Опыт управления качеством в Японии




Модуль 6 Диагностика систем управления качеством

Тема 6.1. Зарубежный опыт управления качеством

Вопросы: 1.Опыт управления качеством в Японии

.2. Опыт управления качества в США

3. Европейский опыт управления качеством

Современный этап развития научно-технического прогресса выдвигает в число первоочередных задач качество продукции, оказывающее значительное влияние на развитие экономики го­сударства.

В промышленно развитых странах мира активно ищут пути решения проблемы повышения качества товаров и услуг, кото­рые будут конкурентоспособны на мировом рынке.

На рис. 7 приведен путь развития методов и подходов к уп­равлению качеством, пройденный в течение XX столетия.

Пройденный путь развития качества в XX столетии подтвер­ждает постоянное совершенствование и усложнение деятельнос­ти, которую мы называем управлением качества.

Рис. 7. Путь развития управления качеством

 

XXI век будет характеризоваться дальнейшим развитием ме­тодов и подходов по улучшению не только качества управления, но и качества людей, и качества их жизни.

Большой вклад в развитие управления качеством внесли уче­ные разных стран. Они оказали большое влияние на развитие экономики целых стран и способствовали переходу к эпохе все­общего управления качеством, которое строится на гуманисти­ческих ценностях, в том числе и этических. Системы ценностей неразрывно связаны с системами авторитетов. Часть такой систе­мы авторитетов - великие учителя - творцы теорий, концепций, знаний в области качества.

В список великих учителей в области качества следует отнес­ти: Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикава, А. Фей-генбаума, Т. Тагути, Т. Сейфи, Сигео Синга и ряд других специ­алистов.

Опыт управления качеством в США

После Второй мировой войны США быстро стали наращивать производство бытовой и другой техники, чтобы удовлетворить потребности, возросшие во всем мире. О качестве не думали, вол­новал один вопрос - объемы производства.

Очень серьезной проблемой для промышленности Америки являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества. 20-25% всех текущих затрат американского предприятия шло да обнаружение и устранение дефектов продукции. Если приба­вить к этому затраты на ремонт или замену дефектных изделий, то суммарные расходы из-за низкого уровня качества составляли 30 и более процентов от издержек производства.

Большинство специалистов Америки считали низкое качество тормозом роста производительности труда и конкурентоспособ­ности.

Проблемы качества в США решали различными протекцио­нистскими мерами: тарифами, пошлинами, квотами, защищаю­щими американского производителя от конкурентов. Вопросы качества считались второстепенными.

В стране обратили внимание на вопросы повышения качества национальной продукции законодательная и исполнительна власть США. Был выдвинут лозунг - «Качество - прежде всего »

Конгресс США в 1987 году учредил национальные премии имени Малькольма Болдриджа, которые ежегодно присуждают­ся трем лучшим фирмам. Премии вручает президент США.

В заключение следует отметить следующие характерные осо­бенности американского опыта в области качества:

• контроль качества изготовления продукции с применением методов математической статистики;

• внимание к процессу планирования производства по каче­ственным показателям, административный контроль за ис­полнением планов;

• совершенствование управления фирмой.

Меры, принимаемые США с целью постоянного повышения качества продукции, позволили ликвидировать разрыв в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентоспособ­ность Америки на мировом рынке.

Опыт управления качеством в Японии

Опыт Японии убедительно показал, что повышение качества -это работа, которая никогда не кончается, и качеством занимаются на всех уровнях: государство - компании –рабочие- потребители.

В 1945 году, после Второй мировой войны, промышленность Японии была полностью разрушена. Японская техника значи­тельно отставала от американской. С 1949 года - в начале 50-х годов японские специалисты стали проходить обучение у веду­щих американских ученых по управлению качеством. Пройдя курс обучения у Э.Деминга и Дж.Джурана, они стали успешно применять полученные знания в промышленности.

Был внедрен цикл Деминга РВСА «планирование - выполнение - контроль - управляющее воздействие» на всех этапах жиз­ненного цикла от проектирования, производства, до сбыта продукции. Для управления технологическим процессом активно пользовались контрольные карты.

Всемирный конгресс по качеству 1987 г., состоявшийся в То­кио, характеризуя специфику японского опыта, отметил и такие его черты, как постоянное совершенствование организации про­изводства и повышения производительности труда.

Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продук­ции. Велика роль ответственности за качество непосредственного исполнителя. Каждый на своем рабочем месте трудится по прин­ципу: исполнитель следующей операции - твой потребитель. «Нормальному человеку стыдно работать плохо» - характерная философия, усвоенная сотрудниками всех фирм.

Для японской экономики присущ принцип поиска в управлении качеством новых методов, которые учитывали бы изменения эконо­мических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них. В современной экономической ситуации ключевыми моментами в обеспечении качества считается соответствие товара требованиям потребителя и экономичность системы. А система обес­печения качества, согласно японскому стандарту, - это совокупность средств, позволяющих экономично создавать товары и предоставлять услуги, удовлетворяющие потребности покупателя.

Новые методы обычно последовательно вводятся в уже дей­ствующую систему управления качеством, и практика показыва­ет, какие из них наиболее эффективны. Путем совершенствования методов и средств добиваются как можно более полного удов­летворения требований потребителей при соблюдении условия повышения экономичности производственного процесса.

Характерной особенностью стратегического планирования ка­чества на японской фирме является то, что ответственность за разработку долгосрочного плана управления качеством продук­ции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сро­ки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры.

В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3-5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке краткосрочного плана (на 6-12 месяцев). При подготовке краткосрочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, затем обсуждает его с руководителями подразделений фирмы. В результате обсуждения готовятся проекты планов для каждого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей кружков качества.

Такая процедура позволяет детализировать проекты планов, подготовить окончательный вариант плана фирмы, который утверждается руководством высшего звена. Таким образом, планирование качества распространяется на все подразделения фирмы и уровни управления. Важной особенностью такого способа планирования считается возможность для каждого работника фирмы включить в план действий «свою» задачу, которая, как правило, обязательно учитывается руководителем фирмы, что стимулирует творческие возможности сотрудников.

Система средств управления качеством включает изучение Рынка, НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) изделия, подготовку производства, обоснование закупок, обеспечение заказов, изготовление продукции, контроль Ячества, сбыт, послепродажный сервис, кадровые вопросы, обучение персонала и т.д.

В заключение следует выделить главное в отношении к каче­ству в Японии:

- активное внедрение научных разработок в области управления;

- широкое внедрение новых технологий;

- использование информационных технологий на всех стади­ях управления;

- постоянный анализ и контроль за производством;

- работа по повышению морально-этических норм работников с целью воспитания патриотизма к своей фирме с максимальным использованием их возможностей в реализации творческого потенциала личности, для достижения корпо­ративных интересов фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: