Как основные методы государственного управления




Лекция 4 Методическая и функциональная структура

Государственного управления.

Методы управления

 

Метод управления – способ осуществления управляющего воздействия или способ реализации (достижения) целей управления.

Содержание метода управления сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления, каким образом осуществлять управленческую деятельность.

В самом общем виде все методы управления (МУ) можно разделить на две основные группы: основные и комплексные.

К основным методам относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия метода управления тем или иным требованиям (экономическим, организационным, социальным, политическим и т.д.).

Комплексными методами управления являются комбинации основных методов. Комплексные методы по другому называются сложными.

Методы управления анализируются с точки зрения содержания, направленности и организационной формы.

В содержательном плане выделяются экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления.

С точки зрения направленности методы управления характеризуются по двум позициям: по источнику или уровню управляющего воздействия и по объекту воздействия.

С точки зрения источника управляющего воздействия МУ подразделяются на методы централизованного и децентрализованного воздействия.

В соответствии со структурой объекта управления методы управления образуют три группы: методы управления всей системой, структурными подразделениями и конкретными людьми.

Любой МУ, каким бы он ни был по содержанию или направленности, обладает определенной организационной формой. Под организационной формой понимается:

ü тип воздействия (акт или норма);

ü характер воздействия (прямое, путем постановки задач, путем создания стимулирующих или ограничивающих условий);

ü способ выработки воздействия (единоличный, коллегиальный, коллективный);

ü временная характеристика воздействия (разовые и периодические, тактические и стратегические, долговременные и краткосрочные);

ü организационные особенности воздействия (исправлять результаты или предупреждать их, активно вмешиваться или выжидать).

 

Организационно-административные методы

как основные методы государственного управления

 

Организационно-административные методы управления базируются на власти, дисциплине и ответственности. Если рассматривать систему государственного управления (ГУ), то власть приобретает вид государственной, легитимной и законной.

Относительная самостоятельность группы организационных методов состоит в возможности использования организационных параметров системы в процессе управления.

Организационное воздействие данного метода осуществляется в следующих основных видах:

1) прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

Определенное значение имеют воздействия, в основе которых лежат рекомендации, а также воздействия, осуществляемые посредством контроля и надзора за деятельностью организации.

· прямые указания, адресуемые конкретным управляемым объектам – это акты управления, которые могут иметь различную организационную форму и характеризуются различной степенью регламентации и детализации.

Наиболее категоричной регламентирующей формой воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнять принятое решение в установленные сроки. Не выполнение приказа влечет за собой соответствующую санкцию, наказание. Действие приказа начинается немедленно или в установленный в этом приказе срок. Приказ может быть предписательным или запретительным. Приказ может содержать задачи или инструкции.

Меньшая степень регламентации характерна для распоряжений, которые тоже обязывают точно выполнять решения, но не устанавливают определенного срока начала реализации. Здесь связующим звеном между руководителем и подчиненным является само задание. Методические указания носят необязательный для выполнения характер.

Наименьшая степень регламентации характерна для рекомендации или совета, позволяющих выбирать не только способ реализации, но и уточнить само задание.

2) установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование, т.е. издание законов, постановлений и т.д.), при помощи стандартизации административных процедур и форм документов; выработка стандартных процедур воздействия, унифицированных форм воздействия.

· Типичными нормами являются положения об органах управления – о министерствах, научных объединениях и т. д. Эти положения закрепляют определенный порядок их построения и функционирования.

Другой вид норм – должностные или служебные инструкции.

Для успешной реализации целей и выполнения задач управленческой деятельности необходимо наличие четкой дисциплины исполнения. Важным компонентом здесь является административная ответственность.

Административная ответственность ‑ объемом прав и обязанностей органа управления и конкретного должностного лица. Каждый может нести ответственность лишь в рамках прав и обязанностей, закрепленных за вышестоящим органом или лицом.

Организационное воздействие получает завершенный вид, когда оно предусматривает оценку деятельности подчиненных. Формой такой оценки может быть поощрение или взыскание.

Одной из основных форм реализации и применения организационных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации усилий участников процесса для выполнения поставленных задач.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: