№ п/п | Сильные стороны(S) | Слабые стороны (W) |
Сравнительно благоприятное экономико-географическое положение на юге России | Отсутствие преимуществ в конкурентной борьбе с соседними регионами (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область) | |
Богатые природные условия и ресурсы туризма в регионе | Недостаточный финансовый ресурс сельских предпринимателей в регионе | |
Благоприятная экологическая среда и натуральные продукты питания | Неразвитая инфраструктура отдыха на сельских территориях региона, неподготовленность кадров и местного населения | |
Значительный трудовой ресурс сельских территорий региона | Низкое качество автодорожного покрытия и проблемы с эффективной транспортной логистикой | |
Мощный культурно-исторический и этнографический потенциал региона | Значительный процент судимых среди сельского населения, пьянство, рост числа наркозависимых | |
№ п/п | Возможности(O) | Угрозы(T) |
Создание уникального регионального агротурпродукта, способного привлечь туристов из России и из-за рубежа | Отсутствие традиций сельского туризма в регионе и дальнейшее непонимание его перспективности со стороны местных властей и населения | |
Создание новых рабочих мест в муниципальных районах области | Нерентабельность развития сельского туризма в регионе | |
Возможность подготовки квалифицированных кадров для агротурбизнеса на базе факультета сервиса и туризма Волгоградского ГАУ | Сохранение положения неизвестности и неблагоприятного имиджа Волгоградской области как агротуристской дестинации в стране и за рубежом, слабая информированность о достоинствах и преимуществах регионального агротурпродукта | |
Проведение в Волгограде матчей ЧМ по футболу 2018 г. и, связанная с этим, модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры региона | Рост конкуренции со стороны соседних регионов и направление потоков агротуристов в обход Волгоградской области | |
Проведение в регионе различных событийных мероприятий (ярмарок, выставок, конкурсов, конференций и пр.), посвященных аграрному (сельскому) туризму и способствующих развитию, в первую очередь, внутреннего туризма | Возможный процесс падения сельскохозяйственного производства в регионе, как следствие вступления РФ в ВТО, и ухудшение финансовых возможностей сельских предпринимателей |
Шаг 2. Выявленные сильные и слабые стороны, нарождающейся в регионе, сферы сельского туризма и гостеприимства, её потенциальные возможности и угрозы дальнейшему развитию, не являются равнозначными, поэтому необходимо установить их значимость. Для этого будет использован метод построения профиля среды. В таблицу профиля среды выписывают выявленные факторы среды (табл. 2). Каждому фактору экспертным методом даётся оценка по трёхбалльной шкале:
А – важность фактора для региональной экономики:
3 – большая, 2 – умеренная, 1 – слабая.
В – влияние фактора на развитие сельского туризма и гостеприимства в регионе:
3 – сильное, 2 – умеренное, 1 – слабое.
С – направление влияния:
+1 – позитивное, -1 – негативное.
Таблица 2
Профиль среды
Фактор | А | В | С | D=А*В*С |
Сильные стороны | ||||
1. Сравнительно благоприятное экономико-географическое положение на юге России | +1 | +9 | ||
2. Богатые природные условия и ресурсы туризма в регионе | +1 | +9 | ||
3. Благоприятная экологическая среда и натуральные продукты питания | +1 | +6 | ||
4. Значительный трудовой ресурс сельских территорий региона | +1 | +9 | ||
5. Мощный культурно-исторический и этнографический потенциал региона | +1 | +6 | ||
Слабые стороны | ||||
1. Отсутствие преимуществ в конкурентной борьбе с соседними регионами (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область, Ростовская область) | -1 | -9 | ||
2. Недостаточный финансовый ресурс сельских предпринимателей в регионе | -1 | -9 | ||
3. Неразвитая инфраструктура отдыха на сельских территориях региона, неподготовленность кадров и местного населения | -1 | -6 | ||
4. Низкое качество автодорожного покрытия и проблемы с эффективной транспортной логистикой | -1 | -9 | ||
5. Значительный процент судимых среди сельского населения, пьянство, рост числа наркозависимых | -1 | -6 | ||
Возможности | ||||
1. Создание уникального регионального агротурпродукта, способного привлечь туристов из России и из-за рубежа, развитие туристской инфраструктуры в районах области, укрепление материально-технической базы туризма на сельских территориях | +1 | +9 | ||
2. Создание новых рабочих мест в муниципальных районах области | +1 | +9 | ||
3. Возможность подготовки квалифицированных кадров для агротурбизнеса на базе факультета сервиса и туризма Волгоградского ГАУ | +1 | +6 | ||
4. Проведение в Волгограде матчей ЧМ по футболу 2018 г. и, связанная с этим, модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры региона | +1 | +9 | ||
5. Проведение в регионе различных событийных мероприятий (ярмарок, выставок, конкурсов, конференций и пр.), посвященных аграрному (сельскому) туризму и способствующих развитию, в первую очередь, внутреннего туризма | +1 | +3 | ||
Угрозы | ||||
1. Отсутствие традиций сельского туризма в регионе и дальнейшее непонимание его перспективности со стороны местных властей и населения | -1 | -3 | ||
2. Нерентабельность развития сельского туризма в регионе | -1 | -6 | ||
3. Сохранение положения неизвестности и неблагоприятного имиджа Волгоградской области как агротуристской дестинации в стране и за рубежом, слабая информированность о достоинствах и преимуществах регионального агротурпродукта | -1 | -3 | ||
4. Рост конкуренции со стороны соседних регионов и направление потоков агротуристов в обход Волгоградской области | -1 | -3 | ||
5. Возможный процесс падения сельскохозяйственного производства в регионе, как следствие вступления РФ в ВТО, и ухудшение финансовых возможностей сельских предпринимателей | -1 | -4 |
!!! По результатам определения профиля среды строится график SWOT-анализа (аналогичный тому, который был представлен на занятии по Лепельскому району Витебской области Р. Беларусь).
Далее следует вывод по SWOT-анализу каждого района, подобный тому, который был сделан по Волгоградской области, и представлен ниже по тексту.
Вывод по SWOT-анализу. Наличие сильной конкуренции в сфере развития туризма со стороны соседних или близко расположенных с Волгоградской областью регионов (Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская область), должно стать основанием для диверсификации регионального турпродукта, неспособного конкурировать с ведущими российскими пляжными и санаторно-курортными направлениями, с целью поиска видов туризма наиболее адекватно отвечающим местным туристским ресурсам и возможностям региона. В свою очередь, благодаря планирующемуся в регионе проведению матчей ЧМ по футболу 2018 г., будут устранены проблемы низкого качества автодорожного покрытия и неэффективной транспортной логистики, что позитивно отразится на потенциале агротурбизнеса в муниципальных районах области, послужит основанием притока финансирования в новый перспективный сектор сельской экономики, создающего новые рабочие места и непривычный для большинства волгоградцев социально-психологический облик сельского жителя, занимающегося развитием туризма в сельской местности.
Количественная оценка туристской привлекательности муниципальных районов региона. Для определения сравнительного базиса необходимо произвести расчет коэффициента туристской привлекательности для районов региона. Региональный центр – это своеобразная точка отсчета в методике и максимально перспективный район для развития туризма. Полученные баллы по другим территориям (районам региона) продемонстрируют в первую очередь искомый доказательный базис – дисбаланс по расстояниям, сервису, инфраструктуре, продвижению, рекламе, имиджу и т. д.
Административный центр муниципального района и прилегающие к нему сельские территории располагают следующими достопримечательностями:1. Краеведческий музей; 2. Художественная галерея; 3. Театр Оперы и Балета (со сквером); 4. Дом С. П. Дягилева; 5. Набережная реки; 6. Музей – диорама революции; 7. Музей машиностроительного завода; 8. Мемориальный комплекс «Декабрьское вооружённое восстание 1905 года»; 9. Мемориал-памятник Второй Мировой войны; 10.Памятник основателю города; 11. Памятник А. С. Пушкину; 12. Монумент «Героям фронта и тыла»; 13. Мемориал «Добровольческому танковому корпусу»; 14. Мемориал «Героям гражданской войны»; 15. Городской парк; 16. Минералогический музей под открытым небом; 17. Мемориальный дом-музей купца; 18. Этнографический музей.
Итого: 18 объектов × 1 балл = 18 баллов.
Время пребывания в пути. Расстояние административного центра муниципального района от регионального центра – 40 км, что при средней скорости 80 км/ч составит 30 мин. или 0,5 ч пребывания в пути.Коэффициент удаленности = 0,5 часа × 0,1 = 0,05.
Транспортные пути: автодорога, железнодорожное сообщение, авиасообщение. Коэффициент путей = 3 × 0,1 = 0,3.
Места прибытия: автовокзал, железнодорожный вокзал, аэропорт. Коэффициент мест прибытия = 3 × 0,1 = 0,3.
Места размещения в муниципальном районе (за исключением баз отдыха в сельской местности и сельских гостевых домов): 10 гостиниц и мотелей (приводится полный перечень средств размещения). Коэффициент мест размещения = 10 × 0,1 = 1.
Предприятия общественного питания: Всего 10 предприятий, которые могут быть использованы как туристские (приводится полный перечень предприятий общепита). Коэффициент мест питания = 10 × 0,1 = 1.
Базы отдыха в сельской местности: Всего 5 баз отдыха (приводится полный перечень баз отдыха). Коэффициент баз отдыха = 5 × 0,2 = 1.
Охотхозяйства и рыбхозы на территории района: Всего два охотхозяйства и один рыбхоз (указываются названия охотхозяйства и рыбхоза). Коэффициент охотхозяйств и рыбхозов = 3 × 0,3 = 0,9.
Реально действующие объекты сельского гостеприимства (сельские гостевые дома и агротуркомплексы): Всего 2 реально действующих объекта сельского гостеприимства (указываются названия объектов сельского гостеприимства). Коэффициент объектов сельского гостеприимства = 2 × 1 = 2.
Тпр= | ∑Д(18)×(кп(0,3)+кмпр(0,3)+кмр(1)+кмп(1)+кбо(1)+ коир(0,9)+ косг(2)) | =2340 баллов |
куд (0,05) |
∑Д – сумма баллов за достопримечательности;
куд – коэффициент удаленности = количество часов × 0,1
кп – коэффициент путей = количество путей × 0,1
кмпр – коэффициент мест прибытия = количество мест прибытия × 0,1
кмр – коэффициент мест размещения = количество мест × 0,1
кмп – коэффициент мест питания = количество мест питания × 0,1;
кбо – коэффициент баз отдыха = количество баз отдыха в сельской местности × 0,2;
коир - коэффициент охотхозяйств и рыбхозов = количество охотхозяйств и рыбхозов × 0,3;
косг - коэффициент объектов сельского гостеприимства = количество объектов сельского гостеприимства × 1.
Аналогично проводится подсчет по другим районам исследуемой территории и выбираются самые перспективные. Именно эти районы при целевом финансировании и правильном подходе, в первую очередь экономическом и сервисном базисе, способны стать полюсами роста по развитию внутреннего и въездного туризма на исследуемой территории.
По результатам проведённой характеристики и изучения муниципальных районов проводится их конкурентный анализ с использованием метода экспертных оценок (в качестве экспертов выступают авторы работ). Пример оформления и структуры показателей конкурентного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Конкурентный анализ потенциала изучаемых