Культурно-досуговой деятельности




Закономерности восприятия в технологии культурно-досуговой

деятельности раскрывают свои особенности через внимание, память,

мышление и т.п. Однако следует учитывать, что восприятие действительности

опосредованно прошлым социальным опытом, чувствами,

интересами. В технологии культурно-досуговой деятельности главное

- единство сознания и деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Не случайно С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что:

«деятельность человека обуславливает формирование его сознания,

его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя

регуляцию человеческой деятельности, являются условием

их адекватного выполнения»149.

Рубинштейн С.Л Принципы и пути развития психологии. - М, 1947. - С. 251.

440

В изучении закономерностей восприятия, памяти и мышления

психологические исследования сосредоточиваются на изучении преобразования

внешних действий во внутренние, идеальные. В психологии

различаются восприятие с преобладанием познавательной направленности

и восприятие с преобладанием эмоционально-

оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной

и эмоционально-оценочной направленности восприятия может

быть многовариантным. Так, преобладание эмоционально-

оценочных моментов в технологии культурно-досуговой деятельности

вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолением

заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством

преимуществ одних духовных ценностей перед другими. Эмоционально-

оценочные моменты в деятельности специалистов учреждений

культуры могут проявляться в форме подачи материала, анализа

фактов, выводах и теоретических обобщениях.

При восприятии культурно-досуговой программы с преобладанием

познавательной направленности внимание аудитории сосредоточивается

на анализе рассматриваемой проблемы, раскрытии закономерностей

социальных процессов, при этом, конечно, учитывается

уровень подачи материала. В данной ситуации доминирующим становится

воздействие на разум, а воздействие на чувства должно сопровождаться

сохранением или усилением внимания, выработкой устойчивого,

неослабевающего интереса. Информация, затрагивающая

коренные и ближайшие интересы аудитории, социальной группы, вызывает

различные переживания, психологические состояния и, по

мнению П.М. Якобсона, «составляет для человека важнейший, непосредственно

испытываемый показатель жизненного процесса... Отсюда

великая потребность во впечатлениях, готовность к их восприятию...

Человек реагирует эмоционально отнюдь не на все воздействия,

которым подвергается... Отсюда избирательность эмоциональных

откликов на воспитательное воздействие и различный уровень

интенсивности этих откликов»150. Психологическая «негативность» к

восприятию аудиторией учреждений культуры, а следовательно, и

усвоению определенной информации может иметь в своей основе

150 Якобсон П.М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии//Проблемы социальной

психологии и пропаганды. - М., 1986. - С. 63-64.

441

многие факторы, не зависящие от деятельности специалистов учреждения

культуры и аудитории. Восприятие информации осуществляется

через взаимодействие потребностей мотивов, мысли, чувств, настроений,

интересов, т.е. через всю структуру личности. Поэтому интерес

к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через

направленность мысли и чувств, в стремлениях познать глубже

суть, осмыслить происходящие события, дать им оценку, выработать

к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.

Воздействие субъекта на объект, на его восприятие одновременно

захватывает область чувств и разума, а степень воздействия на

эмоциональную или рациональную сферу сознания во многом определяется

конкретной ситуацией, соотношением объективных и субъективных

факторов.

Уровни восприятия информации зависят, прежде всего, от представлений

и реализуются в различных их фазах. Психологи указывают

на несколько особенностей формирования представлений на основе

словесного описания и восприятия информационного факта. Каждая

фаза характеризуется особенностями взаимодействия представлений

с восприятиями и мышлением.

В представлениях перерабатываются данные восприятия; последнее

связано с памятью, вызывается ассоциациями и означает некоторое

обобщение. Выделяются три фазы формирования представлений.

Представления первой фазы характеризуются недостаточной

расчлененностью и схематичностью отражения целостной ситуации и

ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы

их можно характеризовать как такое психическое состояние,

когда имеющиеся знания или возможности восприятия не позволяют

понимать содержание информации в полном объеме, а «схватывается

» лишь часть ее, без достаточного понимания сущности, взаимосвязей

информации и т.п. Представления второй фазы могут быть адекватными

и конкретными по отдельным признакам и неадекватными,

схематическими для целостной ситуации и ее элементов по другим

признакам. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью,

адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации

и ее элементов. На наш взгляд, права Х.М. Гафурова в том, что

«взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеет

442

место на каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления

характерных признаков сложного объекта и его конкретных

элементов»151. В технологии культурно-досуговой деятельности

мышление как процесс обусловлен мыслительными способностями

субъекта и объекта, изменение этого последнего в свою очередь необходимо

обусловливает новый ход мышления.

Внутренние закономерности процесса мышления проявляются в

мыслительных действиях объекта через анализ, синтез, обобщение,

понимание, усвоение, запоминание и т.д. Внутренние закономерности

мышления объекта помогают преобразованию чувственных данных.

Использование человеком получаемых извне знаний принимает различные

формы, выступая либо как анализ чувственных образов и их

синтез, либо как мыслительный анализ и синтез словесных «образцов

», понятий, образов.

Освоение мира в образах - это только одна из форм человеческого

познания, а книжная культура не исключает элемента (причем

значительного) образности. Для выявления его нужны определенный

интеллектуальный уровень, полет фантазии, способность чувствовать

красоту литературного языка, т.е. довольно глубокое духовное развитие

личности. А этот уровень, как известно, в первую очередь определяется

социально-экономическими и социально-политическими условиями,

существующими в конкретном обществе.

В ходе смыслового и интеллектуального воздействия аудитория

воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет их мыслительную

переработку. Интересы к информации можно рассматривать

в зависимости от обусловленности интересов личности или аудитории

системой общественных отношений и видами деятельности:

от объекта - интерес к знаниям, информации, от субъекта (носителя)

- индивидуальный, групповые интересы и т.д.

Диалектика развития интересов в технологии культурно-

досуговой деятельности есть движение от любознательности к интересу,

от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в

потребность. Устойчивый интерес к знаниям усиливает направлен-

Гафурова ХМ. Особенности формирования представлений на основе словесного описания

и восприятия объекта//Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов (Тбилиси,

21-24 июня 1971 г.). - Тбилиси, 1971. - С. 359

443

ность внимания и восприятие аудитории, стремление ее к самостоятельной

работе, развивает потребность в систематическом обращении

к источникам информации. Задача специалиста учреждения культуры

по отношению к аудитории с недостаточно развитыми познавательными

интересами состоит в том, чтобы внесением новых знаний заинтересовать

ее, развить к ним устойчивый интерес, превратив его в

потребность.

Действительность убедительно показывает, что интерес к политическим

событиям и явлениям у подавляющей части населения

страны носит устойчивый характер. В организованных аудиториях

создаются реальные возможности для получения необходимых знаний

самостоятельно анализировать происходящие события, делать

правильные выводы.

Психологические трудности, возникающие у человека в процессе

восприятия и усвоения информации, получили название психологического

барьера. Он возникает в силу воздействия на личность объективных

факторов и психического состояния самой личности. К

объективным факторам относится содержание информации, которое

не воспринимается личностью или аудиторией, а к субъективным -

психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными

установками, недостаточным уровнем знаний и опыта. Эти факторы и

определяют высоту психологического барьера.

В культурно-досуговой деятельности (включая и домашнюю)

существует до 450 различных форм - программ и видов предметной

деятельности, где процесс восприятия и процесс общения сливаются

воедино. Здесь отношения субъекта и объекта мы называем перцептивно-

коммуникативным процессом.

Автор согласен с А.А. Бодалевым, который пишет: «...занимаясь

различными видами деятельности, человек, отвечая на требования

каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему

особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу

выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде,

артист, лектор, слушатель и пр.). В связи со всем этим не остается постоянным

значение сигнализирующих их чувственных качеств для

воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества

в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в

444

данных условиях приобретают особое значение. Так происходит потому,

что на это качество распространяется вторичное возбуждение

от актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восприятие

чувственных признаков, которые сигнализируют о других

особенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря отрицательной

индукции тормозятся»15. Технология культурно-

досуговой деятельности строится с учетом различных психологических

ситуаций для того, чтобы эффективно воздействовать на восприятие,

понимание и усвоение сообщаемых знаний, которые и выстраиваются

в единый коммуникативный процесс. Соответствие распространяемых

идей интересам аудитории еще не означает их полного

совпадения. Нельзя не видеть того, что возникают «ножницы» между

внедряемыми взглядами и фактическим сознанием части людей.

Для того и существует информация, чтобы привносить идеи, влиять

на это сознание. Правильный технологический процесс позволяет

воздействовать на аудиторию так, чтобы адресованное ей сообщение

стало фактом сознания и учитывает, что имеются в виду конкретные

личности с уже сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений.

Само восприятие личностью сообщения - через лекцию, беседу

или устный журнал, тематический вечер, праздник, обряд или ритуал

- можно представить как взаимодействие поступающей извне информации

с информацией, накопленной ею ранее. При этом «все

прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения

складываются, суммируются с прошлым, образуя настоя-

153

щее». Когда специалист учреждения культуры выходит на актуальную

связь с аудиторией, эмпирически состав слушателей, зрителей

обнаруживается сравнительно просто - достаточно установить число

присутствующих в зале. Однако такое знание дает ему слишком мало.

Важно знать их возраст и профессии, образовательный уровень. Но и

эти сведения еще не дадут полного представления об аудитории.

Аудитория не существует вне связи с источником информации.

Как особая общность людей, она формируется вокруг этого источника

и находится с ним в специфических отношениях. Формирование

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М, 1982. - С 43.

Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед' В 12 т. Т. 11. - М.-

Л., 1949.-С. 496.

445

аудитории - одна из важнейших задач специалиста учреждения культуры.

Наличие ее уже можно рассматривать как известный успех, как

эффект в технологическом процессе учреждения культуры.

Личность, испытывая определенную потребность в той или иной

информации, проявляет интерес не только к ее содержанию, но и к

источнику. Наличие общих интересов у разных людей служит объективным

условием формирования аудитории. Аудитория - это временная

общность людей, возникающая в связи с конкретным источником

информации. Она вступает с источником информации в определенные

отношения и на этой основе приобретает специфические

(аудиторные) интересы, позволяющие отличать ее от других общностей

людей.

Существуют два типа интересов: социальные и аудиторные.

Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным

источником информации. Однако вступив в более или менее постоянную

связь с источником информации, она становится ее потребителем

и в этом своем качестве проявляется через аудиторные интересы.

Последние предопределены социальными интересами, но, в

свою очередь, оказывают влияние на них. Специалист учреждения

культуры, не владеющий аудиторией, не выполнит основного своего

назначения - повлиять на сознание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории с источником информации развиваются,

меняются, приобретают различные формы, могут прерываться и возобновляться.

Поэтому для слушателей, зрителей ценностное значение

приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Мнение аудитории и общественное мнение различаются по своему

содержанию, по своей структуре. Мнение аудитории включает в

себя и отношение к источнику информации, в то время как общественное

мнение, сложившись, функционирует самостоятельно, вне зависимости

от путей его формирования.

Суть понятия «аудитория учреждения культуры» состоит в том,

что оно означает не только какую-то социальную или социально-

психологическую общность людей, но и отношение к источнику информации.

446

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как

арифметическая сумма разобщенных индивидов, ни как прочный

коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой

жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качествами

она характеризуется, каковы ее отличительные черты.

Как уже отмечалось, личность воспринимает информацию, основываясь

на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного

содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в течение

жизни информация, а только та ее часть, которая имеет или может

иметь отношение к данному содержанию. Так, на вечере-встрече с

деятелями искусства аудитория мобилизует свои знания, образы,

представления, связанные с этой областью культуры.

Знания аудитории не равноценны по своей значимости, глубине,

уровню, универсальности и т.д. Значительная часть их представляет

собой временные образования, которые быстро распадаются и забываются.

Они могут быть охарактеризованы как сведения. Длительное

и последовательное освещение каких-то тем, проблем, вопросов дает

и более стабильные знания в виде устойчивых образов, понятий, идей

вплоть до теоретических представлений. Аудитория, следовательно,

обладает большей или меньшей суммой знаний, сведений, представлений,

характеризующих ее подготовленность.

Однако мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы сообщение

было воспринято, оно должно представлять для аудитории определенную

ценность, затрагивать ее интересы. Уже предварительная

осведомленность создает какие-то предрасположения (установки) к

восприятию информации. Аудитория охотнее обсуждает вопросы, в

которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность

может высказать свое суждение. Предрасположенность характеризует

эмоциональное отношение аудитории к поступающим по

информационным каналам сообщениям.

Вместе с тем было бы ошибкой ставить предрасположения в

прямую зависимость от осведомленности аудитории. В силу тех или

иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание,

даже если общественность и не готова к их глубокому пониманию.

Сообщение приобретает ценностное значение лишь в том случае,

если оно как-то затрагивает интересы аудитории. Установлено,

447

что личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая

отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна

избегать такой информации, которая идет вразрез с его интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно

свойство аудитории - ее активность Она проявляется многообразно

- в посещаемости слушателями лекций или регулярности чтения

газет, прослушивании радио, просмотре телепередач; в интенсивности

восприятия содержания, в степени доверия к источнику информации

и готовности следовать тем предписаниям, которые заложены

в сообщении Именно здесь важно выявить характер аудитории, обладающей

активностью, которую важно соответствующим образом

направлять Активность определяется волевыми качествами аудитории,

которая обладает известной самостоятельностью и отдельными

действиями, всем поведением как бы выражает свою волю.

Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными

переменными- подготовленностью, предрасположенностью (установками),

активностью. Ее прошлый опыт поддается анализу и изучению

именно благодаря тому, что мы можем выявить присущие ей переменные

В технологическом процессе важно знать прежде всего эти

свойства аудитории. Знание этого, однако, не дает полного представления

о целом. Личность, воспринимая окружающую действительность,

непрерывно пополняет и видоизменяет свои впечатления, ее

прошлый опыт находится в постоянном движении, эволюционирует.

В каждый момент личность находится на определенной стадии развития,

в определенных отношениях с окружением; она включает в себя

как устойчивые, так и преходящие, мимолетные духовные образования

Все это выражается в том или ином состоянии сознания.

Состояние присуще не только индивидуальному, но и массовому

сознанию. «.. Нет ни одного исторического факта, - писал Г.В

Плеханов, - которому не предшествовало бы, которого не сопровождало

бы и за которым не следовало бы известное состояние сознания

». Состояние аудитории учреждений культуры характеризуется

той или иной высотой барьера в восприятии информации, установками,

ценностными ориентациями, стереотипами. Аудитория может

Плеханов Г В Избранные философские произведения ВЗт Т 2 - М, 1986 - С 247-248

448

быть спокойной и возбужденной, заинтересованной и равнодушной,

благожелательной и неприветливой, доверчивой и настороженной.

Важно отметить, что состояние аудитории всегда связано с какой-

то ситуацией. Нет состояния вообще - вне времени и места, вне

связи с конкретным процессом Нельзя, например, говорить о равнодушии

читателей, слушателей, зрителей безотносительно к чему-

либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к

другому. Сегодня тема не пользуется популярностью, а завтра она

может привлечь к себе всеобщее внимание.

Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся

обстановку и не полагаться полностью на прошлое знание

аудитории, каким бы полным оно ни было. Состояние аудитории

предопределяется прежде всего всем строем социальной и духовной

жизни людей - слушателей, зрителей, читателей Было бы идеализмом

считать, что силами одной только культурно-досуговой деятельности

можно создать любые заданные умонастроения и побуждения в

обществе. Но нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что

при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат,

который и отражается в ее состояниях.

В связи с многообразием наблюдаемых состояний аудитории

встает вопрос о возможной их классификации по типам. Основанием

для этого, очевидно, должны служить названные характеристики аудитории,

среди которых различаются-

- степень готовности, т е. подготовленные или неподготовленные,

слабо подготовленные слушатели, которая оценивается уровнем

их знаний, степенью сознательности;

- уровень заинтересованности, который связан прежде всего с

характером предрасположений аудитории, при этом учитывается как

интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и

способам ее организации;

- характер активности (отражающая внимание - рассеянная, активная

- пассивная, спокойная - возбужденная аудитория и т.д.).

Умение специалистов учреждений культуры не только учитывать

состояние аудитории, но и формировать его путем целенаправленного

воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-

досуговой деятельности. Система технологии культурно-

449

досуговой деятельности воздействует, как ггоавило, не столько силой

отдельных сообщений, сколько массовостью информации, не импульсами,

а потоком. Но именно многократно, систематически и разнообразно

проводимые воздействия субъекта на объект пускают

прочные, глубокие корни.

Информации свойственна проникающая направленность вширь

и вглубь: она стремится охватить как можно более широкую аудиторию.

При таком разделении необходимо учитывать, что технология

культурно-досуговой деятельности взаимодействует с массовым сознанием,

т.е. широко распространенным среди тех или иных слоев населения,

и с групповым, т.е. присущим небольшим группам, коллективам

людей. Здесь встают вопросы конкретности информации, степени

ее доступности, популярности, учета специфики аудитории.

Следует заметить, что воздействие на большие аудитории в культурно-

досуговой деятельности часто производится через малые, влияние

на массовое сознание осуществляется через вторжение в групповое и

индивидуальное сознание.

Различные аудитории требуют не просто разного к себе подхода

и выбора тактических приемов общения. Характер аудитории соотносится

с содержательной структурой культурно-досуговой деятельности,

направлением ее воздействия Поэтому во всех случаях целесообразно

говорить о специализированных аудиториях, ибо они разные

и существуют самостоятельно.

Прежде всего важно различать «большие» и «малые» аудитории.

Наличие малых аудиторий объясняется в конечном счете неоднородностью

структуры общества. Включаясь на основе общих интересов в

систему какой-либо аудитории, личность остается носителем тех отношений,

которые определяют его принадлежность к тем или иным

специальным, социально-демографическим и профессиональным

группам, существенно влияющим на ее поведение как слушателя,

зрителя.

Во всех случаях сообщение или выступление помимо содержательной

ценности должно иметь коммуникативную ценность, что означает

быть нужным, полезным аудитории, доступным ей, понятным,

ярким, убедительным, запоминающимся, даже занимательным. По-

450

этому специалисту учреждения культуры при подготовке и проведении

культурно-досуговых программ необходимо избегать однообразных

методов, искать интересные приемы, способствующие оптимальному

восприятию аудиторией происходящего. В формах культурно-

досуговой деятельности со стабильной аудиторией, таких, как

устные журналы, народные университеты, школы культуры, внимание

более устойчиво, развивается интерес, поднимается активность

участников. Но и здесь могут выявиться нежелательные моменты,

связанные с излишней отвлекающей специализацией в кружке, любительском

объединении, клубе по интересам.

В технологии культурно-досуговой деятельности выделяются

два основных вида восприятия: во-первых, явлений и процессов действительности

(чувственное восприятие) и, во-вторых, знаковых

предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений

искусства, речи - письменной или устной). В последнем

отражаются объективированные результаты отражения действительности,

т.е. отражение идеальных моделей. Эти два вида восприятия,

являясь едиными как чувственное и рациональное, обладают и сходством.

Познание закономерностей восприятия личностью важно для

научной организации технологического процесса, для активного целенаправленного

формирования эстетических интересов и потребностей

личности. Знание специалистами учреждений культуры психологических

закономерностей восприятия и творчества позволит им

распространить навыки собственного восприятия мира на все виды и

формы деятельности, в которые он включен.

Исследование закономерностей восприятия аудиторией учреждения

культуры имеет непосредственный практический выход и в

технологический процесс создания духовных ценностей. Выяснить

механизм действия этих закономерностей - значит понять смысл определенных

форм самореализации специалистов и посетителей учреждений

культуры, ибо психологические закономерности восприятия

играют важную роль в понимании особенностей становления сознания

творческой личности. Именно психологические закономерности,

отражающие потребность к восприятию, лежат в основе всех технологических

операций, активно влияют на процессы формирования

451

•я

художественных вкусов людей, обогащения культурно-досуговой

деятельности. Следовательно, закономерности восприятия культурно-

досуговой деятельности обеспечивают многогранность творческих

возможностей технологического процесса.

С точки зрения технологи актуально в планируемых для аудитории

программах наряду со специальными программами включать

общекультурные. Анализируя процессы восприятия, академик А.В.

Запорожец писал: «Развитие предметного содержания, т.е. переход от

простых, элементарных образов, основанных на единичных признаках

(свойствах) объектов, к сложным образам, построенным в результате

установления внутренних связей и отношения между соответствующими

свойствами объекта, а затем переходит к синтезированию

целостных образов. С помощью этих действий субъект ориентируется

в окружающей действительности, отражает именно те ее свойства,

которые необходимы для жизнедеятельности в ней, для решения задач,

стоящих перед ним. Поэтому процессы восприятия нельзя рассматривать

вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых

задач»155. Для такого анализа все формы культурно-досуговой

деятельности подразделяются на группы в зависимости от их содержательной

направленности и типологии аудитории. Деление это условно,

так как процесс восприятия связан неразрывно с процессом

общения, построенным на произвольном и непроизвольном внимании.

Американские ученые М. Вудкок15 и Д. Френсис рекомендуют

следующие приемы, развивающие умение слушать других:

- направлять свое внимание - посмотреть на человека, почувствовать

интерес к тому, что он говорит, не позволять себе отвлекаться;

- следить за невербальными знаками - наблюдать за выражением

лица и движениями, выражающими недосказанные, невысказанные,

но важные мысли и чувства;

- откладывать суждения - не выносить оценок до тех пор, пока

взгляды другого человека не будут полностью уяснены;

- не позволять себе перебивать другого - прежде чем сделать

замечание, дождаться, чтобы человек закончил речь;

155 Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т Т. 1. - М., 1986. - С. 130.

156 ВудокМ,Френсис Д. Раскрепощенный менеджер -М. 1991.-С. 171.

452

- проверить свое понимание - повторить сказанное, чтобы обеспечить

полное понимание; если необходимо - уточнить сказанное

собственными словами;

- выявлять логику сказанного - найти образец, по которому

строятся высказывания другого, и постараться выявить содержащуюся

в них логику и допущения;

- предоставить свою поддержку - поощрять свободное высказывание

суждений, даже если они неудобны для вас и кажутся неразумными;

- помогать возникновению идеи - стремиться расширять и развивать

сказанное другим человеком, а не искать в нем ошибки.

Как видим, осмысление полученной информации, выделение

главных мыслей, сопоставление полученной и собственной информации

переходит в понимание прогнозирования последствий встречи, а

также ближайших и дальних целей. Творческие гипотезы и идеи разыгрываются

в теории на моделях. Внедрение их без просчетов как

ближних, так и дальних результатов крайне рискованно. Эффективное

слушание и понимание партнера включает нечто такое, что впрямую

не входит в восприятие речи: это выявление потребностей, интересов,

вкусов, мотивов деятельности партнера или конкурента, колебаний

во внешнем поведении партнера, его настроении. По небольшому

числу фактов в поведении другого человека партнер улавливает

дальнейший ход развития отношений, осуществляет поиск вариантов

совместной деятельности, перспектив ее развития. Уточним: для восприятия

знакомого слова человеку необходима одна секунда, а для

восприятия неизвестного слова - три-пять секунд, понимание вопроса

требует не менее четырнадцати-пятнадцати секунд. В то же время

привычка к «присутствию», а не участию во встречах, собраниях, беседах

не может быть быстро искоренена. «Присутствие» не только не

предусматривает активных действий, осмысленного диалога, но

представляет собой имитацию слушания. Причиной того, что собеседник

перестает или не начинает слушать партнера, может быть и

отсутствие интереса к обсуждаемой теме.

Д. Карнеги отмечает, что люди являются плохими собеседниками

тогда, когда партнер говорит о вещах, интересующих только

453

его. Причиной невнимания может быть яркая внешность собеседника,

альтернативная информация, т.е. высказывание взглядов, противоречащих

собственным, а также устаревшая и недостаточно глубокая

информация. Иногда партнер, имитируя внимание, занимается

обдумыванием своих собственных проблем. Предубеждение и раздражение

по отношению к говорящему могут быть вызваны повышенным

вниманием к его недостаткам: дефекту речи, внешности,

одежде, косметике и т.п. Отрицательные эмоции, возникшие в процессе

общения, вызывают неприятие информации, поспешную ее

оценку, а следовательно, нежелание слушать. Деловой партнер должен

забыть личные предубеждения, не спешить с оценкой и «вынесением

приговора» партнеру, разграничивать факты и эмоциональную

их интерпретацию, быть достаточно терпеливым слушателем, иметь

снисхождение к недостаткам и манере разговора собеседника. Поспешные

суждения и непоколебимость того, кого пытаются убедить в

перспективности сотрудничества и деловых контактов, свидетельствуют

об отсутствии гибкости, поскольку может поступить информация,

меняющая точку зрения и позицию делового партнера.

Современному деловому человеку необходимо овладеть бизнес-

этикетом как совокупностью правил поведения, регулирующих

внешние проявления человеческих взаимоотношений в сфере деловой

практики. Этикет создает возможность взаимопонимания, делает

понятным поведение человека, позволяет успешно воздействовать на

него. Он является фактором, унифицирующим поступки индивидов и

поведение групп, позволяет предвидеть поведение людей, «прочесть»

и понять его. Этикет включает требования, которые приобретают характер

более или менее строго регламентированного церемониала.

Действующие и поныне за рубежом правила поведения зачастую

отличают привилегированные слои высшего света - аристократии,

промышленных магнатов. За рубежом печатается множество руководств,

авторы которых обучают поведению в светском обществе.

Одновременно происходит процесс освобождения этикета, принятого

в современных западных странах, от строго ритуализированных

форм. Однако же если встреча носит сугубо деловой характер, то

тонкости обращения могут и не соблюдаться столь строго. Вместе с

157 КарнегиД. Как сохранить семью. - М, 1992. - С. 39.

454

тем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: