учит, что человек лишается свободной воли, в смысле возможности выбора личной духовной и нравственной ориентации, как вследствие грехопадения, так и вследствие духовного рождения.

Когда в Библии говорится о порабощении человеческой воли грехом, то имеется в виду, что человек по своей природе греховен и не может изменить свою греховную природу без Божьей благодати (Рим. 3:23; Ин. 6:44). Однако при этом ни в коем случае не имеется в виду, что человек не может искать Бога и стремиться к добру (Деян. 17:26-27; Рим. 2:14-15).

Свобода духовной и нравственной ориентации не утрачивается и после возрождения. В противном случае человек не только не имел бы возможности отпасть, но и согрешить, поскольку грех не присущ новой природе верующего человека.

В конченом счете человек теряет спасение не просто потому, что он отверг спасительную веру и Божью благодать, но прежде всего потому, что Сам Бог допускает для человека возможность вероотступничества, и Он же по Своей суверенной воле решил не сохранять спасение за теми, кто сами бегут от Него. Следовательно, все, что делает человек, исходя из своей свободной воли, заведомо учтено в Божьем плане и никоим образом не ограничивает Его суверенитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: