Определение цели и задач исследуемой системы и построение дерева целей




Комплект заданий для выполнения расчетно-графической работы

 

по учебной дисциплине (модулю) Б1.В.ОД.7 «Основы системного анализа»
  (наименование дисциплины)
 

 

 

Составитель ______________/Ковальчук В.В./

(подпись)

«____» _____________________2016 г.

 


Комплект заданий

Используя знания, полученные в процессе изучения теоретического материала и в период прохождения практики, необходимо:

  1. Выбрать исследуемую систему;
  2. Определить цели исследуемой системы и построить дерево целей;
  3. Определить задачи исследуемой системы и ее элементов;
  4. Определить проблематику исследуемой системы;
  5. Определить формальную и материальную структуры исследуемой системы и построить ее структурную диаграмму;
  6. Определить входы и выходы исследуемой системы;
  7. Оценить исследуемую систему.

Выбор исследуемой системы

При выборе исследуемой системы необходимо использовать знания об организации, в которой проходила ознакомительная практика, и желательно в качестве исследуемой систе-мы выбирать эту организацию. Если исследователь желает рассмотреть другую систему, то типовыми системами для выбора могут быть:

  1. Промышленное предприятие;
  2. Торговое предприятие;
  3. Предприятие, оказывающее услуги;
  4. Образовательное учреждение раличного уровня;
  5. Отделы, отделения, подразделения указанных выше организаций;
  6. Техническая система (механическая, электрическая, электронная и т.д.);
  7. Информационная система;
  8. Биологическая, экологическая, химическая и т.д. система.

Выбор систем для исследования может быть сделан произвольно, то есть не регламен-тируется.

Методические указания по выполнению

Определение цели и задач исследуемой системы и построение дерева целей

При решении этой задачи следует пользоваться теоретическим материалом указанным ниже.

Важнейшим, организующим элементом деятельности является цель. Цель - образ желаемого будущего, т. е. модель состояния, на реализацию которого и направлена деятельность. Однако любая деятельность осуществляется по определенному плану или алгоритму, который в данном контексте определяется так: алгоритм - образ будущей деятельности, ее модель.

Но деятельность редко осуществляется по жесткой программе, без учета того, что происходит на промежуточных этапах. Чаще приходится оценивать текущий результат предыдущих действий и выбирать следующий шаг из числа возможных. Это означает, что необходимо сравнивать последствия всех возможных шагов, не выполняя их реально, т. е. "проиграть" их на модели. Таким образом, моделирование является обязательным, неизбежным действием во всякой целесообразной деятельности, пронизывает и организует ее.

В любой направленной деятельности можно выделить двух участников: субъект и объект. Активного участника направленной деятельности будем называть субъектом, пассивного - объектом. В качестве субъекта (особенно в том случае, когда говорят об анализе) чаще всего представляют человека, хотя в процессе управления в качестве субъекта может выступать и техническое устройство. Субъект решает такие задачи, как наблюдение, анализ, описание, проектирование, эксплуатация объекта или управление им. Объектом же анализа может быть явление, предмет, устройство, проблема, предприятие и т. п.

Всякая деятельность направлена на достижение определенной цели. Рабочий обтачивает заготовку, которая должна превратиться в деталь. Скульптор обтесывает мраморную глыбу, оставляя в ней то, что станет скульптурой. Земледелец пашет, сеет, собирает урожай, чтобы произвести продукты питания. Студент учится, чтобы иметь профессию. Целевой характер имеет и такая деятельность, как отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование.

Объект и субъект являются частью окружающей среды (ОС). При этом с позиции объекта субъект также является частью ОС, тогда окружающую среду можно определить так: окружающая среда - совокупность объектов, которые окружают рассматриваемый объект и прямо или косвенно взаимодействуют с ним. В частности, среда любого экономического объекта включает природно-географическую и социальную среду..Природно-географическая среда - совокупность явлений и предметов природы, которые вовлечены в процесс общественного производства и составляют необходимые условия существования. Социальная среда - совокупность всех общественных условий, которые окружают объект и оказывают на него воздействие. Внешняя среда организации - совокупность всех природно-географических (экологических) и общественных условий и факторов, которые ее окружают и оказывают на нее то или иное воздействие. Целевая среда организации - совокупность условий и факторов, действующих в непосредственном окружении организации и оказывающих прямое воздействие на установление целей и способов их реализации. В целевую среду организации входят: потребители, поставщики ресурсов, конкуренты, государственные органы, налоговая инспекция и полиция, акционеры, кредиторы, профсоюзы, служба занятости (биржи труда), посреднические организации, профессиональные ассоциации и криминальные структуры. Все эти факторы являются факторами целевой среды, так как связаны с целями организации и средствами достижения этих целей.

Объект исследования - это та реальность, которая изучается, предмет исследования формируется самим исследователем. В качестве предмета исследования берется какая-либо сторона объекта, интересующая исследователя. Система - упорядоченное представление об объекте исследования с точки зрения поставленной цели.

Отметим первое свойство систематизации, системного представления о рассматриваемом объекте - наличие цели. Далее стоит обратить внимание на слово «представление», которое подчеркивает субъективный характер понятия «система». Кроме того, из данного определения вытекает вывод о близости понятий системы и модели. Можно сказать, что система есть вариант модельного представления объекта. Данное определение системы отражает только одну сторону этого сложного понятия, да и практически любое определение системы, встречающееся в литературе, является слишком узким или упрощенным. Система является частью окружаю-щей среды (ОС), и одна из первых задач системного анализа - выделение системы из окружаю-щей среды. Для выделения системы требуется наличие:

- объекта исследования;

- цели, для реализации которой формируется система;

- субъекта наблюдения («наблюдателя»), формирующего систему;

- характеристик, отражающих взаимосвязь системы с окружающей средой (входные и выходные переменные).

Границы системы условны - они диктуются конкретной задачей исследования.

Частным случаем выделения системы является определение ее через входы и выходы, т. е. фактически представление ее в виде "черного ящика". Необходимо обратить внимание на субъективный характер понятия "система". Система не существует объективно - она такая, какой ее определил субъект наблюдения в соответствии с поставленной целью. Это связано, в частности, и с субъективностью целеформирования. В связи с этим нельзя говорить об анализе предприятия как системы, не определив цели анализа. Ведь на предприятии можно выделить много систем: систему оплаты труда, систему техники безопасности, систему хранения материальных ценностей, финансовую систему, систему производства, систему снабжения и т. д. Так что же такое предприятие? Это система вышеназванных систем. Поэтому бессмысленное занятие - обследовать предприятие вообще.

Система - совокупность (множество) объектов и процессов, называемых элементами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его элементам, взятым в отдельности. Следовательно, система должна состоять, по крайней мере, из двух элементов. Кроме того, каждый элемент системы прямо или косвенно связан с другими элементами. Хотя система может являться частью большой системы, ее нельзя разложить на независимые подсистемы. Если разделить систему на две части, то получится не две системы меньших размеров, а система поврежденная или недееспособная. При этом очень важно понять следующее. Согласно распространенной мировоззренческой позиции мир устроен целостно и неделимо. Разделение мира на отдельные составные части (его структурирование) условно и делается человеком ради достижения определенных целей, для решения определенных задач. Дело в том, что особенность человеческой логики, которая не только дискретна, но часто бинарна, не позволяет понять континуальное (непрерывное) целое, не разбив его на части и не установив те или иные логические (функциональные) отношения между ними. Таким образом, системное представление является способом воспроизведения и отражения нашего сознания, нашей логики, или, другими словами, система — это дискретная модель непрерывного бытия. Отсюда следует, что система — это только один из способов представления объекта исследования наряду с другими, несистемными, представлениями. Систему можно описать в виде множества элементов, связей и их свойств.

Элемент системы - объект, выполняющий определенные функции и не подлежащий дальнейшему разделению в рамках поставленной задачи. Примеры элементов системы: атомы, звезды, переключатели, пружины, электронные приборы, газы, переменные, уравнения, правила и законы, технологические процессы, производственные подразделения, станки и т. д.

Свойство - сторона объекта, обусловливающая его различие или сходство с другими объектами, проявляющееся во взаимосвязи с ними. Рассмотрим основные особенности свойств. Всякое свойство относительно. По отношению к дереву железо твердое, а по отношению к алмазу оно мягкое. Каждая вещь обладает бесчисленным количеством свойств, совокупность которых означает ее качество. Для каждого конкретного исследования существенны только некоторые из них. Следовательно, существенность тех или иных свойств может меняться с изменением цели исследования. Свойства дают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, имеющих определенную размерность. Свойства вещей присущи самим вещам, т. е. объективны. Отделить их от вещей можно лишь мысленно. В системном анализе большое внимание уделяется так называемым интегративным свойствам - свойствам, которые отличают систему как целостность (не сводятся к сумме свойств ее элементов).

В системном анализе цель занимает центральное место, собственно сам системный анализ и начинается с формулирования целей. При этом цель можно рассматривать с позиций субъекта и объекта. Цель с позиции субъекта определяется как цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления:

- цель анализа объекта - выявить наличие иместо противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения;

- цель описания объекта - представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;

- цель проектирования (создания или реорганизации) объекта - разрешить проблемную ситуацию посредством создания нового объекта или реорганизации старого;

- цель управления - поддержание функционирования объекта в соответствии с заданием.

Цель с позиции объекта определяется как цель функционирования данного объекта, которая может быть заложена его создателем либо формироваться внутри объекта. Если системный аналитик и заказчик системного анализа не одно лицо, то существуют две цели: аналитика и заказчика. Таким образом аналитику на первом этапе системного анализа приходится решать три задачи, связанные с целью:

- формулировка цели анализа(в широком смысле);

- понимание цели заказчика;

- понимание внутренней цели объекта анализа.

Любая деятельность имеет целенаправленный характер. Однако первичной является потребность, неудовлетворение которой порождает проблемную ситуацию. Проблемность существующего положения осознается «поэтапно»: от смутного ои;ущения, что «что-то не так», к осознанию потребности, затем к выявлению проблемы и, наконец, к формулировке цели.

Потребность- объективная необходимость во взаимодействии (ресурсном обмене) с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.

Желание - субъективная осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения.

Проблема - разность между желаемым и действительным состояниями объекта, ликвидация которой не является очевидной.

Цель - субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния объекта, которое решило бы возникшую проблему. При этом необходимо отметить некоторые важные особенности цели:

- Цель находится в непосредственной зависимости от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием.

- Выбор цели сугубо субъективный, т. е. основан на конкретном знании индивида или сообщества (нельзя желать того, о чем не знаещь) и направлен на удовлетворение конкретной жизненной потребности.

- Цель конкретна. Удовлетворение цели может принести только конкретный результат, полученный с помощью конкретных средств в конкретных условиях.

- Цель всегда несет в себе элементы неопределенности, что неизбежно приводит к некоторому рассогласованию фактически полученного результата и того, что было запланировано.

Для облегчения задачи целеполагания применяется декомпозиция (детализация) цели в виде неупорядоченного или упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей (структуризация), которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразования. Наиболее популярной структуризацией целей является построение так называемого «дерева целей». Дело в том, что, любая система обладает двойственностью. являясь одновременно и целью и средством. Назначение (роль) этой системы представляет собой цель, для достижения которой предназначены компоненты системы в качестве средств, а с другой стороны, сама данная система является средством для достижения цели более высокого порядка. Описание отношений между целями и средствами может быть отражено специальной схемой (графом), носящей название «дерево целей», которая была предложена еще в 1957 г. группой американских ученых. Затем она была с успехом использована в ряде крупных военных и промышленных программ в США, а в настоящее время является повседневным инструментом практически любого современного менеджера.

Построение «дерева целей» начинается с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое «дерево целей», обращенное «кроной» вниз. При этом главная цель оказывается на верхнем уровне. Процесс расчленения следует вести до тех пор, пока на самом нижнем уровне «дерева» не окажутся средства, реализация которых не вызывает принципиальных трудностей и сомнений. Эти средства называются задачами. Для проверки полноты и внутренней непротиворечивости «дерева целей» существуют четыре простых правила:

- При чтении сверху вниз подцель должна отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтобы реализовать цель предыдущего уровня?

- При чтении снизу вверх цель более высокого уровня должна отвечать на вопрос: для чего необходима цель непосредственно под ней?

- При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, все ли подцели действительно необходимы для ее достижения.

- При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, какие еще подцели этого уровня необходимы для достижения цели.

 

Пример дерева целей:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: