С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто.




История организации Порто-франко в Одессе

Сущность понятия Порто-франко

В Одессе есть улица, которая очень сильно отличается формой и довольно странной особенностью застройки. Она огибает огромной дугой весь центр города, и на её чётной стороне нет ни одного жилого дома. Называется она – Старопортофранковская.

Прогуливаясь по этой улице, многие горожане дажеи не задумываются о её названии. А ведь она проходит там, где в первой половине XIX века была граница зоны беспошлинной торговли.

Порто-франко (в переводе с итальянского (porto franco) - свободный порт, вольная гавань) – это историческое название свободных таможенных зон в портах, которые пользовались правом беспошлинных ввоза и вывоза заграничных товаров. При установлении этого права только для определенной части гавани возникает порто-франковский квартал.

Историческая справка: основоположники и хронология введения

 

Мало кто знает, что предложение учредить в Одессе порто-франко датируется еще 1798 годом. Идеологом выступил попечитель принимавшихся здесь средиземноморских переселенцев Афанасий Кесоглу.

У истоков порто-франко был одесский градоначальник, герцог Ришелье

Заступив в 1803 г. на пост Ришелье, европейски образованный политический деятель, великолепно понимал, что с целью привлечения иностранных купцов в одесский порт режим свободной гавани на тот момент был наиболее благоприятным в товарообмене Восток—Запад, Запад—Восток. Даже после того, как Ришелье стал уже премьер-министром Франции, он сумел убедить вполне доверявшего ему императора Александра I в пользе учреждения порто-франко.

Манифест от 16 апреля 1817 г. жаловал Одессе статус порто-франко ("свободной гавани") на 30 лет.

10 мая 1817 года Высочайшим указом Одессе и её порту были дарованы «права и свобода торговли, присвоенные порто-франко». Сама черта обустраивалась под началом преемника Ришелье — графа Ланжерона.

15 августа 1819 года - была открыта первая линия зоны порто-франко. Первый проект обустройства черты порто-франко был представлен Жозеф-Филиппом Мейффреди. Но, к сожалению, эта линия оказалась весьма плохо продуманной с точки зрения осуществления таможенного контроля за ней. В эту черту входил не только город, но и все градоначальство, что создавало безусловно выгодные условия для контрабандистов. 2 таможни, 17 караульных будок, немногочисленные штатные объезды, ров шириной в 3 метра и глубиной в 2 не смогли сдержать поток контрабанды. Черта, обошедшаяся в 150 тысяч рублей (солидная по тем временам сумма), оказалась явно неэффективной.

1 июня 1821 года – была утверждена вторая линия порто-франко, ограничивающая эту зону лишь карантинной гаванью. Разумеется, такая линия порто-франка не подходила ни для хранения, ни для нормального товарооборота ввозимых продуктов. Начались затруднения с доставкой питьевой воды из Водяной балки, поскольку бочковая тара подвергалась досмотру. Лишенная естественных источников водоснабжения Одесса тогда особенно страдала от жажды.

Июнь 1822 года – была восстановлена первая линия порто-франко, но с изменением – весь товар облагался одной пятой от налога.

Мая 1823 года – была проведена третья таможенная линия, новая граница порто-франка, охватывающая территорию тогдашней Одессы.

1 июля 1827 года, по инициативе Новороссийского генерал-губернатора Воронцова была открыта новая граница порто-франко, которая охватывала всю Одессу, включала Пересыпь, Слободку, Молдаванку, Ближние и Дальние Мельницы, замыкалась между Малым и Средним Фонтаном. Общая ее протяженность составляла 16 км. Устроили 2 таможни, 2 въездные заставы, 12 караулен, 2дублирующих друг друга рва. С контрабандистами, по большому счету, справлялись. Черта эта просуществовала до 18 апреля 1858 г.

Процесс торговли в режиме порто-франко

С введением порто-франко процесс торговли через Одессу стал выглядеть крайне просто.

Купец привозил свой товар, без таможенной волокиты сгружал его и продавал на месте, будучи уверен в том, что товар его купят, так как в городе с введение порто-франко количество предпринимателей выросло, по меньшей мере, в 10 раз. После этого купец грузился российским товаром, как правило, хлебом, и отплывал. Покупая сырье без пошлины, предприниматели, естественно, открывали в черте порто-франко заводы, перерабатывающие это сырье. А уже потом, готовая продукция считалась произведенной на территории России и так же без пошлин продавалась внутри страны. Нередко произведенная из ввезенного сырья в одесской черте порто-франко продукция вообще не выходила за пределы таможенных постов, сразу отправляясь за границу. Многие делали себе состояние как перекупщики — скупая иностранный товар и продавая его сразу за границу.

Для того чтобы обеспечить взыскание таможенной пошлины при вывозе товаров вглубь страны установили линию-границу (названную Портофранковской) в виде огромного рва длиной 25 километров, глубиной 2 метра и шириной около 3. Ров дугой окаймлял город и его пригороды. Импортные товары, отправлявшиеся из Одессы, проходили через таможни, устроенные на основных магистралях (Херсонскую, Тираспольскую и др.). Таможня представляла собой будку по центру дороги, с двумя шлагбаумами справа и слева от неё. Будка была чуть выше человеческого роста, по форме в виде правильного шестигранника, в передней грани которого была дверь. Шлагбаумы поднимались противовесом. Назад за верёвку тянули солдаты (2-3 человека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: