Мастер-класс для родителей
Пластилинография «Цветочная сказка»
Цель: познакомить родителей с понятием «пластилинография», с приемами и способами изображения, научить совместной с детьми деятельности в свободное время дома.
Участники мастер-класса: родители воспитанников средней группы, дети средней группы.
Материалы и инструменты:
1. Набор цветного пластилина.
2. Стеки.
3. Дощечки.
4. Салфетки.
5. Заламинированная раскраска с изображением цветов.
Предварительная работа:
· Подборка методического материала, составление конспекта.
· Подготовка презентации «Пластилинография. Цветочная сказка»
· Организация пространства для проведения мастер-класса.
· Подготовка демонстрационного материала, образцов, пластического материала, инструментов.
· Рисование с детьми картин в технике пластилинография и оформление выставки «Цветочная сказка».
· Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс».
· Подготовка памяток, рекомендаций для родителей.
· Изготовление с детьми подарков для родителей в технике обратной пластилинографии (розочка).
План.
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
3. Заключительная часть.
Теоретическая часть.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс - это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.
По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Чем любят рисовать ваши дети?
Ответы родителей.
Воспитатель: А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров. Сегодня, мы поговорим еще об одном из материалов, которым любят рисовать дети.
Отгадайте загадку.
«Материал я непростой,
Из брусочков и цветной.
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай!» (пластилин)
Есть такая нетрадиционная художественная техника, как пластилинография, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Занятия пластилинографией способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению;
· развивают детское воображение, художественное и пространственное мышление, положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей;
· будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности;
· формируют эстетический вкус;
· дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.
Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Посмотрите, какие красивые картины дети могут нарисовать в технике пластилинографии (обратить внимание на выставку «Цветочная сказка»). Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.
Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
В пластилинографии используются следующие материалы:
· Пластилин (разных цветов).
· Пластиковые дощечки для выполнения работ.
· Стеки.
· Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.
· Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
· Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т.д.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.
Главные приемы лепки в рисовании пластилином: прием скатывания и прием раскатывания.
Производные приёмы для выполнения пластилинографических изображений:
· Сплющивание.
· Расплющивание.
· Прижимание.
· Придавливание.
· Примазывание
· Намазывание.
· Размазывание
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:
· Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности;
· Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
· Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков»;
· Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
· Многослойнаяпластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
· Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
· Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Еще один важный момент - благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Сегодня мы с вами познакомимся, как можно нарисовать пластилином цветы. Цветы - одно из самых удивительных и чудесных творений природы, поражающие разнообразием красок, форм, от которых невозможно отвести взгляд.
Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов. Посмотрите на эти замечательные работы, в технике пластилинография. Проникновенно писал о цветах Расул Гамзатов:
«С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели»
Р.Гамзатов
Сейчас я расскажу и покажу, приемы изображения розочек из пластилина.
Розочку из пластилина можно сделать 3-мя простыми методами.
Розочка из «колбаски» и «капельки»
Делаем из пластилина «колбаску» и «капельку».«Колбаску» разминаем пальчиками до плоского состояния.«Капелька» – база нашего бутона, ее мы обязаны обернуть лепестками.Чем больше будет «колбасок»-лепестков, тем пышнее будет роза.Продолжаем прикреплять лепестки один за одним.Получилась благовидная желтоватая роза.
Розочка из шариков
Делаем из пластилина шарики, приблизительно одной величины. Расплющиваем их пальчиками и выкладываем в ряд, как показано на рисунке. Начинаем щепетильно сворачивать наш ряд. Получаем розочку.
Розочка из жгутиков
Раскатываем жгутики длиной 5 см. Делаем жгутики плоскими, совсем не обязательно делать их ровными. Сворачиваем жгутик в трубочку следующим образом. Получается вот такая розочка, края цветка можно слегка раскрыть.
Воспитатель: А сейчас уважаемые родители я предлагаю вам попробовать выполнить работу в технике пластилинографии вместе с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел?
Дети: Пчела!
Воспитатель: Это сказочная пчела, ее зовут Майя, но она почему-то очень грустная. Что случилось?
А случилось вот что (пчелка мне все рассказала). На ее сказочной полянке росли красивые цветы, и пчелка их очень любила, летала с цветка на цветок и собирала нектар. Но однажды налетел холодный злой ветер и заколдовал все цветы, они превратились в холодные, легкие снежинки и разлетелись по всему свету. Опустела полянка, нет больше ярких, красивых и душистых цветов. Вот почему пчелка Майя такая грустная.
Дети, а мы можем помочь пчелке!
Ответы детей.
Воспитатель: Мы изобразим для пчелки сказочные цветы при помощи пластилина и подарим ей. У вас на столе у каждого лежит раскраска с незакрашенными цветами в голубой вазе. Посмотрите внимательно, как можно закрасить цветы
1. Первый цветок - Из куска пластилина отщипываем небольшие кусочки пластилина, скатываем их в шарики и выкладываем на лепестки цветка. Цвет пластилина выбирают сами дети.
2. Второй цветок - Скатать длинные колбаски одного цвета. Аккуратно выкладываем полученные колбаски по контору лепестков цветка, тем самым выкладывая от края лепестка к середине.
3. Третий цветок – Сначала делаем небольшой шарик, кладем на лист бумаги, надавливаем на пластилин, затем размазываем его от центра к краям контура. В дальнейшем можно смешивать пластилин одного цвета с другим.
Мы сегодня начнем закрашивать цветы, а закончите свою работу дома.
Пчелка очень ждет ваши работы.
Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнём и согреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Распускаются цветы
Тянут к солнцу лепестки
Нам их нужно посчитать
Раз, два, три, четыре, пять!
(повторить 2 раза)
2. Практическая часть. Дети вместе с родителями рисуют пластилином цветы.
3. Заключительная часть.
Уважаемые родители, спасибо вам за активное участие в мастер-классе.
Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.
А сейчас, самое приятное! Дети приготовили для родителей и гостей сюрприз!
Дети:
Мы рисуем пластилином
Разноцветные картины:
И подарим вам цветы,
Небывалой красоты.
Дети дарят родителям и гостям розочки, выполненные в технике обратной пластилинографии.