Глава 5. Принципы культурно-досуговой




Деятельности

Принцип - руководящая идея, основное исходное положение

какой-либо теории или науки; в этическом плане - основное правило

поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее

обобщение и распространение какого-то положения на

все явления какой-либо деятельности.

Под принципами культурно-досуговой деятельности принято

понимать основные требования, которым следуют профессионалы в

ее организации.

Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой

деятельности - это обоснование теоретических, социально-

политических и организационных основ ее функционирования. Они

составляют фундамент, на котором строится здание науки о культур-

но-досуговой деятельности. Знание и глубокое понимание принципов

культурно-досуговой деятельности - необходимое условие правильной

научной организации деятельности учреждений культуры.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является

ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования

нашего общества. Основное содержание культурно-

досуговой деятельности - возрождение духовного наследия предшествующих

поколений, подготовка населения к решению социально-

общественных, экономических и культурных задач. Конкретные,

осязаемые результаты в повышении уровня культуры людей создают

условия для развития их инициативы и самодеятельности, роста самосознания.

Учреждения культуры чутко реагируют на события общественной

жизни. Много нового и интересного появилось в последние годы

в возрождении фольклорных традиций, праздников и обрядов.

Учреждения культуры придают широкой огласке, подвергают

критике антиобщественные поступки, формируют соответствующее

общественное мнение. В этих целях Дворцы, Дома культуры, клубы

используют самые разнообразные средства, имеющиеся в их распоряжении.

Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности

с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает

соблюдение ряда условий.

Первое - целенаправленность культурно-досуговой деятельности,

выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства

культуры, общечеловеческих ценностей. Этим целям подчиняется

вся практическая деятельность учреждения культуры. Проблемы

многих Дворцов, Домов культуры и клубов кроются в отсутствии подобной

цели в работе, что порождает случайный характер проводимых

программ, их малую эффективность.

Второе — конкретность культурно-досуговой деятельности.

Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в социуме,

ежедневно решая присущие только ему задачи.

Третье - оперативность учреждений культуры. Не отставать

от событий, успевать за жизнью, своевременно подмечать новое -

ценное качество специалиста учреждения культуры. Очень важно вовремя

информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом

и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной

защиты населения.

Одно из слабых мест многих учреждений культуры заключается

в недостаточной оперативности в работе, что особенно проявляется в

средствах наглядности, рекламе. Стенды и витрины иногда подолгу

не обновляются, праздничное оформление не меняется. Репертуар

художественной самодеятельности также не всегда соответствует

высоким запросам людей.

Четвертое - непрерывность процесса культурно-досуговой

деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически

проводимая работа: только так может быть достигнут желаемый результат.

Расширение сферы влияния учреждений культуры, как показывает

опыт, требует повышения качества их деятельности, использования

массовых форм в сочетании с индивидуальными, организации

культурных программ непосредственно на рабочем месте или по

месту жительства.

Поскольку культурно-досуговая деятельность строится на добровольных

началах, административные методы воздействия для привлечения

посетителей неприменимы, да и возможности оказания морального

влияния весьма ограничены. Люди идут в учреждение

культуры в силу потребности, внутренних мотивов. Большинство

Домов культуры и клубов работают насыщенно, в них всегда много

посетителей. Но встречаются и такие учреждения культуры, в которых

намеченные программы из-за отсутствия зрителей или слушателей

срываются, где посетители весьма желанные, но редкие гости.

Для всех типов учреждений культуры наиболее сложной является эта

проблема.

Культурно-досуговая деятельность только тогда привлекает

людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах,

когда они интересны, увлекательны. Каждое учреждение культуры

призвано стать для человека любимым местом отдыха, встречи с

друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только

при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-

досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры

будет решена.

Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения,

интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с

учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-

досуговой деятельности.

В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально

в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и

запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески.

Учреждения культуры располагают большим арсеналом различных

выразительных средств, форм и методов деятельности. Специалисту

важно овладеть ими, научиться творчески применять их.

Искусство его и заключается в том, что он умеет из всего богатейшего

арсенала средств, форм и методов выбрать такие, использование

которых в каждом конкретном случае обеспечит наилучший результат.

Много говорится о важности применения новых интересных

форм и методов. Новое привлекает. Но вряд ли стоит всегда и во всех

случаях опираться только на новые формы и методы. Не следует отказываться

и от «старых», оправдавших себя, многократно проверенных

жизнью. Было бы неправильно также искать единственный, универсальный

метод - такого не существует и не может существовать.

Только использование всего многообразия средств и методов интеллектуального

и эмоционального воздействия позволит достигнуть

желаемого результата.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является

дифференцированный подход к различным слоям населения.

Этот принцип означает организацию культурно-досуговой деятельности

с учетом специфических особенностей различных групп населения

как одно из необходимых условий доходчивости и действенности

культурно-досуговых программ.

Популярность учреждения культуры обеспечивается дифференцированным

подходом к различным слоям населения, ибо нельзя

одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди

сельских жителей или банкиров и предпринимателей.

Принцип дифференцированного подхода при организации куль-

|у|>по-досуговой деятельности предполагает прежде всего необходимость

учета специфики труда и профессиональных интересов раз-

мичных групп населения. Не могут быть идентичными, например,

шиты работы Дома культуры железнодорожников, Дома культуры

интомобилистов, Дома учителя, районного Дома культуры, сельского

клуба и т.д. Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом

задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения,

обуславливает ее связь с жизнью, создает предпосылки высокой

эффективности.

Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп

населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень

иажно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать

возрастные особенности населения.

Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы

и методы работы среди молодежи. Молодежь составляет более

половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей

учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.

Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная

задача, требующая для своего выполнения дифференцированной,

глубоко продуманной, высокопрофессиональной работы.

Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры

среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При

правильном определении содержания и соответствующих методов

работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями,

непосредственными участниками и активистами в подготовке

и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками

специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях

культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются

организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным

опытом с молодежью.

Дифференцированный подход необходим и по половым признакам.

Организация работы среди женщин представляет значительные

трудности. У женщин меньше свободного времени, чем у мужчин.

Они зачастую не могут «оторваться» от детей. Все это следует принимать

во внимание. Многие учреждения культуры могли бы поде-

литься положительным опытом работы среди женщин. Для женщин

создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства,

университеты или факультеты педагогических знаний; они

вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм куль-

турно-досуговой деятельности. При некоторых учреждениях культуры

работают любительские объединения женщин или клубы по интересам,

созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность

женщинам-матерям посещать культурно-досуговые программы.

Чтобы дифференцированно строить культурно-досуговую деятельность,

специалистам учреждений культуры следует всесторонне

изучать и знать свой социум, его особенности, нужды и запросы.

Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности

является опора на самодеятельность людей. Этот принцип означает

наличие в учреждениях культуры специально подготовленных,

знающих и любящих свое дело профессионалов, умелых организаторов,

понимающих необходимость опоры на актив, использования

инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать

условия для развития активности населения.

Деятельность учреждения культуры направлена на людей и

предполагает их активное участие в культурно-досуговых мероприятиях

не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения

культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут

тесно связаны с населением, опираться на него, развивать его

инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую

деятельность.

Следует помнить, что штат учреждений культуры, особенно на

селе, весьма ограничен. Один заведующий сельским клубом или директор

сельского Дома культуры с художественным руководителем и

даже директор районного Дома культуры с двумя методистами и инструктором

мало что могут сделать. Но если они сумеют вовлечь в

культурно-досуговую деятельность много людей, организовать вокруг

себя широкий актив, их возможности многократно возрастут.

Это одна сторона вопроса. Другая, еще более важная, - участие населения

в деятельности учреждения культуры сделает ее особенно

близкой для него, интересной, необходимой, полностью отвечающей

его запросам и духовным потребностям.

Формы приобщения населения к деятельности учреждений

культуры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских

объединениях и кружках, в коллективах художественной

самодеятельности. Учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства

нередко выступают в качестве руководителей коллективов художественной

самодеятельности, организаторов или участников отдельных

культурно-досуговых программ, преподавателей народных университетов,

членов культурно-художественных и концертных бригад и т.д.

Сотни и тысячи представителей российской интеллигенции как

в городе, так и на селе, многие энтузиасты из молодежи с желанием и

интересом идут в учреждение культуры, проводят здесь свое свободное

время, находят дело по душе, активно участвуют в его деятельности.

Степень участия людей в работе учреждения культуры - один из

главных качественных показателей его деятельности.

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности

позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида,

с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации

становится самостоятельным в культурно-досуговой деятельности,

приобретает важное значение в ее понимании. Именно на

основе раскрытия диалектики социального и индивидуального удается

выявить смысл культурно-досуговой деятельности и органически

заключить ее в систему восприятия жизни.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности

в этом плане можно представить как взаимодействие двух тенденций:

социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью

своей социальной сущности, а вторая - в выработке у нее индивидуального

способа жизнедеятельности, благодаря которому личность

получает возможность самосовершенствования согласно собственным

природным задаткам и общественным потребностям. Индивидуальный

подход указывает и на такую важную черту культурно-

досуговой деятельности, как ее целостность.

Особенно ценным является принцип доступности в культурно-

досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета

психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-

демографических и социально-психологических особенно-

стей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей

и мотивации личности.

Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является

принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация

общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается

ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих

их достижение (то есть разрабатывается вся педагогическая система).

Конструируются средства воздействия, имеющие разные аспекты:

целевые (связанные с социальным заказом); содержательные и методические,

обусловленные соответствующими целями и содержанием;

технологические, направленные на обработку «человеческого материала

»; и организационно-формальные.

Принцип последовательности в культурно-досуговой деятельности

осуществляется на основе изучения ряда условий: соответствие

занятий уровню интересов и способностей; временная продолжительность

и схема переключения с одних занятий на другие; система

предшествующих и последующих занятий. Участие в культурно-

досуговой деятельности - это особое психологическое состояние человека,

достигаемое в результате переключения с одного вида деятельности

на другой (в активных его формах) или отключения от деятельности

(в пассивных: сон, лежание и другие формы «бездеятельного

досуга»). Этот принцип учитывает характер занятий, а также

подразделяет их по признакам возрастающей активности и самостоятельности.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму

коллективных или индивидуально организованных занятий и выстраивание

ближней, средней и дальней перспективы овладения более

сложными и общественно ценными видами деятельности, позволяет

выделить принцип системного подхода к решению культурно-

досуговых задач на методическом уровне (не таких, как развитие читателя

или зрителя, воспитание эстетических или каких-то иных качеств

личности, т.е. частных задач, а более общих и принципиальных).

Например, задач формирования положительно воспитывающих

видов занятий у различных социально-демографических групп населения,

борьбы с деструктивными занятиями, превращающими досуг в

криминогенный фактор, и других задач перевоспитания. Выстраива-

ние структуры занятий на основе рационального использования свободного

времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной

активности людей. Улучшается система педагогического руководства

процессом самовоспитания через формы культурно-

досуговой деятельности, в индивидуальных видах занятий происходит

процесс перехода руководства в саморуководство. Часто учреждения

культуры теряют наиболее ценную часть своих посетителей

оттого, что не всегда справляются с задачами организации наиболее

сложных видов занятий для людей с высокоразвитыми интересами и

способностями. В то же время они не всегда умеют использовать силы

людей, овладевших методами самоорганизации и способных наладить

работу (создать кружки, любительские объединения и пр.).

Поэтому важно разграничение профессиональной и внепрофес-

сиональной культурно-досуговой деятельности с точки зрения ее

места и роли в общей системе общества, специфики соответствующих

принципов организации.

Самыми древними по происхождению являются так называемые

заведения общественного питания - рестораны, харчевни, корчмы,

трактиры, чайные и пр. Практически каждое из них изначально удовлетворяло

как потребность в еде, так и потребность в межличностном

общении, а сама трапеза обрела характер проведения досуга. Сегодня

это общепринятая его форма, оказывающая определенное формирующее

влияние на человека.

Внимание к паркам как социальным институтам досуга, призванным

оказывать воспитательное и просветительное влияние на человека,

в нашей стране возникает в 20-е годы. Политика по отношению

к их деятельности определялась так: «Мощный культурный комбинат,

сочетающий массовую политическую работу, научно-

популярную, художественно-зрелищную (профессиональную и самодеятельную)

и физкультурно-оздоровительную, рассчитанную на охват

в течение года десятков и сотен тысяч трудящихся». Существовал

и другой подход к паркам, рассматривавший их как «зеленый университет

миллионов», в котором проводятся митинги, проходят концерты,

работают лектории. В столкновении этих двух подходов к парку

(как «комбинату культуры» и как «зеленому университету») победила

идея «комбината», в результате чего парки стали средоточием таких

объектов, как лектории, кинотеатры, летние театры, спортивные

площадки, библиотеки-читальни.

Реализация в большей или меньшей мере развлекательной и

рекреационной функций и утрата функции культурно-

просветительной присущи практически всем паркам подобного типа.

Органическое сочетание всех этих функций нашло свое воплощение в

тематических парках, получивших сегодня широкое распространение.

Начало этим паркам было дано созданием в 50-х годах теперь

уже всемирно известного «Диснейленда», а позднее - «Мира Диснея

».

В инфраструктуре досуга национальные парки выполняют ту же

функцию, что и любые другие объекты туризма - ознакомление с

достопримечательностями.

Связь рекреации и просвещения в инфраструктуре досуга обеспечивают

и такие учреждения, как планетарии, зоопарки, лектории,

дома науки и техники. Однако их численность еще незначительна, к

тому же расположены они только в областных центрах. Такая же картина

наблюдается и в отношении учреждений искусства: театров, филармоний,

цирков. В начале 90-х годов в России было всего 357 театров.

Из них 31 - оперы и балета, 192 - драматических и музыкально-

драматических, 32 театра юного зрителя, вольных и т.д. Из 77 филармоний

только 46 располагали своим помещением. Из общего количества

театральных зданий только 60% находились в удовлетворительном

состоянии.

Развитие телевидения и домашнего видео резко снизило посещение

кинотеатров. Эта тенденция характерна для многих стран.

В инфраструктуру учреждений досуга спортивного характера

входят спортивные и рекреационные лагеря, детские платные спортивные

лагеря, многочисленные базы отдыха обществ охотников и

рыболовов, летние ранчо и др.

Организаторами спортивной досуговой деятельности наряду со

школами являются отделы досуга предприятий, спортивные молодежные

организации.

Традиционными и широко распространенными объектами инфраструктуры

досуга являются дома и дворцы культуры, обобщенно

называемые клубами. Эти учреждения представляют собой специаль-

ные здания с помещениями для реализации различной по своему содержанию

досуговой деятельности. Клубные учреждения как никакие

другие объекты инфраструктуры досуга создают условия для воплощения

педагогического потенциала досуговой деятельности, поскольку

позволяют человеку проводить свой досуг совместно с другими

на основе общего увлечения и интересов.

Мировой опыт показывает, что и этого недостаточно. Полноценное

клубное учреждение сегодня представляет собой комплекс,

состоящий из зрительного и спортивного залов, мастерских для прикладных

видов досуговой деятельности, помещений для заседаний

различных объединений по интересам, игротек, детских комнат, бассейна

и т.д.

В мировой практике существует и такой путь расширения инфраструктуры

досуга, как вовлечение в нее школьных помещений,

создание на их базе центров досуга. Функционирующий в первой половине

дня как школа, вечером такой центр превращается в клуб, ведущий

просветительную работу и организующий различную игровую

деятельность. В таком центре организуются учебные курсы для желающих

экстерном окончить среднюю школу, проводятся экзамены,

во время которых проверяются знания по предметам. Все это проходит

в увлекательной форме, сочетая отдых и развлечение.

Отечественная социальная политика в сфере создания и внедрения

различных форм досуговой деятельности, ее инфраструктуры,

обогащаясь опытом других стран, должна учитывать национальные

традиции и культуру, быть способной конкурировать с зарубежными

образцами - представлять по отношению к ним привлекательную

альтернативу.

Педагогика досуга как воспитательный процесс в специфической

сфере жизнедеятельности человека исходит из ряда положений,

которые определяют все его стороны: содержание, методы, формы

организации.

Наиболее общими исходными положениями являются: принцип

интереса, единства рекреации (отдыха и восстановления сил) и познания,

совместности Деятельности.

Принцип интереса предполагает не только удовлетворение потребности,

но и способен породить ее. То, чем раньше человек инте-

ресовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес),

может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а

следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким).

Возникнет своеобразная цепочка: потребность - интерес, интерес

- потребность, потребность - интерес и т.д. В этой цепочке как

раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или

включить человека в содержательную, социально значимую досуго-

вую деятельность.

Среди интересов человека в сфере досуга в первую очередь выделим

тот, который вызван потребностью в информации, то есть в

получении различных сведений.

Любому живому организму присуще биологически заложенное

свойство получения информации об окружающей среде. Любая воспринимаемая

человеком информация в большей или меньшей мере

эмоционально окрашивается. Очень часто интерес вызывает или порождает

не столько сам факт, то есть сообщение, сколько эмоции,

связанные с ним.

Все сферы жизнедеятельности человека информационно и эмоционально

наполнены. При этом эмоциональные состояния могут

быть самыми разнообразными: радость и печаль, стыд и гнев, испуг и

равнодушие, презрение и обида и т.д.

Интерес к развлечениям присущ любому человеку независимо

от его возраста, образования, социального положения. Различия наблюдаются

лишь в предпочтениях по отношению к развлечениям, в

зависимости от их характера и содержания.

Неизменным интересом пользуются разного рода зрелища: художественные,

спортивные, игровые. Среди художественных предпочтение

отдается эстрадным концертам, выступлениям сатириков и

юмористов, приключенческим и детективным фильмам, шествиям и

т.п.

Особое место принадлежит спортивным зрелищам, а среди них

- игровым видам спорта. Объясняется это тем, что они позволяют человеку

удовлетворить потребность в сопереживании. Феномен «болельщика

» заключается в том, что восприятие спортивных зрелищ

соревновательного типа содержит поток необычных и сильных раздражителей,

которые усиливаются за счет групповых эмоций. Даже

тогда, когда человек смотрит футбол или хоккей по телевизору, он

стремится делать это не в одиночестве, а с кем-то еще, чтобы можно

было делиться впечатлениями, сопереживать.

Интерес вызывают и те развлечения, которые позволяют удовлетворить

потребность в острых ощущениях. Реализация этой потребности

может носить активный, непосредственный характер и

пассивный, опосредованный. Опосредованную остроту ощущений

человек получает, наблюдая за цирковыми номерами, созданными на

грани риска, просматривая «фильмы ужасов» и т.п.

Интерес для человека представляют те формы досуговой деятельности,

которые позволяют ему выступить в необычной для себя

роли, изменить хотя бы на время свою социальную роль, побыть

«другим». Этим объясняется привлекательность карнавалов, маскарадов,

костюмированных балов. Участие в такого рода театрализованных

действах под видом «другого я» позволяет человеку вести себя

раскованно, раскрепощенно, а определенная анонимность - осуществлять

поступки, которые в обыденной жизни он никогда бы себе

не позволил. Так, степенный человек может пуститься в пляс, а солидная

дама кокетничать с молодым человеком.

Принцип интереса требует учета и такого фактора, как стремление

человека к самоутверждению. В сфере досуга удовлетворить это

стремление позволяет игра. Досуговая деятельность, содержанием

которой является соревновательность, состязательность, представляет

собой важное поле для самоутверждения. Она содержит в себе возможность

побед, совершенно необходимых человеку и представляющих

один из сильнейших стимулов жизнедеятельности. Успех в игре

придает уверенность в собственных силах, поднимает настроение,

повышает общий тонус организма. Этому содействует одобрение успешных

действий со стороны партнеров, товарищей, болельщиков.

Культура как творческая и просветительная деятельность освобождает

человека от монотонного следования биологическим инстинктам,

многократно обогащая набор видов поведения и деятельности,

духовный мир человека.

Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения,

способности к самообразованию и саморазвитию. Однако

большинство людей не спешат или не умеют воспользоваться имею-

щимися возможностями для овладения культурой и предпочитают

проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных

впечатлений. Постоянная потребность в смене впечатлений

снижает познавательную активность и уменьшает духовную автономию.

Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким

уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает

признаками конформизма. На досуге он ищет не познания и развития,

а развлечения, и притом такого, какое требует минимального духовного

напряжения. Все это обуславливает одну из важнейших задач

педагогики досуга - поиск таких путей, таких форм, средств и методов,

которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив

последнее содержанием и смыслом.

Одним из наиболее действенных путей решения этой задачи является

перенос центра внимания с эмоциональных характеристик

предмета досуговой деятельности на содержательные, смысловые.

Внимание привлекается и поддерживается в первую очередь новизной

поступающих сообщений.

Однако следует учитывать, что понятие новизны в данном случае

не абсолютно. Для того чтобы сообщение вызвало у человека интерес,

для того чтобы он мог извлечь из него какую-то информацию,

он должен иметь представление о той области, к которой относится

сообщение, обладать набором сведений о ней, то есть иметь соответствующий

тезаурус.

Деятельность специальных просветительных учреждений - планетариев,

зоопарков, музеев, выставок - также нуждается в формах и

методах активизации внимания и интереса к ним. Для местного жителя

посещение этих учреждений - это разовое удовлетворение своего

любопытства и не более того. Исключением является зоопарк, посещение

которого равнозначно посещению парка культуры и отдыха,

обогащенного разнообразием впечатлений, доставляемых животными.

В полной мере принцип единства рекреации и познания реализуется

в тех формах, которые представляют собой источники массового

распространения информации.

То, что первые три места заняли средства массовой коммуникации,

вполне естественно. В современном мире они влияют на все

сферы жизнедеятельности человека, заполняя его досуг, информируя

о состоянии мира, развлекая и просвещая. При этом они сильно воздействуют

на весь строй мышления человека, на стиль мировосприя-

|пя, на тип культуры сегодняшнего дня. Такое сильное воздействие

приводит к тому, что у массового потребителя информации происходит

замена личного мировоззрения набором готовых суждений, оценок,

понятий, а культурное обогащение носит беспорядочный характер,

который возникает в итоге ежедневно воздействующего, непрерывного

и обильного потока случайных сведений.

Пространственная и временная насыщенность этой коммуникации,

давая лестное ощущение насыщенности культурной информацией,

вполне удовлетворяет потребности массового индивида, но не исчерпывает

их. Остается неудовлетворенным желание обсудить полученную

информацию, задать «свой» вопрос, поспорить. Все это и поставило

в один ряд со средствами массовой коммуникации встречи и

просветительную лекционную работу.

С наибольшей полнотой принцип единства рекреации и познания

реализуется в процессе групповой досуговой деятельности.

Групповые формы досуговой деятельности осуществляются долговременно,

более или менее систематически с целенаправленным интересом

и сильной мотивацией.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является

принцип совместной деятельности. Совместность предполагает

такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных

отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.

Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное

единство группы, рождает традиции, организационную структуру,

эмоциональную идентификацию и в конечном счете ведет к повышению

уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный

потенциал.

Воспитательным потенциалом обладают и те формы досуговой

деятельности, которые возникают и функционируют вне педагогического

влияния. Учет и развитие этого потенциала являются приоритетными

направлениями в педагогике досуга, так как совместная

групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содейст-

вовать формированию духовного и культурного облика личности.

Исследования свидетельствуют о том, что подавляющее число людей

является членами разнообразных досуговых общностей. Подобные

общности представляют собой не случайные диффузные группы, а

возникают как достаточно устойчивые образования, существующие

от одного года до десяти лет и даже свыше десяти. Об их стабильности

свидетельствует частота встреч их членов. Почти половина из них

собирается чаще одного раза в неделю. Ведущим мотивом включения

в групповую досуговую деятельность является общее увлечение.

Данный мотив при ранжировании по сумме мест занимает первое место.

На втором месте - желание развлечься.

Осуществление управленческой ситуации в большинстве случаев

реализуется стихийно или, в зависимости от ситуации, одним из

членов объединения. Лишь в одном случае из пяти руководство в до-

суговом объединении осуществляется выбранной группой или лидером.

Немногим более чем для одной пятой объединений характерно

наличие писаных или неписаных уставов, правил.

Ряду досуговых объединений свойственно стремление к социальной

активности. В данном случае речь идет не о политической активности

объединений, для которых это есть цель и содержание досу-

говой деятельности, а о стремлении побудить других заниматься тем

видом досуговой деятельности, которым занимаются они. Кроме того,

значительная часть членов досуговых объединений стремится экс-

териоризировать свою деятельность, рассказывая о ней или демонстрируя

ее результаты. Осуществляется экстериоризация в основном в

домашних условиях или по месту работы, учебы.

Если деятельность не осуществляется как совместная, то рано

или поздно она разрушается, а общение, «обслуживавшее ее», остаётся

единственным фактором, сохраняющим группу для периодических

контактов и одновременного проведения досуга ее членами. При этом

нередки такие случаи, когда человек, ориентированный на совместную

досуговую деятельность и не находящий в этом поддержки среди

членов своей досуговой общности, покидает ее в поисках подходящих

партнеров. Он отыскивает среди других людей и социальных

групп те, которые, как ему кажется, могут поддержать осуществление

его деятельности и достижение цели. Человек включается с ним в со-

вместную деятельность и тем самым стимулирует действия выбранных

лиц и групп в желаемом направлении.

В педагогически организованном процессе, реализующем принцип

совместной деятельности, педагог досуга практически действует

таким же образом, организуя совместную групповую досуговую деятельность

или стимулируя и поддерживая её.

Все рассмотренные принципы, определяющие отдельные стороны

педагогического процесса в сфере досуга, взаимосвязаны и в своей

совокупности обуславливают технологический процесс.

Глава 6. Целеполагание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: