Авиационная метрология. Общие сведения
Ø А) Задачи авиационной метрологии
Обеспечение единства и требуемой точности измерений при создании, эксплуатации, ремонте АТ и СНО
Определение основных направлений деятельности и выполнение работ по метрологическому обеспечению исследований, испытаний, эксплуатации, ремонта АТ и СНО
Создание эталонов единиц величин и внедрение средств измерений и специальных средств измерений, применяемых для контроля параметров АТ и СНО в процессе эксплуатации и ремонта
Осуществление метрологического контроля путем поверки и калибровки средств измерений, проверки своевременности представления их на поверку (калибровку)
Осуществление надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, применяемыми для поверки (калибровки) средств измерений, соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений
Разработка и внедрение нормативных документов, регламентирующих вопросы метрологического обеспечения производственной деятельности ГА
Испытания и сертификация специальных средств измерений, определение вида их метрологического обслуживания (поверка или калибровка), ведение ведомственного реестра
Б) Особенности метрологии в авиации
Непосредственная связь с обеспечением безопасности полетов
Обслуживание, кроме средств измерений общего назначения, широкого спектра специальных отраслевых средств.
В) Специальные средства измерений в авиации
Ø Контрольно-проверочная аппаратура, применяемая при техническом обслуживании и ремонте авиационного и радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов
КПА радиооборудования (связного, локационного, навигационного) — комбинированные измерительные установки, технологические пульты, эквиваленты антенн, имитаторы радиомаяков, имитаторы наземных запросчиков-ответчиков и т. д.
КПА приборного оборудования
КПА электрооборудования
КПА автоматизированных бортовых систем управления (АБСУ)
КПА средств объективного контроля (СОК) летательных аппаратов
Ø Средства неразрушающего контроля и диагностики ЛА — дефектоскопы (ультразвуковые, токовихревые и др.), установки для анализа масел (на предмет стружки) и т. д.
Ø Средства контроля взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома — средства измерения коэффициента сцепления и др.
Ø Специальные средства контроля, настройки, регулировки наземной аппаратуры радиосвязи, радиолокации, радионавигации и систем посадки
КПА Бортовы́е сре́дства объекти́вного контро́ля (бортовые СОК) — технические средства, предназначенные для регистрации и сохранения полетной информации, характеризующей условия полёта, действия экипажа и функционирование бортового оборудования. СОК используются для: анализа причин и предупреждения лётных происшествий; технической диагностики бортового оборудования и прогнозирования его технического состояния; оценки действий летного состава при выполнении полетного задания. Существует два вида СОК — бортовые устройства регистрации (бортовые самописцы) и бортовые магнитофоны, последнее время начинают разрабатываться интегральные устройства, совмещающие в себе функции обоих видов.
Общие сведения
Бортовые устройства регистрации (БУР) предназначены для автоматической записи параметров полёта и параметров наиболее важных агрегатов и систем.
§ По функциональному назначению БУР подразделяются на аварийные, эксплуатационные и испытательные.
§ Аварийные БУР для накопления и сохранения полетной информации, которая может быть использована при расследовании инцидентов, аварий и катастроф.
§ Эксплуатационные системы регистрации записывают значительно большее число параметров, чем аварийные БУР. Накопитель эксплуатационного регистратора защиты не имеет и при авариях не спасается.
§ Испытательные системы регистрации используются при проведении различного рода летных испытаний образцов авиационной техники.
§ По принципу записи информации БУР делятся на механические, оптические (осциллографические), магнитные и электронные с твердотельными ЗУ; в механических и оптических накопителях сигнал записывается в аналоговой форме, в магнитных и электронные — в цифровой.
§ БУР с механической записью использовались на старых типах ЛА и имели малое количество записываемых параметров. К таким устройствам относятся, например, барограф-высотописец АД-2, где запись производилась чернилами на бумажной ленте, или регистраторы перегрузок К3-63, в которых запись осуществлялась процарапыванием эмульсии на прозрачной пленке.
§ БУР с оптической записью также являются устаревшим видом оборудования, накопитель информации в них является шлейфовым осциллографом с фотопленкой в качестве носителя информации. Примером оптических БУР может служить САРПП-12, применяющийся на вертолетах Ми-8 и некоторых военных самолётах.
§ В магнитных БУР в качестве носителя используется магнитная лента, иногда проволока, запись информации производится в виде время-импульсного, частотного или цифрового кода. Примерами магнитных БУР могут служить МСРП-12-96, МСРП-64, МСРП-256.
§ БУР с твердотельным накопителем — новое поколение устройств регистрации, примеры таких устройств: ТБН-К-4 — эксплуатационный и ЗБН-1-3 — защищенный (аварийный).
Отечественные магнитные регистраторы полётных данных представлены широко распространёнными системами типа МСРП и «Тестер» различных модификаций, как в гражданской, так и в военной авиации.
Метрологическая служба гражданской авиации
Ø А) История
В СССР метрологическая служба ГА как единая структура была образована в 1978 году с принятием Положения о метрологической службе гражданской авиации, однако лаборатории измерительной техники на предприятиях ГА существовали и ранее. С 1978 года организовываются базовые поверочно-ремонтные лаборатории во всех территориальных управлениях ГА (при наиболее крупных предприятиях этих управлений). К середине 80-х годов XX века удалось охватить метрологическим обслуживанием практически все предприятия и организации гражданской авиации в полном объеме. С началом рыночных реформ и развалом единой системы гражданской авиации положение с авиационной метрологией начало ухудшаться. В 1995 году было введено Положение о метрологической службе гражданской авиации Российской Федерации, однако, при отсутствии финансирования, существенных улучшений не произошло. В настоящее время некоторые малые авиапредприятия и отдельные объекты Росаэронавигации в отдаленных районах страны не охвачены метрологическим обслуживанием полностью или частично.
Ø Б) Структура
Подразделение главного метролога ГА
Головные и базовые организации метрологической службы
Ответственные за метрологическое обеспечение в Региональных управлениях воздушного транспорта
Центры авиационной метрологии
Метрологические службы юридических лиц
Ø В) Головные организации
По состоянию на 15.11.2009г. головных организаций в ГА нет - информация ВНИИМС
Ø Г) Некоторые базовые организации
Центр Авиаметрология и Сертификация
Центр Авиаметрологии и Сертификации «Восток»
Ø Д) Некоторые региональные центры авиационной метрологии
Санкт-Петербург — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ
Красноярск — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ ООО "Аэропорт Емельяново"
Новосибирск — СИБИРСКИЙ ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ, ФГУП
Магадан — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ авиакомпании "Мавиал" (ликвидирован вместе с авиакомпанией)
Якутск — ЦЕНТР АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ авиакомпании «Якутия»
Самара — Центр метрологического обеспечения производства (ЦМОП) авиакомпании "Самара" (ликвидирован вместе с авиакомпанией)
Список использованной литературы:
https://ru.wikipedia.org