Нормативные правовые акты




Конституция РФ — Конституция Российской Федера­ ции, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с уметом поправок, внесенных Законами Российской Фе­дерации о поправках к Конституции Российской Федера­ ции от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)

АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Рос­сийской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об ад­министративных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3

УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Россий­ской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

Закон о Конституционном Суде — Федеральный кон­ституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации»

Закон о статусе судей — Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон о судах общей юрисдикции — Федеральный кон­ституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О су­дах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Закон о судебной системе — Федеральный конституци­онный закот от 31 декабря 1995 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

 

Органы власти

МВД России — Министерство внутренних дел Россий­ской Федерации

МИД России — Министерство иностранных дел Рос­сийской Федерации

Минобороны России — Министерство обороны Россий­ской Федерации

Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации

ФМС Рэссии — Федеральная миграционная служба

ФСБ России — Федеральная служба безопасности

ФСИН России — Федеральная служба исполнения на­казаний

ФСКН России — Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

ФССП России — Федеральная служба судебных при­ставов

ФТС России — Федеральная таможенная служба

 

Прочие сокращения

абз. — абзац (-ы)

гл. — глава (-ы)

п. — пункт (-ы)

поди. — подпункт (-ы)

разд. — раздел (-ы)

РФ — Российская Федерация

ст. — статья (-и)

ч. — часть (-и)

 

 

Глава 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

После изучения настоящей главы студент должен:

знать: предмет и метод курса «Правоохранительные органы в Россий­ской Федерации»; понятие и виды правоохранительных органов и право­охранительной деятельности;

уметь: показать взаимосвязь курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами; объ­яснить место правоохранительных органов в системе органов государства; кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохра­нительных органов;

владеть: юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса «Правоохранительные органы в Российской Феде­рации»; понятийным аппаратом, принятым для характеристики право­охранительных органов и правоохранительной деятельности; навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.

 

1.1. Предмет и система курса

«Правоохранительные органы Российской Федерации»

 

Учебный курс «Правоохранительные органы Россий­ской Федерации» является комплексной юридической дис­циплиной, изучающей совокупность норм различных от­раслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.

В настоящее время не существует единого понятия пра­воохранительных органов и правоохранительной деятель­ности. В учебной литературе встречаются трактовки терми­на «правоохранительные органы» в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организа­ции, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.

В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).

Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.

К основным признакам правоохранительной деятельно­сти принято относить следующие:

1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;

2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;

3) осуществляется специально уполномоченными зако­ном субъектами, наделенными особым статусом;

4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.

В курсе «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:

● конституционный контроль;

● осуществление правосудия;

● прокурорский надзор;

● выявление и расследование преступлений;

● оперативно-розыскная деятельность;

● охрана общественного порядка;

● обеспечение государственной безопасности;

● оказание квалифицированной юридической помощи;

● удостоверение бесспорных прав и фактов.

В структуре курса выделяются три части: общая, особен­ная, специальная.

В общей части рассматриваются основные теоретиче­ские положения курса (понятие и признаки судебной вла­сти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).

Особенная часть посвящена организации и деятельно­сти конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.).

В специальной части курса изучается организация и де­ятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.

 

 

1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами

 

Вводный характер курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» предполагает его взаимодействие с другими учебными дисциплинами.

Для того чтобы освоить курсы, предметом которых яв­ляются отрасли права (конституционное, административ­ное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий мето­дический и лексический инструментарий.

Наряду с курсом теории государства и права учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» создает фундамент для глубокого изучения и по­нимания целого ряда отраслевых предметов.

Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория госу­дарства и права» и «Правоохранительные органы Россий­ской Федерации». В учебных заведениях данные дисципли­ны изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государ­ства, правовой системе и системе права, формах государ­ственного устройства, теории разделения властей, институ­тах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах право­судия, подзаконности судебной и правоохранительной дея­тельности. Общие теоретические понятия источников пра­ва, нормативных актов находят здесь выражение в изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предваритель­ного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций.

Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Феде­рации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».

Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Су­дебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верхов­ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также прин­ципы построения и система органов прокуратуры. По мне­нию ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов го­сударства.

Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном го­сударстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и су­дов субъектов РФ).

Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осу­ществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процес­се; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах.

Если в курсе «Конституционное право Российской Фе­дерации» изучаются конституционные основы статуса су­дей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (по­нятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юри­дическое образование, имеют разделы курса, в которых изучаются организационные и инстанционные связи между судами.

В полном объеме характеристики каждого судебно­го полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуаль­ного права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы».

Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судо­устройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оцен­ка доказательств, разграничение функции председатель­ствующего и присяжных заседателей и др.).

В аспекте судоустройства институт присяжных заседа­телей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных канди­датов, оснований освобождения от данной деятельности.

В курсах «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются поня­тие предварительного расследования, его виды, система ор­ганов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН Рос­сии до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей.

Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также не­которые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вы­текающих из административных правоотношений, — арби­тражным судам.

Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Россий­ской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности.

В курсе «Правоохранительные органы Российской Фе­дерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятель­ности прокуратуры, система ее органов, функции и основ­ные направления деятельности, правовой статус прокурор­ских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор».

В меньшей степени данный курс связан с материаль­ными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных ор­ганизации судебной системы, затрагиваются вопросы ком­петенции судов различных видов и звеньев. Так, рассма­тривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частно­сти, относятся уголовные, гражданские и административ­ные дела, указанные в законе. Таким образом, составы пре­ступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических во­просов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия.

В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные орга­ны в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что составляет предмет курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»?

2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете?

3. Назовите основные признаки правоохранительной деятель­ности.

4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе.

5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Рос­сийской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?

 

Рекомендуемая литература

1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Рос­сийской Федерации: курс лекций. — М., 2008.

2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко,

Н. Власенко. — М., 2005.

4. Ершов, В. В. Судебная система России: учеб. пособие /

В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.

5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы ре­формирования. — Курск, 2002.

6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности кон­ституционного регулирования, судебного строительства и судеб­ной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов,

Г. Павлинов. — М., 2007.

7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.

8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Доку­менты: в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

9.Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: про­блемы становления и развития. — М., 2001.

10 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: