МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению контрольной работы
Дисциплина Психология делового общения
Курс 5 семестр 9 группа 75 «А» ЗФО на 2017-2018 уч. год
Специальность 190103 «Автомобиле- и тракторостроение»
Разработал преподаватель
________________Корявцева М.О.
Рассмотрено на заседании ПЦК ОГСЭ
Пр. № ___ от «___» ______ 2017 г.
Председатель ПЦК ОГСЭ _________________Копырина Л.А.
г. Миасс, 2017
Пояснительная записка
Дисциплина «Психология делового общения» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки техника по специальности 190103 «Автомобиле- и тракторостроение» (базовый уровень среднего профессионального образования) и является единой для всех форм обучения.
Контрольная работа является одним из видов промежуточного контроля.
Контрольная работа по дисциплине «Психология делового общения» предусматривает проверку усвоения студентами тем (разделов):
1. Основ делового общения;
2.Культуру вербального общения;
3. Технику манипуляции делового общения;
4. Психологию контакта в деловом общении;
5. Этику служебных взаимоотношений.
В результате выполнения контрольной работы студент должен показать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
При выполнении контрольной работы студент должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
Контрольная работа разработана в соответствии с требованиями валидности, однозначности и достоверности заданий, надежности контроля.
Выполнение контрольной работы
Цель учебного заведения: выпустить квалифицированного специалиста.
Студент - заочник должен получить теоретические знания в соответствии с программой по специальности, уметь применять эти знания в практической деятельности, действовать самостоятельно, эффективно, в соответствии с поставленными задачами.
Цель выполнения контрольной работы - научить студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературой, приобрести навыки письменно излагать материал по конкретным вопросам, которые могут возникнуть в их практической деятельности. Задание для выполнения контрольной работы разработано в 10 вариантах. В каждом варианте содержится по три вопроса. Вариант определяется последней цифрой личного шифра студента. В случае окончания шифра на 0 выбирается 10 вариант. Перед выполнением контрольной работы студенту необходимо внимательно изучить методические указания к темам и рекомендуемую литературу, в соответствии с программой курса изучаемого предмета. Контрольная работа представляется в виде творческой работы студента. Используя конкретный фактический материал по соответствующим темам задания, необходимо представить обоснованные размышления по вопросам. Ответы на вопросы должны быть полными и конкретными. Необходимо применять новые современные методы решения каждого вопроса ситуации: в работе может быть отражен собственный опыт, использование передового опыта, научно-технической документации.
При выполнении работы следует придерживаться следующих правил:
- подобрать материал, соответствующий содержанию вопроса, используя рекомендуемую литературу; за своими словами изложить теоретическую часть вопроса (не допускается дословное переписывание текстов из брошюр, статей, учебников);
- привести практические примеры, используя конкретный материал на рабочем месте или же конкретные жизненные ситуации;
- в конце работы сделать выводы.
Оформление контрольной работы
Контрольная работа выполняется в печатном виде на листах формата А-4.
Титульный лист контрольной работы оформляется согласно приложения 1.
Работа должна быть выполнена грамотно и аккуратно, в виде связного оригинального текста, не допускается сокращение слов (кроме общепринятых сокращений).
Оформляя работу, необходимо пронумеровать страницы, отвести поля
шириной 2-3 см для замечаний рецензента, привести четкую формулировку вопроса в соответствии с вариантом и план ответа на него. Затем приступать непосредственно к изложению ответа. Текст ответа можно дополнять схемами, диаграммами, графиками и таблицами, исполненными в любой технике, но четко и аккуратно. Между ответами необходимо оставить несколько строчек для того, чтобы преподаватель имел возможность записать свои замечания. В конце работы следует указать список использованной литературы. Приветствуется использование различных справочных материалов по теме контрольной работы, статей из периодической печати, информационных и интернет источников. В завершении работы необходимо проставить дату ее выполнения и свою подпись.
При получении отрецензированной работы студент должен выполнить все указания рецензента. Работа над ошибками, дополнения к ответам, сделанные согласно рецензии выполняются в этой же контрольной работе на отдельных листах.
Контрольная работа с оценкой «не зачтено» выполняется студентом повторно и высылается в колледж на проверку вместе с не зачтенной работой.
На рецензию не принимаются работы:
- выполненные по неправильно выбранному варианту;
-переписанные у других студентов;
- выполненные небрежно, не в соответствии с требованиями оформления.
Возвращенную без рецензии (но с обязательным указанием причины возврата) работу студент обязан выполнить повторно, в соответствии со своим вариантом и требованиями, предъявляемыми к контрольным работам.
В случае возникновения затруднений при выполнении контрольной работы студент может получить консультацию у преподавателя.
Критерии качества контрольной работы:
- правильное раскрытие основных вопросов варианта;
- самостоятельность суждений, научное обоснование и творческий подход к раскрываемой проблеме;
- правильность приведения цитат (цитата должна приводиться дословно, в кавычках, с указанием источника ее нахождения). В источнике указывается фамилия автора, его инициалы, название источника, сведения, относящиеся к названию источника, место и год издания, страницы. Такой же ссылкой снабжаются и различные статистические данные.
- наличие в конце контрольной работы списка использованной литературы, составленного в соответствии с ГОСТом.
После выполнения контрольной работы и ее проверки студент допускается к сдаче экзамена или итоговому зачету
Вариант 1
1. Понятие общения и делового общения, его виды
Литература: Л1, с 110 – 120
2. Способы защиты от манипуляторов
Литература: Л1, с 196 – 205
3. Этика делового общения
Литература: Л1, с 60 – 83
Вариант 2
1. Роль восприятия в процессе общения. Социальное восприятие.
Литература: Л1, с 121 - 132
2. Особенности аудиального восприятия.
Литература: Л1, с 206 - 216
3. Причины конструктивных и деструктивных конфликтов.
Литература: Л4, с 212 – 215
Вариант 3
1. Механизмы межличностного восприятия.
Литература: Л1, с 133 - 145
2. Приёмы правильного слушания. Выработка навыков активного
слушания.
Литература: Л1, с 217 – 224
3. Основные правила конструктивной критики
Литература: Л4, с 216 – 225
Вариант 4
1. Приёмы полемики, дискуссии и спора.
Литература: Л1, с 146 – 158
2. Поведение в конфликтных ситуациях
Литература: Л1, с 225 – 240
3. Типы подчиненных. Типология стилей руководства
Литература: Л3, с 46 – 76; Л1, с. 176-190
Вариант 5
1. Особенности публичного выступления
Литература: Л1, с 166 – 170
2. Общение с людьми с ограниченными возможностями
Литература: Л1, с 241 – 248
3. Стрессы стрессовые ситуации.
Литература: Л3, с 227 – 233
Вариант 6
1. Особенности индивидуальной беседы.
Литература: Л1, с 159 – 166
2. Общие закономерности межличностных отношений
Литература: Л1, с 249 – 257
3. Психологические манипуляции
Литература: Л1, с 188 – 195
Вариант 7
1. Психологические приёмы убеждения и аргументации
Литература: Л1, с 170 – 179
2. Условия формирования стиля поведения
Литература: Л1, с 258 - 269
3. Основные факторы, влияющие на механизм восприятия
Литература: Л1, с 133 -145
Вариант 8
1. Формирование навыков риторики. Развитие навыков аргументации.
Литература: Л1, с 176 – 179
2. Особенности межличностных отношений в рабочей группе.
Литература: Л1, с 270 – 285
3. Подходы к формированию имиджа
Литература: Л4, с 240 – 270
Вариант 9
1. Понятие и цели манипуляции.
Литература: Л1, с 181 – 187
2. Навыки установления делового контакта.
Литература: Л1, с 280 – 285
3. Виды вербального и невербального общения
Литература: Л1, с 114 – 121
Вариант 10
1. Классификация манипуляций.
Литература: Л1, с 188 – 195
2. Критика и её восприятие.
Литература: Л1, с 286 – 294
3. Стили общения
Литература: Л4, с 44 – 48
Список литературы
1. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие для среднего проф. образования,- М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М,2012
2. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального) общения.-2-е изд.-М:. Академический Проект; Фонд «Мир», 2009.
3. Чеховских М.И. Психология делового общения: учеб пособие /М.И. Чеховских. – 3 изд., стер. – Минск: Новое издание; М.: ИНФРА-М,2011
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2 изд.- М.: ИНФРА-М,2011
5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования / Г.М. Шеламова. - 9 изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие.- М,: ИД «Форум»: ИНФРА-М,2011
7. Зарецкая И.И. Основы этики и психологии делового общения: учеб. пособие. / И.И. Зарецкая. - М.: Издательство Оникс, 2010.
Приложение 1
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский машиностроительный колледж»
комплекс «Автомобилестроение и металлообработка» (АСиМО)