Глоссарий по психофизиолгии




1. Анализатор – система чувствительных нервных образований, воспринимающая и анализирующая различные внешние и внутренние раздражения

2. Аффекты – эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями.

3. Альфа - ритмы – ритмы ЭЭГ, характерны для спокойного бодрствования, лучше всего выражены в затылочных отделах.

4. Бетта-ритмы — ритмы ЭЭГ, проявляющиеся в состоянии активного бодрствования. Наиболее сильно выражены в лобных долях.

5. Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

6. Восприятие — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.

7. Вторая сигнальная система - составляет временные связи, в которых условными раздражителями являются слова, с помощью которых человек обозначает предметы и явления.

8. Гиппокамп — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную).

9. Голубое пятно — ядро, расположенное в стволе мозга на уровне моста, часть ретикулярной формации

10. Гамма-ритм — колебания потенциалов ЭЭГ, наблюдается при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания.

11. Детекторы – особый тип нейронов, которые избирательно реагируют на некоторые физические свойства

12. Доминанта – очаг возбуждения в ЦНС, обладающий восприимчивостью ко всем приходящим в нее раздражителям и способный оказать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров.

13. Дофамин — нейромедиатор, вырабатываемый в мозгу людей и животных

14. Дельта-ритм — ритм ЭЭГ, возникает как при глубоком естественном сне, так и при наркотическом, а также при коме

15. Дистрессор – стресс, оказывающий отрицательный воздействия на организм дезорганизующий влияние на деятельность и поведение.

16. Интуиция — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

17. Импринтинг — специфическая форма научения у новорожденных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних

18. Кольцо Папеца - концептуальные нейронные цепи лимбической системы, принимающие участие в управлении эмоциями.

19. Классы нейронов – различают по положению в рефлекторной дуге, морфологическим особенностям, по форме клетки и количеству отростков. (Сенсорные, нейроны цели, нейроны целевых движений, командные, ожидания, новизны, поискового поведения, нейроны места и среды).

20. Кортизол — биологически активный гормон, играет ключевую роль в защитных реакциях организма на стресс.

21. Каппа-ритм — ритм ЭЭГ, наблюдается при подавлении альфа-ритма в других областях в процессе умственной деятельности.

22. Лимбическая система — совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.

23. Мотивация — динамический процесс психофизиологического плана, побуждающий к действию.

24. Мышление — психический процесс получения знания о свойствах предметов, явлений и закономерных связей между ними.

25. Мю-ритм – аркообразные волны, регистрируемые в состоянии бодрствования в области роландовой извилины.

26. Настроение — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.

27. Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

28. Нейронаука – комплекс научных дисциплин, которые занимаются изучением нервной системы на разных уровнях от молекулярного до целого организма.

29. Нейрогормоны – физиологически активные вещества, вырабатываемые особыми нейронами — нейросекреторными клетками.

30. Нейрорецепция – процесс восприятия и преобразования воздействующего на клетку химического сигнала в адекватный физиологический и биохимический ответ клетки.

31. Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.

32. Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

33. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

34. Обучение — целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.

35. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на рецепторы и нервные центры коры головного мозга.

36. Сознание — высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов.

37. Стресс — общая реакция организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.

38. Стрессор — фактор, вызывающий состояние стресса.

39. Тета-ритм — ритм ЭЭГ, в котором мозг находится в состоянии повышенной восприимчивости. (Способствует глубокой релаксации головного мозга, памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, пробуждению индивидуального творчества и талантов).

40. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой.

41. Функциональная система – объединение органов и систем, образующееся для достижения полезного приспособительного результата.

42. Центр Вернике — сенсорный центр, расположен в височной зоне - связан с восприятием устной речи.

43.Центр Брока — расположен в нижней части лобных извилин, является двигательным центроммышц языка.

44.Чёрная субстанция — расположена в ножках мозга, ответственна за бессознательные и автоматические движения, участвует в регуляции тонуса мышц и голосового аппарата.

45. Электромиография — метод регистрации биоэлектрических потенциалов скелетных мышц.

46. Электроокулография (ЭОГ) — метод исследования глазных мышц и наружного слоя сетчатки.

47. Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод исследования деятельности головного мозга человека.

48. Энграмма — след памяти, сформированный в результате обучения (устойчивый след, оставленный психологическим впечатлением в коре головного мозга и составляющий основу памяти, опыта).

49. Эмоция — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

50. Ядерный магнитный резонанс (ЯМР)— метод исследования органов и тканей человека с использованием физического явления ядерно-магнитного резонанса.


Дополнительно знать!


1. Консолидация – укрепление, сращивание, воссоединение.
2. Реверберация – процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.
3. Иммунологическая память – способность иммунной системы отвечать более быстро и эффективно на антиген (патоген), с которым у организма был предварительный контакт.
4. Нейрологическая память – совокупность сложных процессов, обеспечивающих форми­рование адаптивного поведения организма.
5. Показатели кратковременной памяти 7±2 объекта на непродолжительное время. Долговременной памяти –

Механической памяти –

Логически-смысловой памяти –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: