Экологический КВН
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Начинаем наше заседание Клуба Веселых и Находчивых. Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами «Вобла» и «SOS».
Команды выходят в зал под музыку и аплодисменты болельщиков.
Ведущий: Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри: директор школы, завуч, учителя химии, физики, литературы, двое учащихся.
Итак, первый тур нашей встречи! Звучит гонг!
Конкурс «Приветствия»
Прошу капитанов команд подойти к столику жюри для жеребьевки.
Капитаны выбирают билеты с № 1 и № 2.
Приветствие команды «sos»
Соревноваться рады с вами
Мы юмором, и смехом, и делами.
Мы вас приветствуем, друзья!
Без юмора и смеха жить нельзя!
Цель нашей встречи — шутка и общение,
Обмен весельем, взглядом, мненьем.
И выиграть, и проиграть мы рады.
Скрестим в игре, как шпаги, взгляды!
Приветствие команды «Вобла»
Как здесь много эрудитов,
Негде яблоку упасть.
Трудно будет победить нам,
Не ударим лицом в грязь.
Припев:
То урок, то перемена,
Надоел такой покой,
КВН — родной, любимый,
Мы навек теперь с тобой!
Мы хотим ввязаться в бой,
Вот и вышли к вам гурьбой,
Говорим чуть невпопад,
Только нет пути назад.
Припев:
Но надежды не теряем
Занять главный пьедестал,
А соперникам желаем
Не терять борьбы накал!
Привет, соперники-друзья!
Задора в нас не меньше.
Если победу поделить нельзя,
То пусть победит сильнейший!
Соперники, соперницы,
Приветствуем мы вас,
Хотите — будьте первыми,
Но только после нас!
Участница команды «Вобла» поет и преподносит соперникам...
Синенький скромный платочек,
Дарим на память мы вам,
Вы не ревите, слезы утрите,
Коль проиграете нам...
Приветствие жюри команды «SOS»
Очи черные, очи жгучие,
О жюри, жюри, о — могучее!
Пожалейте нас, в этот трудный час,
Выступаем мы только в первый раз!
Мы справедливых ждем решений.
Единства взглядов, мыслей, мнений.
Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы — всех милей, умней и краше!
Приветствие жюри команды «Вобла»
Знаем мы, что КВН — игра,
И играть настала нам пора.
Будем ей все силы отдавать
И пятерки в баллах получать!
Ты суди-ряди, жюри, жюри,
Но только в нашу пользу,
Знаешь, верим мы в тебя, как химик
в аш два о (Н2О).
Знаешь, нам в команде быть,
в команде быть непросто,
Только мы хотим, чтоб нам немного повезло...
Обращение к болельщикам команды «Вобла»
Мы рады вас приветствовать, товарищи - ребята,
За то, что вы пришли сюда, а не ушли куда-то.
Мы рады вас приветствовать, товарищи-друзья.
Потому что выиграть нам без вас никак нельзя!
Наша команда, наша команда.
Просим очень вас,
Вы все болейте, очень болейте,
Только лишь за нас.
Мы в КВНе, мы в КВНе играем в первый раз,
Но не сробеем, все одолеем,
Покажем высший класс!
Обращение команды «SOS» к болельщикам
Как много девушек хороших
Собралось здесь сейчас вокруг,
Но мысль одна меня тревожит:
Поддержат «SOS» они, мой друг?
В игре не будет нам покоя,
И надо сильным духом быть.
Любовь болельщиц беспокойных
Поможет выжить, победить!
Ведущий: Просим жюри подвести итоги первого тура соревнования «Приветствия».
Объявляются результаты, которые вывешиваются на табло.
Ведущий: Начинаем второй конкурс: «Расшифруй название команды». Слово предоставляется команде «Вобла».
Мы приняли «Воблу» в буквальном смысле,
А не в каком-нибудь инакомыслии,
И этой рыбешке мы посвящаем оду,
И нам, и вам, и всем в угоду.
Ода Вобле
В те давние, далекие года
Была ты королевой бала.
Теперь ты экспонатом стала,
В небытие уходишь навсегда.
Тебя едали часто, много, вкусно,
С картошечкой, с пивком, с капустой,
От голода простой народ спасала,
И вот теперь тебя почти не стало.
Чтоб не показывать тебя в музеях,
Как динозавров, вымерших зверей,
Тебя мы сохранить сумеем
На радость бытия людей.
И вобле все кричали мы «SOS»,
И любим мы ее всерьез.
Спасем оставшихся — созданье
Природы-матушки своей,
Чтоб не ушла она в преданья,
Была кумиром для людей!
И хорошо, что мы назвали
Команду «Воблой» дорогой,
Торжественно ее признали
Живой, реальной, не мечтой.
Ведущий: Слово предоставляется команде «SOS».
«SOS» — краткое — спасите души,
Природа всем кричит давно.
Закрыть глаза, заткнуть уши,
И выжить — так не суждено...
Будем бить тревогу вместе,
Потому что все в ответе,
Как нам в новом веке жить,
Как природу сохранить!
Ведущий: Жюри, пожалуйста, оцените второй конкурс. (Жюри выставляет оценки и подводит итоги второго тура.)
Ведущий: Начинаем третий тур нашего состязания «Разминка».
Условия конкурса: каждая команда приготовила по три вопроса со своими ответами и задает, их по очереди друг другу. Время на обдумывание 30 секунд. Жюри оценивает скорость, правильность и оригинальность ответов.
Варианты вопросов и ответов для учащихся 10-х классов
1. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? — Оксид кальция (СаО) — негашеную известь.
2. Какая кислота всегда находится в желудке человека, а при недостатке ее пьют как лекарство? — Соляная кислота (НСL).
3. Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав. — «Царскую водку». Это смесь концентрированных азотной и соляной кислот всоотношении 1:3.
4. Какое влияние оказывает хлороформ на организм человека? — По характеру действия хлороформ — наркотик. Он вызывает дерматиты, экземы, желудочно-кишечные расстройства. Небольшое отравление сопровождается рвотой, болями в желудке.
5. Для чего умные хозяйки при хранении картофеля в подвале кладут к ним несколько спелых яблок? — Зрелые плоды яблок выделяют газ этилен, который вызывает торможение ростовых процессов. Клубни картофеля дольше сохраняются и не прорастают.
6. Почему нельзя делать «домики» для птиц из пластмассы? — В отличие от дерева, пластмасса не способна впитывать влагу и выпускать ее наружу, поэтому водяные пары, выделяемые при дыхании, накапливаются, образуя повышенную влажность, которая губительна для птиц.
7. Что является источником антропогенного метана? Какое влияние он оказывает на атмосферу Земли? — Таким источником являются рисовые поля, животноводческие фермы, угольные шахты и мусорные свалки. Антропогенный метан, поглощая инфракрасное излучение земной поверхности, усиливает парниковый эффект.
8. Выброс каких продуктов сгорания производят теплоэлектростанции, работающие на каменном угле? Как они влияют на атмосферу? — Продуктами сгорания являются СО2, СО, 5О2, зола и т. д., они усиливают парниковый эффект.
Вопросы и ответы для учащихся 11-х классов
1. Какая мука несъедобна? — Несъедобная мука, но дающая хлеб, это минеральные удобрения. Это — костяная, фосфоритная, апатичная мука.
2. Какая связь между свеклой и пирожным? — В обоих продуктах есть сахар.
3. Какой сахар не едят? — Свинцовый сахар, т. е. ацетат свинца, сладковатый на вкус, но он ядовит.
4. Какое масло называют прованским и почему? —Лучший сорт оливкового масла (прозрачное, душистое, застывающее при —60°С, прованское масло названо по имени провинции Прованс на юге Франции).
5. Почему разрушаются бетонные траншеи, по которым осуществляется сток отходов жирокомбинатов? — Сток отходов жирокомбинатов всегда содержит жирные кислоты, которые образуют с известью цемента кальциевое мыло, вследствие чего цемент разрушается и связь между зернами бетона нарушается.
6. Какая связь существует между глюкозой и елочными игрушками? — Так как глюкоза содержит альдегидную группу, то она с аммиачным раствором оксида серебра дает реакцию «серебряного зеркала», в результате реакции выделяется тонкий слой серебра, которым покрывают елочные игрушки.
7. В 1845 году немецкий химик Христиан. Шенбейн нечаянно пролил на пол смесь серной и азотной кислоты. Он машинально вытер пол хлопчатобумажным фартуком жены, прополоскал его и повесил сушиться над печкой. Фартук подсох, но затем раздался не очень громкий взрыв и...фартука не стало. Почему взорвался фартук? — Нити хлопчатобумажной ткани сделаны из целлюлозы, в состав элементарного звена мономера которой входят три групп ОН (гидроксогруппы). Под действием кислот происходит реакция нитрования с образованием нитроклетчатки (пироксилина), которая взрывается с выделением тепла и газов.
8. В ясный солнечный день Исаак Ньютон вышел на прогулку и встретил пастуха. Пастух посоветовал ученому вернуться домой, чтобы не попасть под дождь. Ньютон не послушал совета пастуха и был наказан. Продрогший и промокший, он пожелал узнать, как пастуху удалось так точно предсказать погоду. Пастух ответил, что ему помог баран. Как? — Перед дождем и в сырую погоду поры каждой шерстинки животного заполняются водой, шерсть набухает и удлиняется. В сухую погоду часть воды испаряется, и длина шерсти уменьшается.
9. Обладают ли слезы человека бактерицидными свойствами? — Слезы человека содержат 0,1% белков, в том числе фермент лизоцим, обладающий бактерицидным действием. Лизоцим быстро и полностью растворяет многие аэробные бактерии. 10. Почему животные долго зализывают свои раны? — Животные не зря долго зализывают свои раны: кроме ферментов, убивающих микроорганизмы, в слюне обнаружен особый белок, стимулирующий размножение клеток кожи и образование кровеносных капилляров.
Ведущий: Жюри, оцените конкурс «Разминка».
Ведущий: Следующий тур нашего состязания называется «Экспериментатор». От каждой команды приглашаются - по два человека.
Ваша задача определить несколько веществ по цвету и с закрытыми глазами по запаху.
1-й вариант веществ
Уксусная кислота по запаху
Бензин по запаху
Формалин по запаху
Сульфат бария молочно-белый осадок
Гидроксид железа (III) бурый осадок
2-й вариант веществ
Нашатырный спирт по запаху
Этиловый спирт по запаху
Керосин по запаху
Хлорид серебра белый творожистый осадок
Гидроксид меди (II) голубой осадок
Ведущий: Переходим ко второму этапу конкурса «Экспериментатор».
На столе заранее приготовлены наборы реактивов: раствор карбоната натрия, разбавленная соляная кислота, раствор гидроксида кальция, стеклянная трубочка, кусочек мела, свеча, резиновые шарики, спички, пробирки.
Ведущий: Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды.
Ваша задача — получить углекислый газ и объяснить, как вы это сделали.
Звучит музыка, ребята приступают к проведению опытов.
Варианты получения СО2:
—слить в пробирку карбонат натрия и соляную кислоту, в результате реакции будет выделяться СО2;
—провести реакцию взаимодействия мела с соляной кислотой;
—зажечь свечу или просто спичку — при горении любого органического вещества выделяется СО2;
—в раствор гидроксида кальция подуть через стеклянную трубочку;
—просто надуть воздушный шарик — мы выдыхаем СО2.
(Жюри оценивает каждый из этапов конкурса «Экспериментатор» по 5 баллов.)
Ведущий: Переходим к самому интересному и увлекательному туру наших состязаний «Домашнее задание».
Первый конкурс «Что бы это значило?»
Ведущий; Каждой команде заранее было дано задание нарисовать рисунок на экологическую тему. Сейчас вы обменяетесь своими рисунками и постараетесь за 30 секунд объяснить, что на них, по-вашему мнению, нарисовано.
Объяснение команды « SOS »
Киты вообще планктон едят,
Но этот кит ест все подряд.
Ох, неразборчив он — обжора,
И уйму выбросил он сора.
Он променял свои все блюда
На то, что плавает в округе.