Определение возможностей успеха и наиболее вероятных угроз развития сельского туризма в Волгоградской области




№ п/п Сильные стороны(S) Слабые стороны (W)
  Сравнительно благоприятное экономико-географическое положение на юге России Отсутствие преимуществ в конкурентной борьбе с соседними регионами (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область)
  Богатые природные условия и ресурсы туризма в регионе Недостаточный финансовый ресурс сельских предпринимателей в регионе
  Благоприятная экологическая среда и натуральные продукты питания Неразвитая инфраструктура отдыха на сельских территориях региона, неподготовленность кадров и местного населения
  Значительный трудовой ресурс сельских территорий региона Низкое качество автодорожного покрытия и проблемы с эффективной транспортной логистикой
  Мощный культурно-исторический и этнографический потенциал региона Значительный процент судимых среди сельского населения, пьянство, рост числа наркозависимых
№ п/п Возможности(O) Угрозы(T)
  Создание уникального регионального агротурпродукта, способного привлечь туристов из России и из-за рубежа Отсутствие традиций сельского туризма в регионе и дальнейшее непонимание его перспективности со стороны местных властей и населения
  Создание новых рабочих мест в муниципальных районах области Нерентабельность развития сельского туризма в регионе
  Возможность подготовки квалифицированных кадров для агротурбизнеса на базе факультета сервиса и туризма Волгоградского ГАУ Сохранение положения неизвестности и неблагоприятного имиджа Волгоградской области как агротуристской дестинации в стране и за рубежом, слабая информированность о достоинствах и преимуществах регионального агротурпродукта
  Проведение в Волгограде матчей ЧМ по футболу 2018 г. и, связанная с этим, модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры региона Рост конкуренции со стороны соседних регионов и направление потоков агротуристов в обход Волгоградской области
  Проведение в регионе различных событийных мероприятий (ярмарок, выставок, конкурсов, конференций и пр.), посвященных аграрному (сельскому) туризму и способствующих развитию, в первую очередь, внутреннего туризма Возможный процесс падения сельскохозяйственного производства в регионе, как следствие вступления РФ в ВТО, и ухудшение финансовых возможностей сельских предпринимателей

 

Шаг 2. Выявленные сильные и слабые стороны, нарождающейся в регионе, сферы сельского туризма и гостеприимства, её потенциальные возможности и угрозы дальнейшему развитию, не являются равнозначными, поэтому необходимо установить их значимость. Для этого будет использован метод построения профиля среды. В таблицу профиля среды выписывают выявленные факторы среды (табл. 2). Каждому фактору экспертным методом даётся оценка по трёхбалльной шкале:

А – важность фактора для региональной экономики:

3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая.

В – влияние фактора на развитие сельского туризма и гостеприимства в регионе:

3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое.

С – направление влияния:

+1 – позитивное, -1 – негативное.

 

Таблица 2

Профиль среды

Фактор А В С D=А*В*С
         
Сильные стороны        
1. Сравнительно благоприятное экономико-географическое положение на юге России     +1 +9
2. Богатые природные условия и ресурсы туризма в регионе     +1 +9
3. Благоприятная экологическая среда и натуральные продукты питания     +1 +6
4. Значительный трудовой ресурс сельских территорий региона     +1 +9
5. Мощный культурно-исторический и этнографический потенциал региона         +1 +6
         
Слабые стороны        
1. Отсутствие преимуществ в конкурентной борьбе с соседними регионами (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область)     -1 -9
2. Недостаточный финансовый ресурс сельских предпринимателей в регионе     -1 -9
3. Неразвитая инфраструктура отдыха на сельских территориях региона, неподготовленность кадров и местного населения     -1 -6
4. Низкое качество автодорожного покрытия и проблемы с эффективной транспортной логистикой     -1 -9
5. Значительный процент судимых среди сельского населения, пьянство, рост числа наркозависимых     -1 -6
Возможности        
1. Создание уникального регионального агротурпродукта, способного привлечь туристов из России и из-за рубежа, развитие туристской инфраструктуры в районах области, укрепление материально-технической базы туризма на сельских территориях     +1 +9
2. Создание новых рабочих мест в муниципальных районах области     +1 +9
3. Возможность подготовки квалифицированных кадров для агротурбизнеса на базе факультета сервиса и туризма Волгоградского ГАУ     +1 +6
4. Проведение в Волгограде матчей ЧМ по футболу 2018 г. и, связанная с этим, модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры региона     +1 +9
5. Проведение в регионе различных событийных мероприятий (ярмарок, выставок, конкурсов, конференций и пр.), посвященных аграрному (сельскому) туризму и способствующих развитию, в первую очередь, внутреннего туризма     +1 +3
Угрозы        
1. Отсутствие традиций сельского туризма в регионе и дальнейшее непонимание его перспективности со стороны местных властей и населения     -1 -3
2. Нерентабельность развития сельского туризма в регионе     -1 -6
3. Сохранение положения неизвестности и неблагоприятного имиджа Волгоградской области как агротуристской дестинации в стране и за рубежом, слабая информированность о достоинствах и преимуществах регионального агротурпродукта     -1 -3
4. Рост конкуренции со стороны соседних регионов и направление потоков агротуристов в обход Волгоградской области     -1 -3
5. Возможный процесс падения сельскохозяйственного производства в регионе, как следствие вступления РФ в ВТО, и ухудшение финансовых возможностей сельских предпринимателей     -1 -4

 

 

!!! По результатам определения профиля среды строится график SWOT-анализа (аналогичный тому, который был представлен на занятии по Лепельскому району Витебской области Р. Беларусь).

Далее следует вывод по SWOT-анализу каждого района, подобный тому, который был сделан по Волгоградской области, и представлен ниже по тексту.

Вывод по SWOT-анализу. Наличие сильной конкуренции в сфере развития туризма со стороны соседних или близко расположенных с Волгоградской областью регионов (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область), должно стать основанием для диверсификации регионального турпродукта, неспособного конкурировать с ведущими российскими пляжными и санаторно-курортными направлениями, с целью поиска видов туризма наиболее адекватно отвечающим местным туристским ресурсам и возможностям региона. В свою очередь, благодаря планирующемуся в регионе проведению матчей ЧМ по футболу 2018 г., будут устранены проблемы низкого качества автодорожного покрытия и неэффективной транспортной логистики, что позитивно отразится на потенциале агротурбизнеса в муниципальных районах области, послужит основанием притока финансирования в новый перспективный сектор сельской экономики, создающего новые рабочие места и непривычный для большинства волгоградцев социально-психологический облик сельского жителя, занимающегося развитием туризма в сельской местности.

Количественная оценка туристской привлекательности муниципальных районов региона. Для определения сравнительного базиса необходимо произвести расчет коэффициента туристской привлекательности для районов региона. Региональный центр – это своеобразная точка отсчета в методике и максимально перспективный район для развития туризма. Полученные баллы по другим территориям (районам региона) продемонстрируют в первую очередь искомый доказательный базис – дисбаланс по расстояниям, сервису, инфраструктуре, продвижению, рекламе, имиджу и т. д.

Административный центр муниципального района и прилегающие к нему сельские территории располагают следующими достопримечательностями:1. Краеведческий музей; 2. Художественная галерея; 3. Театр Оперы и Балета (со сквером); 4. Дом С. П. Дягилева; 5. Набережная реки; 6. Музей – диорама революции; 7. Музей машиностроительного завода; 8. Мемориальный комплекс «Декабрьское вооружённое восстание 1905 года»; 9. Мемориал-памятник Второй Мировой войны; 10.Памятник основателю города; 11. Памятник А. С. Пушкину; 12. Монумент «Героям фронта и тыла»; 13. Мемориал «Добровольческому танковому корпусу»; 14. Мемориал «Героям гражданской войны»; 15. Городской парк; 16. Минералогический музей под открытым небом; 17. Мемориальный дом-музей купца; 18. Этнографический музей.

Итого: 18 объектов × 1 балл = 18 баллов.

 

 

Время пребывания в пути. Расстояние административного центра муниципального района от регионального центра – 40 км, что при средней скорости 80 км/ч составит 30 мин. или 0,5 ч пребывания в пути.Коэффициент удаленности = 0,5 часа × 0,1 = 0,05.

Транспортные пути: автодорога, железнодорожное сообщение, авиасообщение. Коэффициент путей = 3 × 0,1 = 0,3.

Места прибытия: автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт. Коэффициент мест прибытия = 3 × 0,1 = 0,3.

Места размещения в муниципальном районе (за исключением баз отдыха в сельской местности и сельских гостевых домов): 10 гостиниц и мотелей (приводится полный перечень средств размещения). Коэффициент мест размещения = 10 × 0,1 = 1.

Предприятия общественного питания: Всего 10 предприятий, которые могут быть использованы как туристские (приводится полный перечень предприятий общепита). Коэффициент мест питания = 10 × 0,1 = 1.

Базы отдыха в сельской местности: Всего 5 баз отдыха (приводится полный перечень баз отдыха). Коэффициент баз отдыха = 5 × 0,2 = 1.

Охотхозяйства и рыбхозы на территории района: Всего два охотхозяйства и один рыбхоз (указываются названия охотхозяйства и рыбхоза). Коэффициент охотхозяйств и рыбхозов = 3 × 0,3 = 0,9.

Реально действующие объекты сельского гостеприимства (сельские гостевые дома и агротуркомплексы): Всего 2 реально действующих объекта сельского гостеприимства (указываются названия объектов сельского гостеприимства). Коэффициент объектов сельского гостеприимства = 2 × 1 = 2.

 

Тпр= ∑Д(18)×(кп(0,3)+кмпр(0,3)+кмр(1)+кмп(1)+кбо(1)+ коир(0,9)+ косг(2)) =2340 баллов
куд (0,05)

 

∑Д – сумма баллов за достопримечательности;

куд – коэффициент удаленности = количество часов × 0,1

кп – коэффициент путей = количество путей × 0,1

кмпр – коэффициент мест прибытия = количество мест прибытия × 0,1

кмр – коэффициент мест размещения = количество мест × 0,1

кмп – коэффициент мест питания = количество мест питания × 0,1;

кбо – коэффициент баз отдыха = количество баз отдыха в сельской местности × 0,2;

коир - коэффициент охотхозяйств и рыбхозов = количество охотхозяйств и рыбхозов × 0,3;

косг - коэффициент объектов сельского гостеприимства = количество объектов сельского гостеприимства × 1.

Аналогично проводится подсчет по другим районам исследуемой территории и выбираются самые перспективные. Именно эти районы при целевом финансировании и правильном подходе, в первую очередь экономическом и сервисном базисе, способны стать полюсами роста по развитию внутреннего и въездного туризма на исследуемой территории.

По результатам проведённой характеристики и изучения муниципальных районов проводится их конкурентный анализ с использованием метода экспертных оценок (в качестве экспертов выступают авторы работ). Пример оформления и структуры показателей конкурентного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Конкурентный анализ потенциала изучаемых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: