Влияние порто-франко на развитие экономики Одессы




Позитивные аспекты

1. Одесса становится одним из мировых торговых центров Средиземноморской и Черноморской торговли. Одесса была окном Российской империи на юге, выходом на Средиземноморские рынки сбыта пшеницы. Основной экспортной статьей Одессы была пшеница, прочая другая сельскохозяйственная продукция.

Существование зоны порто-франко стимулировало приток сюда купцов со всего Средиземноморья и, даже, мира. В ее зоне товары разрешалось не только выгружать, хранить, но и переупаковывать, и перерабатывать без всяких пошлин и ограничений, пока они не вывозились из этой зоны внутрь России.

Уже в 1822 году Одесса собрала таможенные доходы, равные 40 миллионам рублей, что составило 14,5 % всей суммы государственных доходов России.

2. Повысился уровень жизни в Одессе за счет высоких заработков, дешевизны ввозимых товаров и обилия рабочих мест. Заработки были так высоки, что видели биндюжников которые закуривали папиросы рублевыми бумажками. Заработки извозчиков достигали от 3 до 5 рублей серебром в сутки.

И это, когда килограмм простого хлеба стоил 1 коп., мяса – 1,5 коп., гусь – 15 коп., индейка – 20 коп., корова – 8 руб., овца – 4 руб. (Цены 1827 года).

3. Одесса становится после Петербурга, Москвы и Варшавы, четвёртым по величине городом империи. Население Одессы с 1823 по 1849 г. выросло в два раза и достигло 87 000 человек. И это несмотря на войну 1828-1829 гг., чуму 1829, холеру 1830, неурожай 1833, чуму 1837, холеру 1848-1849 гг.

4. Вырос доход городской казны с 482 000 рублей до 3 325 000 рублей. В благоприятные годы из Одессы вывозилось хлеба больше, чем из всех портов Соединенных Штатов Америки взятых вместе.

5. Линия черты порто-франко служила надежным санитарным кордоном и в период появления чумы и холеры во внутренних губерниях либо в годы их проникновения из соседней Оттоманской империи, как это имело место в 1831 и 1837 годах.

Негативные аспекты

Однако постепенно плюсы порто-франко начали становиться минусами.

1. Молодая одесская промышленность оказывалась в крайне невыгодным положении по отношении к внутреннему рынку. При вывозе из Одессы произведенных в ней товаров во внутренние губернии, они облагались ровно такой же пошлиной, как и иностранные товары. Правительство мотивировало это тем, что невозможно было доказать, из какого материала или сырья были изготовлены те или иные товары, а потому разделить их внутреннюю себестоимость не представлялось возможным. Конкурировать же с качественными и дешевыми иностранными товарами молодой одесской промышленности было не просто. Это крайне негативно влияло на конкурентоспособность на внутренних рынках.

2.Возникаетнездоровая конкуренция между одесскими предпринимателями. Зона «свободной гавани» становится слишком маленькой для выгодного ведения предпринимательствав условиях экономического роста и притока инвестиций в город. Вечно развивать промышленность и торговые офисы в черте порто-франко было невозможно. Попросту кончилась земля. Следовательно, предприниматели Одессы разделились на две большие группы — те, чьи конторы, производства и склады находятся в черте порто-франко, и те, кто вынуждены работать вне этой черты, а значит закладывать в расходы уплату пошлины. В результате порто-франко начало не способствовать развитию промышленности, а напротив — тормозить ее. За каждый клочок земли в черте города велись настоящие войны. Одни предприниматели пытались удержаться в черте порто-франко, другие пытались их оттуда вытеснить. Деньги, нападения откровенных преступников, попытки надавить при помощи городских и губернских властей — такими были основные методы борьбы за золотые метры зоны порто-франко.

3.Расцветает коррупция контрабанда на одесской таможне. Выросший поток производимых товаров настолько перегрузил таможенные посты, что таможенники попросту не справлялись с ним. Все увеличивающий товарооборот делал невозможным качественный учет ввозимых товаров, что стимулировало расцвет коррупции и контрабанды.

Под рвом, который со временем превращается в обычную городскую улицу, контрабандисты начинают прокапывать дополнительные ходы соединяя их с основными галереями. Никто не знает сколько таких ходов было прорыто предприимчивыми одесситами. Даже в наши дни в районе Молдаванки находят остатки обширных складов, где хранилась контрабанда перед отправкой в глубь страны. Чтобы как-то бороться с этим, на внешней стороне границы порто-франко, (чётная сторона Старопортофранковской улицы) было запрещено строить жилые дома, а только учреждения.

В результате товары шли через таможню почти без досмотра, а сами таможенники сказочно богатели на подношениях предпринимателей.

К 1840-м годам государственная казна, как впрочем и бюджет города теряли ежегодно от контрабанды и коррупции на таможне около 200-400 тыс. руб.

Ликвидация Порто-франко

Порто-франко былообречено.

Одессе становиться тесно в поясе границ порто-франко, которые из защитного барьера превратились в удавку, искусственно сдерживающую развитие города.

Большинство предпринимателей, которые не имели возможности работать в черте порто-франко, стремились эту удавку разорвать.

Понимая это, император Николай І пытался упразднить порто-франко, однако Воронцов убедил его этого не делать и дать городу еще 5 лет таможенной свободы.

Эти 5 лет растянулись более чем на 10 — Крымская война, смерть Николая І и воцарение Александра ІІ дали одесситам еще 5 лет свободной экономической зоны.

Фактически порто-франко просуществовало, с некоторыми перерывами, до 19 апреля 1858 года, когда император-реформатор Александр Второй упразднил статус «свободной гавани» в Одессе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: