Модуль 1 Качество как экономическая категория и объект управления




Тема 1.1 Вводная лекция.

 

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. В области качества произошла подлинная революция. Именно с помощью современных методов менеджмента качества многие известные зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках.

Российские предприятия пока ещё отстают в области применения современных методов управления качеством. Между тем повышения качества имеет поистине колоссальный потенциал. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Выпуск товара высокого качества связан как с их производством так и с рынком сбыта. Исследование рынка сбыта товаров показывает, что повышение качество товаров на 10% вызывает увеличение цены на 40%-50%, а при снижении качества цена товара снижается на 25%. Как показали исследования, если качество продукции на 50% ниже мирового уровня, то реализация XXI век будет характеризоваться дальнейшим развитием ме­тодов и подходов по улучшению не только качества управления, но и качества людей, и качества их жизни.

Большой вклад в развитие управления качеством внесли уче­ные разных стран. Они оказали большое влияние на развитие экономики целых стран и способствовали переходу к эпохе все­общего управления качеством, которое строится на гуманисти­ческих ценностях, в том числе и этических. Системы ценностей неразрывно связаны с системами авторитетов. Часть такой систе­мы авторитетов - великие учителя - творцы теорий, концепций, знаний в области качества.

В список великих учителей в области качества следует отнести: Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикава, А. Фейгенбаума, Т. Тагути, Т. Сейфи, Сигео Синга и ряд других специалистов.

Талгат Фатыхович Сейфи - один из самых ярких специалистов СССР в области качества. Он практически неизвестен за границей. А его вклад равнозначен достижениям великих учителей в области качества. Т. Сейфи - соавтор и создатель лучшей советской системы управления качеством КАНАРСПИ.

Сегодня в мире используют различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации определенных ключесвых принципов, таких как ориентация на протребителя, роль руководства и. т.д., а для этого необходимо изучать концепцию управления качеством.

Современная концепция управления деятельностью, управления бизнесом - это концепция, получившая в англоязычной литературе название Тоtа1 Оиаlity Мапаgетеnt (ТQМ). На смену идеям Тейлора, возникшим в начале века и, к сожалению, активно используемых в российской практике, пришли новые концепции и принципы управления качеством, значительная часть которых уже нашла отражение в международных стандартах.

Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передо­выми международными компаниями. Эти принципы составляют основу готовящегося обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000:

Первый принцип — ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функциони­рующему в условиях конкурентного рынка.

Второй принцип — роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.

Третий принцип — вовлечение работников. Это одно из ключе­вых положений TQM, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Четвертый принцип — процессный подход и органично с ним связанный пятый принцип — системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматриваются как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс — как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей».

Реализация этих принципов изменяет сложившиеся подходы к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура. Практика показала, что трудности и проблемы, обусловленные тем, что единые процессы обслуживаются организационно обособленными подразделениями, можно и нужно устранять путем использования группового подхода.

5 принцип — постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.

Шестой принцип — принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статисти­ческие методы контроля, анализа и регулирования,

Седьмой принцип — взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению как к внешним, так и внутренним поставщикам.

Необходимо иметь в виду, что современная концепция управления качеством - это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая, как показывает опыт, достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, в вооруженных силах и других сферах.

Предлагаемый Вашему вниманию модуль имеет практическую направленность, основывается на развитии применительно к российским условиям рыночной среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: