По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство




Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 9-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

 

Общая характеристика учебного предмета

Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.

Экран – это движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».

Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.

Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нём позитивное от негативного.

Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются (а иногда и портятся).

Цель программы 9 класса – помочь учащимся получить представление:

- о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных искусств;

- о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

- о принципах художественной образности и специфике изображения фотографии и экранных искусств;

- о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, формировании визуальной среды;

- о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.

Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.

 

Цель программы:

Год обучения (9 класс)

Учащиеся должны:

· освоить элементарную азбуку фотографирования;

· уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

· усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

· усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;

· быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.

Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе.

Необходимы:

расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;

обращение к практике синтетических искусств современности;

освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;

включение в арсенал знаний начальных представлений и опыта в режиссуре, сценическом мастерстве.

Проводиться занятия в 9 классе и соответственно выполняться задания могут в трёх направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику).

– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;

– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

 

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.

 

Для изучения раздела программы «Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств»-8ч.

Для изучения раздела программы «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. »-8ч.

Для изучения раздела программы «Азбука экранного искусства» - 10ч.

Для изучения раздела программы «Фильм- искусство и технология»- 9ч.

 

Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.

 

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 9 классе

По программе Б.М.Неменского, Изобразительное искусство

№ п/п Название темы урока Цели изучения темы, раздела. Программный минимум. Оснащение урока Кол-во уроков Календарные сроки. Дом. зад.
1 четверть. Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств.
1-2 .Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. а) Знакомство с понятием «синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств.   Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.    
3-4 Театр и экран- две грани изобразительной образности а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента.   Сравнительный анализ сценического и экранного образов в процессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий    
  Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д.   .Начало работы над макетом спектакля   Выполнить эскиз сцены
6-7 Сценография как искусство и производство а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены.   Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж    
8-9 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера.   Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски.    
  .Театр кукол а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними.   Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.    
  .Театрализованный показ проделанной работы. а) Подведение итогов четверти.   Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов.    
2 четверть: Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.
  Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино.   Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ.    
  Фотография- расширение изобразительных возможностей. а) Фотография, как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии.   Информационные сообщения или краткие рефераты по теме «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века»    
  Грамота фотографирования и операторского мастерства. а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения.   Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры    
  Всеобщность законов композиции. а) Художественно- композиционные моменты в съемке.   Обсуждение действенноси художнического опыта в построении картины и в построении кадра.    
  Выбор места, объекта и ракурса съемки. а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.   Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения.    
  Художественно- изобразительная природа творчества оператора. а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс.   Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей.    
  Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.   Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.    
  Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.   Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка.    
  Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация.   Проведение выездной фото и видеосъемки.    
  «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. а) Подведение итогов четверти   Выставка работ учащихся.    
3 четверть Азбука экранного искусства
  Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж.   Съемка простых форм движения.    
  Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. а) Фильм, как последовательность кадров.   Роль сценария в фильме.    
  Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм.   Создание сценария документального фильма на свободную тему    
  Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.   Создание сценария документального фильма на свободную тему    
  Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. а) Главное играемого актерами сюжета в игровом (художественном) фильме. Музыка и шумы в фильме.   Создание сценария своего музыкального видеоклипа.    
  Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика.   Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию.    
4 четверть Фильм - искусство и технология
  .О природе художественного творчества. а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства.   Сообщения по теме.    
  .Связи искусства с жизнью каждого человека а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия   Подготовка устных и письменных рефератов.    
  Искусство среди нас а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.   Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты.    
  .Каждый народ Земли- художник а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать?   Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты    
  .Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств.   Устные и письменные сообщения.    
  .Синтетические искусства. Их виды и язык. а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью.   Практические и теоретические проекты на тему урока.    
  Современные проблемы пластических искусств. а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство.   Устные и письменные сообщения.    
  Вечные истины искусства (обобщение темы) а) Отражение вечных проблем в искусстве 20 века.. Искусство и нравственность.   Устные и письменные сообщения.    

.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: