Дидактические игры
По обучению детей татарскому языку
В старшей русской группе
(5-6 лет)
Дидактические игры
Для детей 3-7 лет
«Эхо».
Цель: Учить правильно и чётко произносить звуки, слова на
татарском языке.
Ход:
Воспитатель громко произносит слово на татарском языке «Эт»,
ребёнок " Эхо" тихо отвечает: эт – эт -эт. И так далее.
Можно так же использовать произношение алфавита на татарском языке.
«Назови как можно больше предметов и опиши их»
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов, развивать память, внимательность.
Ход: на столе разложены овощи, фрукты, игрушки (по своему возрасту),
посуда, животные, картинки с изображением членов семьи. Ребенок
должен сказать, например: яблоко красное, вкусное, большое (маленькое),
чистое (грязное), красивое. Это дедушка, это бабушка (назвать всех
членов семьи), перечислить животных, перечислить название посуды и т.п.
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их,
а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кукла. Какая она?».
Кукла большая (зур), маленькая.
«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей произносить глаголы на татарском языке.
(танцует, бежит, скачет, спит, поет, играет и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход. Ребенок должен назвать действие. Например: Мальчик прыгает
(малай сикер), девочка поет, собака бежит, медведь ест и т.п.
«Помоги мишутке найти свою тарелку»
Цель: Учить детей сравнивать предметы по размеру (большой-
маленький), сопоставлять их (маленькая тарелочка- маленькому мишутке, большая – большому медведю), называть цвета.
Дидактическая игра
«Весёлый поезд»
Цель: обогащение активного словарного запаса существительными, обозначающими диких животных домашних животных и птиц; выработка
умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со
словами где, какой, на чем, около чего?; развитие логического мышления
и памяти, мелкой моторики рук.
Ход.
В процессе игры ребенок в первую очередь знакомится с различием цветов, развивается внимание, память, речь. В игре можно придумывать каждый
раз различные истории, отправляться в путешествие на паровозике с
разноцветными колёсиками, тем самым, развивая творческую активность
детей. Классификацию диких и домашних животных и птиц. Выкладывая
фигуры, ребёнок развивает мелкую моторику рук.
Дидактическая игра «Ромашка»
Для детей 5-6 лет
Цель игры: Продолжать развивать диалогическую речь, уточнить и
активизировать словарь глаголами на татарском языке, закрепить умение
отвечать на вопрос «Что делает?». »(Нишли, совершенствовать умение
грамотно строить предложения по модели: предмет – действие с опорой на
картинки и пиктограммы на татарском языке. Развивать и стимулировать
внимание, мышление и память.
Материал для игры: круги с изображением людей и животных, пиктограммы с действиями на лепестках цветка.
Ход игры: Игра проводится с 2 -3 детьми. В центр стола кладется круг с
изображением животного или человека. Воспитатель спрашивает: «Бу кем? »
(это кто) или «Бу нрс? »(это что). Ребенок называет. Затем дети поочередно
берут по одному лепестку, прикладывают его к кругу, при этом проговаривая
получившиеся предложения на татарском языке. Например: «Куян ашый».
(Заяц кушает)
Дидактическая игра «Открой замок»
Для детей 4 – 7 лет
Цель: учить детей считать в пределах 10 по-татарски. Обогащать словарный
запас, развивать память.
Ход:
Воспитатель показывает числа – это код замка. Ребёнок должен запомнить и
назвать. Например: 1,3,5 числа, названные правильно открывают замок.
Дидактическая игра
"Что в мешочке лежит".
Для детей 3-7 лет
Цель: Учить поддерживать небольшой диалог; развивать разговорную
речь, память; активизировать словарный запас.
Ход
Дети берут игрушку из мешка, называют её, описывают.
Например: матур, зур и т.п.)
Дидактическая игра
«Рыбачек» 6-7 лет
Цель: научить детей составлять предложения, используя глагол.
Побуждать к активному использованию лексического минимума в игровой деятельности. Игра является многофункциональной, так как включает в
себя такие цели, как закрепление глаголов по теме «Что я делаю? » (Син нишлисен? »- что ты делаешь) и «Цыфры» («Саннар») и учит отвечать на
вопросы «Сколько? » («Нич? ») Игра содержит сюрпризный момент
(рыбка ловится, и ребенок видит внутри пиктограмму) это помогает
заинтересовать детей в продолжение игры. Игру можно применять как в
(групповой форме работы с детьми, так и в индивидуальной работе с
определённым воспитанником Ход игры: В игре принимают участие
несколько детей от 1до 4. Воспитатель предлагает детям, вспомнить
татарские глаголы. Участники игры должны взять удочки и начать
рыбачить. На обратной стороне рыбки прикреплена пиктограмма. Как
только рыбка оказывается в руках у ребенка он должен ответить на вопрос
«Что ты делаешь? » («Син нишлисен? ») и выполнить действие. Если он не
смог ответить рыбка возвращается на прежнее место. Затем дети считают количество пойманных рыб и отвечают на вопрос «Сколько? » («Нич? »). Выигрывает тот, кто больше всех наловит рыбы