МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
«СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫИНФОРМАТИЗАЦИИ»
Для студентов 2 курса ИСИТ
ТЕМАТИЧЕСККИЙ ПЛАН
№ | Тема | Лекционные занятия | Семинарские занятия | Задание для СРС |
Информационное общество: теория и практика; концепции общества, методологические подходы к изучению информационного общества, особенности информационного общества. | Обязательное: Заполнить таблицу (приложение I) | |||
Виртуальная философия: VR-философия (философия виртуальной реальности) Понятие виртуальной реальности Категории «реальное» и «виртуальное»; когерентная теория истины виртуальных обществ; особенности поведения человека в виртуальном мире. | История компьютерных VR-технологий: Темы докладов выбирает студент по отраслям. | |||
Обязательное: Посмотреть один кинофильм на выбор и подготовить по нему презентацию-анализ (приложение II) | ||||
Искусственный интеллект: Понятие «искусственный интеллект» и предпосылки его развития; подходы и направления искусственного интеллекта: тест Тьюринга и интуитивный подход, символьный подход, логический подход, агентно-ориентированный подход, гибридный подход. | Темы докладов: · Модели и методы исследований · Символьное моделирование мыслительных процессов · Работа с естественными языками · Представление и использование знаний · Машинное обучение · Биологическое моделирование искусственного интеллекта · Робототехника · Машинное творчество | |||
Обязательное: Выполните тестовое задание приложение III | ||||
Семиотика информации: понятие информации; вычленение информации; оценка информативности; информация в открытых системах; образование кодов; сигнальные структуры и основные признаки семиотической ситуации; кодирование языка и развитие письменности; познание знака и развитие культуры | Темы докладов: · Семиотика и семантика интернет общения · Семиотика и семантика скандала · Семиотика и семантика троллинга · Семиотика и семантика общения в компьютерных играх | |||
Обязательное: Выполните тестовые задания приложение IV | ||||
5/6 | Психология сети Интернет: интернет как социокультурное пространство; психологические особенности интернет-коммуникаций, закономерности формирования виртуальных общностей; парадигмы поведения пользователей сети Интернет феномен Интернет-аддикции; деятельность личности в Интернет: учебная, трудовая, игровая. | Темы докладов: приложение V (допускается подготовка двух докладов) | ||
7/8 | Этика и эстетика сетевой культуры: общее понятие о проблемах этического и эстетического характера в сетевой культуре; эстетические тенденции в развитии сетевой культуры; трансформация традиционной системы; эстетические ценностей в сетевой культуре; этические тенденции в развитии сетевой культуры; дихотомия индивидуальных и коллективных ценностей; элитарность сетевой культуры; этическая проблема трансформации репликационного фундамента информационной цивилизации; сетевая культура и механизмы самосохранения современной цивилизации. | Темы докладов: приложение VI (допускается подготовка двух докладов) | ||
9/10 | Защита и информационная безопасность основы и виды информационной безопасности; основы организационно-правового обеспечения информационной безопасности; конфиденциальность и целостность: проблемы доступности информации; причины и каналы утечки и искажения информации; средства и методы физической защиты объектов; проблема информационной войны и государственной информационной политики | Обязательно: Из списка предложенной литературы выбрать источник и составить по нему конспект в форме MMap приложение VII | ||
Информационные ресурсы | Обязательно Подготовить картотеку информационных ресурсов по таблице для использования студентами приложение VIII | |||
Информатизация сегодня – социально-гуманитарные проблемы | - | |||
№ | Критерий начисления балла | Правила начисления баллов по критерию | Максимальная сумма баллов по курсу |
Посещение лекционных и семинарских занятий | 5 баллов за каждое занятие, на котором присутствовал студент (пара) | 125 баллов | |
Подготовка доклада на семинарском занятии по предложенным темам [i] | 1 доклад, подготовленный и презентованный на семинарском занятии (наличие *ppt презентации обязательно оценивается в 20 баллов) | 260 баллов | |
Обязательная часть самостоятельной работы по темам | 1 задание оценивается в 20 баллов | 260 баллов | |
Отметки выставляются соответственно: | |||
Незачет | до 400 баллов | ||
Зачет | 400 и более |
Приложение I
Проанализируйте различные подходы к пониманию информационного общества и заполните таблицу приведенную ниже:
Для работы используйте различные информационные источники и соответственно приведите их ниже.
Понятие “информационного общества” | |
О.Тоффлер | |
Д.Белл | |
Т.Стоуньер | |
А.Турен | |
Г.Кан | |
У.Дайзард | |
Исторические этапы развития и формирования информационного общества | |
К.Ясперс | |
О.Тоффлер | |
Г.Кан | |
Т.Стоуньер | |
У.Дайзард | |
Р.Айрис | |
Культура в новом обществе | |
О.Тоффлер | |
Х.Сколимовски | |
А.Этциони | |
К.Ясперс | |
Ж.Эллюль | |
Человек в новом обществе | |
К.Ясперс | |
О.Тоффлер | |
Г.Кан | |
Д.Белл | |
У.Дайзард | |
Дж.Мартин | |
Проблемы нового общества | |
К.Ясперс | |
Р.Коэн | |
Д.Белл | |
Ж.Эллюль |
Информационные источники, которые использованы | |
№ | Наименование |
Приложение II
Посмотреть один из приведенных фильмов и на основании просмотренного фильма подготовить творческое эссе (в форме презентации*ppt):
· Газонокосильщик; Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства
· Матрица
· Vr5 (многосерийный фильм)
· Тринадцатый этаж
· Virtual Combat
· Начало
· Авалон
· Экзистенция
· Нирвана
· Виртуозность
· Виртуальный кошмар
· Аватар
· Соблазн подсознания
· Трон: Наследие
· Призрак в машине
· Мозговой штурм (фильм)
· Звёздный инспектор
· Исходный код (фильм)
· Закрытые пространства
· Суррогаты (фильм)
Структура анализа фильма
· Описание виртуальной реальности (как авторы показывают виртуальную реальность)
· Мое мнение: в каком месте/эпизоде виртуальная реальность соотносится с действительностью, в каком месте/эпизоде – ошибки авторов
· Описание реальности (как авторы показывают реальность)
· Какие точки соприкосновения виртуальной реальности и реальности приведены в фильме (моменты перехода из реальности в виртуальную реальность и из виртуальной реальности в реальность)
· Какие условия перехода из одной реальности в другую представлены в фильме
· Мое общее впечатление от фильма и мое отношение к нему.
Приложение III
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Заполните пропуски:
Интеллект – форма организации индивидуального ___________________ опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ________________________ ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой _________________________ деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации и т.д.
Интеллектуальное воспитание – создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его _____________________ опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности.
Интеллектуальные способности – свойства _____________________, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.
Коэффициент интеллекта – соотношение ___________________ возраста к хронологическому. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.
Метальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в ________________________ сознании. Уровень организации М.О. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.