У этой идеи есть целая армия как сторонников так и противников.




Сторонниками введения порто-франко организовываются общественные организации и инициативные группы, проводятся митинги и осуществляется сбор подписей. Так, в феврале и марте 2015 года были проведены многочисленные дискуссии, круглые столы, а также митинги сторонников порто-франко в поддержку этих законопроектов. Уже собрано, как отмечают их организаторы, около 37 тысяч подписей одесситов, которые высказались за предоставление региону статуса порто-франко.

 

По словам автора законопроекта, одесского нардепа С.Гриневецкого: «Возобновление даст толчок для увеличения потока транзитных грузов через Одесский порт и импульс развитию экономики всего города за счет увеличения налогов в местный бюджет и развития инфраструктуры».

Бывший директор Одесского порта Н.Павлюк считает, что: «За время порто-франко в Одесский порт были заведены миллионы инвестиций, созданы рабочие места, построены предприятия. За несколько лет было создано крупнейшие предприятие в порту «Приста-Ойл» болгарских инвесторов по переработке и перевалке масел. Те инвесторы, которые успели завести капитал в порт и построить что-то - те работают до сих пор.

«Такой экономический эксперимент», по мнению руководителя инициативной группы, юриста А. Цветкова, «смог бы существенно оживить производство и торговлю на территории города, что послужило бы мощным стимулом для развития региона». Он убежден, что реализация проекта свободной экономической зоны сможет реанимировать транзитный потенциал Одессы.

Необходимость введения порто-франко, по мнению сторонников, вызвана следующими факторами:

- острая потребность в инвестициях;

- масштабная государственная инфраструктура - изношенная, требующая финансовых вложений, без которых в ближайшее время она может перестать представлять интерес для инвесторов;

- возможность для будущего развития частных портовых операторов (60% рынка – это частные портовые операторы), а также всем остальным субъектам, кто работает вокруг портов.

 

А. Цветков считает, что Одесса после того, как в ней будет возрождено порто-франко, сумеет занять одно из лидирующих мест среди портов Черноморского региона по целому ряду параметров:

⇛ максимизация загрузки порта работой;

⇛ увеличение пассажиропотока через морской порт, аэропорт и железнодорожный вокзал;

⇛ увеличение числа новых рабочих мест от 100 тысяч до одного миллиона в продолжении последующих пяти-шести лет;

⇛ увеличение ежегодного оборота финансового капитала через банки Одессы;

⇛ учитывая увеличения оборота финансового капитала через Одессу будут снижены процентные ставки кредитования, что приведет к развитию малого и среднего бизнеса, для которого станут доступны недорогие кредиты;

⇛ развитие предпринимательской среды создаст благоприятные условия для формирования фондов поддержки институтов гражданского общества и научно-исследовательских учреждений, что превратит город не только в значительный торгово-промышленный центр Северного Причерноморья, а и возродит славу Одессы как важного научного, культурного центра.

Противники данного торгового режима считают, что:

1. Роль порто-франко в развитии города явно преувеличена из-за неверного определения причины и следствия экономического процветания города.

С точки зрения социально-экономического развития Одессы, не знавшей в XIX в. себе равных по темпам роста не только в Восточной Европе, но и в мировой урбанизации, с истема порто-франко вряд ли может рассматриваться в качестве основополагающего фактора.

Динамичное развитие Одессы было предопределено больше не зоной свободной торговли, а самим географическим положением города.

2. Учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, а также кризисное состояние украинской экономики, создание зоны порто-франко может привести к нежелательным отрицательным последствиям, так как углубит дефицит бюджета. Свободные экономические зоны такого рода не способны сыграть весомую роль в такой острой экономической ситуации, которая существует в Украине сегодня.

Так, заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов А.Захаров, считает: «Нет смысла отгораживать кусочек в порту с особым таможенным режимом? Если бы всю Одессу сделали зоной, убрали бы большинство налогов и сказали: «Вот вам 25 лет свободного развития». В портах есть уже вся инфраструктура, инвестор на несколько лет не будет вкладывать инвестиции, ему нужны долгосрочные гарантии, как это делается в развитых странах. Во времена СЭЗ в Одесском порту был построен комплекс для переработки удобрений, он работал чуть более года, потом влетел в огромные убытки. Комплекс (два белых бетонных шара на контейнерном причале) до сих пор еле дышит».

3.Открытым остается вопрос разработки систем управления транспортными артериями общегосударственного значения с учетом возможностей, потребностей и последствий функционирования свободных зон в составе транспортных узлов (морские порты, аэропорты, железнодорожные комплексы). Не согласованы до конца условия их реструктуризации и приватизации как единых имущественных комплексов с учетом общенациональных интересов, порядок пропуска и таможенного оформления ввоз (вывоз) товаров и других предметов в свободные экономические зоны, имея в виду максимальное упрощение этих процедур.

4.Создание порто-франко может послужить источником коррупции и расцвета контрабанды, учитывая неустойчивость правовой и хозяйственной систем. Положительное влияние СЭЗ на экономику страны в целом возникает, как правило, тогда, когда количество и размеры зон достигает определенной критической массы, а национальная экономика и национальное законодательство - определенной стабильности. Но для этого нужна политическая стабильность, отсутствие военных конфликтов и отсутствие коррупции или её минимизация.

Выводы

Таким образом, исходя из вышесказанного ясно, что создание в Одессе отдельной территории содействия предпринимательству и инвестициям - свободной экономической зоны - одна из перспективных мер по вхождению в пространство мирохозяйственных связей и построению открытой экономики.

Тем не менее, необходимо понимать, что вопросы создания и функционирования свободной экономической зоны требуют более детальной и обоснованной проработки. Со всех точек зрения идеально разработанный проект по созданию такой зоны на практике не будет совпадать с фактическими действиями по его реализации. Поэтому надо принимать во внимание: логичность замысла, последовательность его реализации, ресурсную обеспеченность проекта.

На наш взгляд, должны быть чётко определены регулирующие механизмы создания и функционирования СЭЗ, связанные с перспективами будущей структурной перестройки экономики Украины, возможными изменениями конъюнктуры мирового рынка. Необходимо достичь сбалансированности интересов всех участников инвестиционного процесса на территории зоны. Это касается как государственных структур, так и отечественных и иностранных предпринимателей, которые в условиях экономического кризиса в Украине должны иметь равные права для вложения инвестиций в развитие экономики. Причем необходимо обеспечить возможности для многовариантного экономического развития, то есть разработка проекта создания зоны должна предусматривать альтернативность направлений, по которым потенциально она может развиваться.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: