Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям.




 

Самый на первый взгляд противоречивый документ принятый на Втором Ватиканском Соборе это «Декларация об отношении Церкви к нехристианским религиям» или «Nostra Aetate». И так данный документ не имеет догматического значение – это значит, что он не имеет окончательного торжественного учения и в принципе может быть измененным. Однако, то что оно не является окончательным ещё не означает что оно может быть нами отринутым. Дело в том, что принят этот документ для жизни Церкви в условиях секулярного общества. В принципе этой цели в той или иной степени служат прочие документы принятые на Втором Ватиканском Соборе.

И так данный документ состоит из пяти пунктов. В первом разделе говориться о причине по которой был создан этот документ. Она заключается в том что «род человеческий с каждым днём всё теснее объединяется и умножаются отношения между различными народами, Церковь более внимательно рассматривает каково её отношение к нехристианским религиям. В своей обязанности развивать единство и любовь между народами и, даже, между народами, она прежде всего рассматривает то, что у людей общее и что побуждает их пережить вместе свою судьбу». Диакон Андрей Кураев – как-то заметил, если я с женой будет искать только общее, то будет ли у них ребёнок? Ну что же, если я буду искать только то, что меня разъединяет с девушками, то я рискую не жениться и не завести ребёнка. Таким образом, основная цель этого документа это помочь нам осознать то, что нас объединяет с представителями иных религий. Нам это необходимо для того что бы строить конструктивный диалог и поддерживать более менее хорошие отношения, с представителями иных вероисповеданий. Ведь даже в городе, где я живу, (Таганрог – не самое лучшее место на этой планете скажем так) существует несколько религиозных общин и вероисповеданий разного направления. Чего же говорить о более крупных населённых пунктах и регионах. К тому же если говорить о достаточно интеграционных процессах, то данная проблема становиться достаточно актуальной.

При этом для того что бы поддерживать мирные отношения с группой неких индивидов необходимо получить необходимую информацию о данном сообществе. Вот в этом документе она и предоставляется. При этом заметим, эти сведения совсем не исчерпывающие и они могут быть вполне дополненные. Однако эти сведения проверенные собором из значительного числа католических епископов под председательством Римского Первосвященника. Поэтому просто так отмахиваться от этого документа нельзя. Следует также заметить, что этот документ как и прочие аналогичные декреты и конституции принятые на Втором Ватиканском Соборе имеет ссылки на Библию. Это для нас очень важно.

Второй раздел указанного документа посвящен различным нехристианским религиям. Здесь делается заключение о том что все исторические религии существующие сегодня имеют «некое восприятие той таинственной силы, которая присутствует в ходе вещей и в событиях человеческой жизни, иногда даже признание Верховного Божества или же Отца». Действительно следует заметить, что идеи изначального монотеизма есть, так или иначе, во многих религиозных традициях. Впрочем, иногда она выражена как пантеизм когда божество равно миру. В индуизме люди прибегают к «Богу с любовью и упованием». При этом следует понимать что понимание этого Бога во всех религиях разное нам этот Бог открылся, а вот последователи иных религий имеют о нём достаточно смутное представление. Фактически те остатки монотеистических идей, которые мы наблюдаем во всех религиях есть не что иное как остатки того Откровения которое было открыто первым людям Адаму и Еве. Говоря об этом отцы Второго Ватиканского Собора постановили что «Католическая Церковь не отвергает ни чего из того, что истинно и свято в этих религиях. Она с искренним уважением рассматривает те образу делания и жизни, те правила и учения, которые, хотя и отличаются во многом от того, чего она придерживается и чему учит, приносят всё же нередко луч Истины, просвещающий всех людей». Вместе с этим, отметим, что признавая остатки истинного учения наша Церковь всё же заявляет что эти элементы правды могут быть недостаточными для спасения человека, ведь в мире действует диавол. По этому «она обязана возвещать непрестанно Христа, Который есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). ».

Третий пункт посвящён мусульманской религии. Оппоненты нашей Церкви обычно говорят, ну ладно, как это Она говорит, что «с уважением относится к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и пребывающему, милосердному и всемогущему, Творцу неба и земли, говорившему к людям», ведь Коран и Библия имеют фундаментальные отличия. Неужели Бог одним людям говорит одно, а другим другое? Конечно же, нет. Просто следует заметить, что пророк Мухаммед вполне мог использовать то откровение, которое передавалось в среде арабов со времён Измаила. Измаил, будучи первенцем Авраама должен был получить от своего отца знания о Боге. Кроме того следует заметить, что Аравия в эпоху поздней Античности и Раннего Средневековья была местом где селились христиане разных направлений от вполне ортодоксального до еретических напр. ариан. Их религиозные представления, которые, так или иначе, базируются на Библии, они тоже могли быть использованные Мухаммедом в создании новой религии. Так что если учитывать то что Мухаммед использовал уже полученные откровения для приведения своего народа к монотеизму и отвращения от мерзостей язычества мы вполне можем считать его пророком. Ведь пророк это не оракул-предсказатель. Пророк это тот, кто говорит волю Бога, которая отрыта Им в Его Откровении. При этом точно также пророками можем и должны выступать мы с вами, например, когда мы видим то, что явно противоречит воле Господа Бога нашего, то мы должны предупредить об этом нарушении Его законов и соответствующих последствиях. При этом отметим, что известная сегодня версия Корана формировалась после смерти Мухаммеда. Кроме того в это же время существовали иные версии пророчеств Мухаммеда фиксированных в виде рукописей, который находились у его вдов. Ну, а раз так то от куда нам знать что весь нынешний коранический текст однозначно принадлежит именно Мухаммеду и не содержит добавлений иных авторов? Ведь формировался он 1) по памяти соратников самого Мухаммеда 2)на основании отрывочных записей пророчеств Мухаммеда. Кроме того отметим, что альтернативные откровения записанные в виде рукописей и хранившиеся у его вдов были изъяты у них и уничтоженные.

При этом следует заметить, что этот пункт был внесён по просьбе христиан Ближнего Востока, которые живут в мусульманском окружении и для которых важно поддерживать с ними добрососедские отношения.

Следующий четвёртый раздел данной декларации посвящён еврейской религии или иудаизму. Здесь нужно отметить, что основная причина появления этого раздела связана увы с тем что в годы Второй Мировой войны (1939-1945гг.) некоторые представители Католической Церкви весьма активно поддерживали антисемитские движения и участвовали в них. Даже после окончания этого ужасного конфликта на территориях с преимущественно католическим населением происходили еврейские погромы. Например, рабби Михаэль Дов Вейсмандл вспоминал о своём разговоре с папским нунцием в 1944г., по его словам ему было заявлено следующее «невинной крови еврейских детей не существует. Всякая еврейская кровь виновная. Вы должны умирать. Это наказание пришло на вас за этот грех (богоубийства)». Однако справедливости ради стоит отметить что во время Второй Мировой войны многие католики рисковали жизнью ради спасения евреев. (см. Глеб Ястребов Миф №7 Евреи распяли Иисуса Христа //50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу /[Г.Г. Ястребов и др.]- М.: Эксмо, 2009. -352 с.74-79.). Вот по этой причине отцы Второго Ватиканского Собора в четвёртом пункте и дали следующее разъяснение по поводу виновности еврейского народа в распятии Господа Бога нашего Иисуса Христа. В декларации «Nostra Aetate» сказано следующее «хотя иудейские власти, с их приверженцами, требовали смерти Христа, однако то, что было сделано во время страстей Его, не может быть вменено ни всем без различия иудеям, жившим в то время, ни иудеям нашего времени».

Последний пятый пункт говорит о необходимости поддерживать мирные отношения между предстателями разных религиозных сообществ.

Таким образом, мы познакомились со всеми пунктами этой декларации, а также узнали то, зачем она нам нужна. Следует заметить то что данный документ является ответом на вызов нашего времени, но этот ответ не догматизирован.

От себя добавлю, ищите то, что вас сближает с иноверцами, то что вас разъединяет и так бросается в глаза.

Автор Свентицкий Денис Таганрог 26. Ноября 2017г. от Рождества Христова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: