Описание обстоятельств дела




Задание 1.

Деловая игра «Подозреваемый картель на рынке авиационных перевозок»

Цель игры: выявление горизонтальных соглашений, имеющих своим Результатом ограничение конкуренции, в том числе согласованных дей­ствий, направленных на установление (поддержание) цен (тарифов).

Основные понятия: «товарный рынок», «монополистическая деятель­ность», «согласованные действия», «вертикальные и горизонтальные со­глашения», «направления согласованных действий», «картель».

Задачи игры

1 Определить товарные и географические границы рынка, структу­ру Рынка, наличие доминирующего положения.

2. Применить различные методы экономической диагностики для исследования деятельности хозяйствующих субъектов, функциониру­ющих на одном товарном рынке.

3. Организовать и провести экономическое расследование при при­знаках нарушения антимонопольного законодательства.

4. Определить форму согласованных действий, направленных на ог­раничение конкуренции.

Участники игры: авиакомпании, осуществляющие рейсы Новоси­бирск — Москва, антимонопольный орган (ТУ), арбитражный суд.

Описание обстоятельств дела

Введение: в июне N-го г. в центральной и региональной прессе появи­лись статьи о негативных процессах, происходящих на рынках авиаперевозок, преимущественно московского направления. Конкурентная борь­ба между фирмами достигла своего пика к июлю.

Ситуация на рынке: начало «тарифной войне» за сибирского пассажи­ра было положено в январе авиакомпанией «С». Компания находилась в тяжелом финансовом состоянии, а ее рейсы часто задерживались или отменялись. Чтобы хоть как-то удержать клиентов, «С» пошла на беспрецедентное понижение тарифов на самом прибыльном — москов­ском — рейсе, но конкурирующие авиакомпании возмутились, и компа­ния «С» привела цены почти в прежнее состояние.

В начале февраля компания «Т» приступила к реализации своей но­вой программы по активному продвижению на региональные рынки. На рейс Новосибирск — Москва вместо «Боинга-737» (100 посадочных мест) был поставлен «DS10-30» (300 мест), а тарифы снижены практически вдвое (до 5000 руб.). В ответ компании «С» и «В» также были вынуждены снизить цены.

Мнение участников рынка: участники рынка авиационных перевозок считали, что пострадавшей в этой «тарифной войне» будет авиакомпа­ния «С», которая не сможет долго работать с нулевой рентабельностью — при цене 5000 руб. за билет до Москвы.

Однако экономическая ситуация сложилась иначе. Демпинговые та­рифы на наиболее прибыльный московский рейс привели к увеличению пассажиропотока у всех перевозчиков (например, у «В» — на 10%, у «С» и «Т» — примерно на 30%). Произошло это за счет пассажиров из близле­жащих городов и в силу того, что авиабилет сравнялся по цене с железно­дорожным.

Тем не менее такая ситуация устраивала далеко не всех. Увеличение числа пассажиров на одном московском рейсе «С» косвенным образом привело к снижению пассажиропотока на всех других, например на мар­шруте Новосибирск — Санкт-Петербург. В результате доля компании на рынке за полгода снизилась на 15—25%. Определенные неудобства от та­рифной войны испытывала и компания «В», которая в отличие от других авиакомпаний осуществляла полеты в близлежащие к Новосибирску го­рода. Тарифная война привела к дестабилизации рынка авиационных пе­ревозок. Многие московские рейсы из других сибирских городов не осу­ществлялись (в Надыме, Мирном, Барнауле, Томске), а некоторые просто пришлось отменить (например, компания «В» отказалась от рейса Кеме­рово — Москва). Поэтому неудивительно, что первыми на перемены ре­шились именно компании «В» и «С». С начала июля они ввели в действие антидемпинговое соглашение, а тариф на московский рейс увеличили с 6000 до 9000 руб.

По мнению руководителей компаний, региональные пассажиры будут летать из своих портов, а авиационная ситуация в регионе стабилизируется.

Предполагается, что к антидемпинговому соглашению перевозчиков присоединятся компании «Т» и «А». Региональный представитель «А» по Западной Сибири сообщил, что компания действительно будет в бли­жайшее время повышать тарифы, но не так резко, как инициаторы анти­демпингового соглашения. Впрочем, пока «А» погоды на региональном рынке не делает, так как ориентируется в основном на пассажиров своих международных рейсов и в зависимости от их расписания формирует внутренние рейсы. В то же время от ценовой политики компании «Т» на данном рынке зависит многое. Однако региональный представитель «Т» отметил, что никаких изменений в ценовой политике пока не планиру­ется и компания может себе позволить не идти на поводу у коллег, хотя изменение тарифов возможно, если изменится конъюнктура рынка.

Руководители ряда региональных авиационных предприятий счита­ют, что стратегия «Т» ведет к вытеснению мелких региональных авиа­компаний.

Структура рынка: на рынке перевозок на линиях Новосибирск — Москва — Новосибирск, обслуживающих пассажиров в аэропорту «Толмачево», работает шесть авиакомпаний. Объемы перевозок и их доля на рынке представлены в таблице.

 

Наименование компании Количество пассажиров Доля на рынке, %
В    
С    
А    
Т    
Б    
Ч    
Итого    

 

Рынок авиаперевозок пассажиров на линиях Новосибирск — Моск­ва — Новосибирск следует считать рынком высокой степени концентра­ции с коэффициентом концентрации СR-3, равным 87%.

Информация территориального антимонопольного управления, получен­ная в ходе расследования

В течение четырех месяцев ТУ наблюдало за процессами, происхо­дящими на данном рынке. У всех авиакомпаний были запрошены мате­риалы:

• о тарифах на перевозку пассажиров по различным направлениям, сроках и порядке их установления, условиях продаж, скидках и льготах;

• о процедуре планирования и ценообразования;

• об объемах перевозок пассажиров по всем направлениям и на! Москву.

На основе полученной от субъектов информации были проанализиро­ваны тарифы на перевозку пассажиров за период с 1 июня по 4 октября.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: