МИКРОФОННАЯ ТЕХНИКА В СЦЕНИЧЕСКОМ ДЕЙСТВИИ




Микрофонная техника широко используется в совре­менной драматической постановке. Чаще всего микрофон применяется в спектакле на основании творческого за­мысла режиссера для решения художественных задач постановки. В этом случае приемы использования мик­рофона наиболее разнообразны. И особенно часто ис­пользуется микрофон при вокальных выступлениях героев по, ходу действия. Обычно это диктуется не столько сю­жетом, сколько необходимостью усиления слабых голосов актеров — микрофон позволяет частично компенсировать несовершенство их вокальной техники. Пример этому спектакль «Мой брат играет на кларнете» (Московский ТЮЗ), в котором молодая героиня выступает на школь­ном вечере с пением эстрадных песенок, используя мик­рофон.

В зависимости от стиля постановки и художественно­го замысла микрофоны на сцене устанавливают совер­шенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют среди бутафории и декораций, как, например, это сделано в спектакле Театра Сатиры «Проснись и пой». В этом спектакле для усиления вокальных выступлений дейст­вующих лиц используют несколько микрофонов. Один микрофон, через который исполнители поют дуэтом, вмонтирован в набалдашник трости, другой — в ограж­дение балкона, еще два микрофона замаскированы в ог­раду и стремянку, стоящую в саду. Естественно, что все мизансцены, связанные с вокальными выступлениями действующих лиц, построены с учетом размещения этих микрофонов. В нужный момент микрофоны включаются звукорежиссером, ведущим спектакль.

Таким образом, микрофон, используемый в спектакле лишь только для усиления голоса актера, может выра­зительнее подчеркнуть сценическое действие, придать ему необходимую эмоциональную силу в буквальном и переносном смысле слова.

С помощью микрофона на сцене можно создать иллю­зию, что вокальное произведение якобы исполняется самим героем спектакля. На этом эффекте построены многие сцены спектакля «Сверчок», о котором упомина­лось выше. По ходу этого спектакля действующие лица все время используют микрофон — через него обра­щаются к зрительному залу, «вслух» размышляют, ведут

Стр. 115

между собой диалоги и «высокопрофессионально поют» польские эстрадные песни. В тот момент, когда герой переходит от речи к «пению», звукорежиссер выключает микрофон и включает фонограмму с записью песни, ко­торая звучит с того же громкоговорителя, из которого только что раздавался голос актера.

Конечно, указанные примеры не исчерпывают все возможные случаи использования микрофона в спектак­ле, в театральной практике могут встретиться и другие сценические ситуации, в которых микрофонная техника может помочь решить различные постановочные задачи.

В последние годы некоторые театры стали использо­вать в своих постановках радиомикрофоны.

Использование радиомикрофоны при звукотехническом оформлении спектакля представляет определенные «удобства» — актер, оснащенный таким микрофоном, может свободно перемещаться по всей сцене, вести диа­лог, петь в глубине сцены и за кулисами, причем ему не приходится контролировать свои действия, связанные с обычным микрофоном и микрофонным кабелем. Повы­шается надежность звукоусиления, сцена «очищается» от ненужных технических деталей, кроме того, с помощью радиомикрофона на сцене можно получить «необъясни­мые» для зрителя звуковые эффекты.

В спектакле «Ринальдо идет в бой» (ЦТСА) многие действующие лица по ходу действия часто поют и тан­цуют, причем нередко в глубине сцены и даже за кули­сами. Поэтому основные исполнители этой постановки снабжены радиомикрофонами, искусно замаскированны­ми в их костюмах, а другие исполнители в нужный момент поют свои песни перед обычными микрофонами, установленными сбоку на просцениуме. Радиомикрофоны включаются только лишь когда исполнители поют, при диалогах звукоусиление не производится.

Кроме усиления речи и пения актеров, микрофон часто используется в спектакле для так называемого подзвучивания театрального оркестра или отдельных музыкальных инструментов, сопровождающих сцениче­ское действие.

С помощью микрофона можно подчеркнуть вырази­тельность звучания отдельных музыкальных инструмен­тов оркестра, например струнно-смычковых, особенно при малом их числе. Для этого рядом с исполнителями у этих инструментов устанавливают микрофон,

Стр. 116

воспринимающий преимущественно звуки только от данной группы инструментов.

Кроме того, микрофон позволяет создать расширен­ную звуковую картину оркестрового сопровождения. Вот как, например, это сделано в спектакле «Затюканный апостол» (Московский театр Сатиры). Микрофоны уста­навливаются в оркестровой яме, слева от струнных и справа у духовых и ударных инструментов, а усиленное их звучание воспроизводится соответственно через левые и правые портальные громкоговорители зрительного зала.

При размещении хора или вокальной группы, сопро­вождающей сценическое действие за кулисами, с по­мощью микрофона можно перенести звучание в зритель­ный зал, тем самым создав иллюзию большого числа исполнителей.

Усиление вокальных выступлений актеров, оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента — задача не только техническая, но и художественная. Творческий подход к решению этой задачи позволяет существенно обогатить художественный замысел режиссера и более выразительно подчеркнуть характер музыкального оформления спектакля.

Стр. 117




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: