Тема 2.3. Методы определения показателей качества продукции




Модуль 2 Методологические основы управления качеством

Тема 2.1. Концепция всеобщего управления качеством (TQM)

 

Вопросы 1. Принципы TQM

2. Цели TQM

1. TQM позволяет представить широкое понимание качества. Эффективность TQM зависит от следующих условий:

- высшее должностное лицо на предприятии определяет политику в области качества;

- инвестиции вкладываются в людей, а не в оборудования;

- организационные структуры создаются или преобразуются под всеобщее управление качеством

Концепция TQM и концепция ИСО не только не противоречат друг другу, а наоборот – взаимно дополняют друг друга.

Концепция TQM базируется на 10 принципах:

1. Согласие с требованиями заказчика.

2. Оптимизация цепочек «заказчик-поставщик»

3. Изготовление нужной продукции.

4. Делать все правильно с первого раза.

5. Проведения измерений для оценки успеха.

6. Постоянное улучшение

7. Руководство, возглавляющее работу, служит примером.

8. Подготовка кадров.

9. Многоуровневость коммуникаций.

10. Признание достижений

2.Цели идеологии TQM представлены на рисунке 1

 

 
 

 


Рис. 1 Цели идеологии TQM

Тема 2.2 Квалиметрия как наука, ее роль и методы практического применения

Вопросы: 1. Основы квалиметрии

2. Система показателей качества продукции

Основы квалиметрии

Для управления качеством продукции и его повышения необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанной с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. В общем виде оценка уровня качества представлена на рисунке 2.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки.

 
 

 

 


Рис. 2. Этапы оценки уровня качества продукции

2 Показатели качества продукции.

Свойство продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики – это, например, соответствие изделия современному направлению моды, дизайну, цвету и т. д.

Количественная характеристика одного или несколько свойств продукции, составляющих её качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям её создания и эксплуатации или потребления 9например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изделия и т.д.), называется показателем качества продукции.

В таблице 1 представлена классификация показателей качества продукции.

 

Таблица 1-Показатели качества продукции

Признаки классификации Группы показателей качества продукции
По характеризуемым свойствам. Назначения (классификационные, функциональные, технической эффективности, конструктивные, состава и структуры). Надежности (безотказность, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости) Экономичного использования (сырья, материалов, топлива, энергии). Экономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, безопасности, экологические, патентно-правовые.
По способу выражения Выраженные в натуральных единицах (кг, м, баллы, безразмерные), выраженные в стоимостных единицах.
По применению для оценки Базовые, относительные
По количеству характеризуемых свойств Единичные, комплексные (групповые, обобщенные, интеграционные)

 

Тема 2.3. Методы определения показателей качества продукции

 

Вопросы 1 Субъективные методы определения ПКП.

2. Объективные методы определения ПКП

 

1. Для оценки уровня качества продукции важно определить показатели качества, т.е. найти их численные значения.

Показатели качества можно определить при помощи объективных методов (измерительный, регистрационный, расчетный) и субъективных (органолептический, социологический, экспертный). Во всех случаях следует стремиться применять объективные методы и отдавать предпочтение показателям, полученным этими методами.

Измерительным называется метод определения показателей качества продукции с помощью технических измерительных средств: весов, спидометров и др. приборов. Измерительным методом определяются такие показатели, как скорость движения и величина пробега автомобиля, ходимость шин и др.

Регистрационным методом называется определение показателей качества продукции на основе обнаружения и подсчета целочисленного количества событий или объектов.

Усиливающие средства - микроскоп, слуховые трубки, автоматические счетчики, магнитофоны, осциллограф. Подсчет количества событий или явлений может осуществляться, например, с помощью органов зрения, слуха человека - оператора, если момент наступления отказа может регистрироваться визуально, на слух или запах.

Регистрационным методом определяются такие показатели, как коэффициенты применяемости и унификации, повторяемости, интенсивности отказов.

Расчетный метод определения численных значений показателей качества продукции основан на вычислениях с использованием значений параметров, найденных другими методами. Этим методом определяется КПД, расход горючего на километр пробега, коэффициент готовности, производительность машины.

2. К субективным методам относятся:

Органолептический метод - метод определения численных значений показателей качества продукции на основе анализа восприятий органов чувств человека - зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса без применения технических измерительных или регистрационных средств.

Этим методом определяется, например: эстетические показатели, оказывающие эмоциональное воздействие на потребителей.

Социологический метод - метод определения показателей качества продукции на основе сбора и учета мнений ее фактических или возможных потребителей. Сбор мнений может производиться путем распространения специальных анкет - вопросов или организаций конференций, аукционов, дегустаций и др. Определение показателей качества товаров народного потребления.

Экспертный метод - метод определения показателей качества продукции на основе решения, принимаемого группой специалистов - экспертов. Определяются комплексные показатели качества.

Все показатели качества в целом называются технико-экономическими, поскольку они характеризуют как технические особенности продукции, так и экономическую эффективность ее применения и производства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: