Федеральная служба безопасности РФ




 

По своему статусу ФСБ России представляет единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, решает задачи по обеспечению безопасно­сти Российской Федерации. Федеральная служба безопас­ности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности, защиты и охраны Го­сударственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономиче­ской зоны, континентального шельфа и их природных ре­сурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов ФСБ Рос­сии, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной вла­сти. Она представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, ре­шающих задачи по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов ФСБ России составляют Конституция РФ, Федеральный закон «О фе­деральной службе безопасности» (далее в этой главе — За­кон о ФСБ), другие федеральные законы, указы и распо­ряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, международные договоры РФ[148]. Руко­водит деятельностью ФСБ России Президент РФ, который и определяет структуру ее органов.

В свою очередь, на Правительство РФ возложена коор­динация деятельности ФСБ России в части, касающейся ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности является юридиче­ским лицом, имеет действительное и условное наимено­вания, эмблему, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, соответствующие пе­чати, штампы, счета, в том числе валютные, в банках и дру­гих кредитных организациях.

Возглавляет ФСБ России директор, который назначает­ся на должность и освобождается от нее Президентом РФ. /I и ректор ФСБ России имеет одного первого заместителя директора ФСБ России, одного первого заместителя — ру­ководителя Пограничной службы ФСБ России и двух за­местителей директора ФСБ России.

Директор организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в системе органов федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц ор­ганов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых и иных вопросов. Он информирует Президента РФ и Председателя Правитель­ства РФ по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск ФСБ, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед ФСБ России, осуществляет другие полно­мочия в соответствии с Положением о Федеральной служ­бе безопасности Российской Федерации.

В состав руководства ФСБ России входят руководители служб и управлений.

Все перечисленные должностные лица вправе пред­ставлять ФСБ России во взаимоотношениях с Прави­тельством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, законодательными (представительными) и судебными органами государственной власти РФ, а также осущест­влять согласование проектов нормативных правовых ак­тов Президента РФ и Правительства РФ и вести перепи­ску от имени ФСБ России по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В ФСБ России образуется коллегия в составе дирек­тора ФСБ России (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск.

Численность и состав коллегии ФСБ России утвержда­ются директором ФСБ России.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения. Решения коллегии прини­маются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.

В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту РФ. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту РФ.

В тех случаях, когда решения принимаются на совмест­ных заседаниях коллегии ФСБ России и других федераль­ных органов исполнительной власти, они оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления орга­нами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, уважения и соблюдения прав и свобод челове­ка и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, тер­риториальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаи­мовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

При осуществлении органами ФСБ России своей дея­тельности запрещается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, прямо предусмо­тренных законом (ст. 7 Закона о безопасности).

Государственные органы, предприятия, учреждения, ор­ганизации, общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов ФСБ России в слу­чае ограничения своих прав и свобод, а также требовать от органов ФСБ России возмещения морального и матери­ального ущерба, причиненного действиями должностных лиц ФСБ России при исполнении ими служебных обязан­ностей.

Полученные в процессе деятельности органов ФСБ Рос­сии сведения о частной жизни, затрагивающие честь и до­стоинство гражданина или способные повредить его закон­ным интересам, не могут сообщаться органами ФСБ России кому бы то ни было без добровольного согласия граждани­на, за исключением случаев, предусмотренных федераль­ными законами. Если сотрудниками органов ФСБ России допущены нарушения прав и свобод человека и граждани­на, то руководитель Службы, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, воз­мещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Структуру органов ФСБ России составляют:

1) федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности (центральный аппарат);

2) управления (отделы) федерального органа исполни­тельной власти в области обеспечения безопасности по от­дельным регионам и субъектам РФ (территориальные ор­ганы безопасности);

3) управления (отделы) федерального органа испол­нительной власти в области обеспечения безопасности н Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

4) управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасно­сти по пограничной службе (пограничные органы);

5) другие управления (отделы) федерального органа ис­полнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов ФСБ России (другие органы безопасности);

6) авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обе­спечения деятельности ФСБ России.

Территориальные органы безопасности, органы безопас­ности в войсках, пограничные органы и другие органы безо­пасности являются территориальными органами федераль­ного органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

При ФСБ России действует Академия криптографии РФ, Устав которой утверждает Президент РФ.

Центральный аппарат ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и по­граничные органы могут иметь в своем составе подразделе­ния, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов ФСБ России, управленческие и обе­спечивающие функции.

Управления (отделы) ФСБ России в отдельных регио­нах и субъектах РФ и приравненные к ним управления (от­делы) в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления создают­ся ФСБ России и находятся в ее прямом подчинении.

Начальники управлений (отделов) ФСБ России по ре­гионам и субъектам РФ назначаются на должность и осво­бождаются от нее Президентом РФ по представлению ди­ректора ФСБ России.

Низовым звеном системы органов ФСБ России являют­ся отделы и отделения в административно-территориаль­ных единицах. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от нее директором ФСБ России.

Назначение, основные задачи, направления деятельно­сти и функции ФСБ России, полномочия ее органов, а так­же порядок контроля и надзора за деятельностью органом ФСБ России определены Законом о ФСБ, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федера­ции, Положением об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, других войсках, во­инских формированиях и органах (органах безопасности в войсках).

В соответствии с этими правовыми актами деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим ос­новным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с преступностью и террористической деятель­ностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

Контрразведывательная деятельность — деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по вы­явлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направ­ленной на нанесение ущерба безопасности Российской Фе­дерации.

Основаниями для осуществления органами ФСБ Рос­сии контрразведывательной деятельности в соответствии со ст. 9 Закона о ФСБ являются:

- наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностран­ных государств, а также отдельных лиц, направленной на на­несение ущерба безопасности Российской Федерации;

- необходимость обеспечения защиты сведений, со­ставляющих государственную тайну;

- необходимость изучения (проверки) лиц, оказыва­ющих или оказавших содействие органам ФСБ России на конфиденциальной основе;

необходимость обеспечения собственной безопасно­сти.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными закона­ми. В процессе контрразведывательной деятельности орга­ны ФСБ России вправе использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности регламентируется нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения без­опасности.

Осуществление контрразведывательной деятельности, затрагивающей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, допу­скается только на основании судебного решения в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Та же деятельность, затрагивающая неприкосновенность жилища граждан, допускается только в случаях, установ­ленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

В необходимых случаях для получения судебного реше­ния на право осуществления контрразведывательной дея­тельности суд вправе потребовать от органов ФСБ России представить служебные документы, касающиеся оснований для осуществления контрразведывательной деятельности (за исключением оперативно-служебных документов, со­держащих сведения о лицах, оказывающих или оказавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразве­дывательной деятельности).

Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью и террористической деятельностью за­ключается в проведении оперативно-розыскных мероприя­тии по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных органи­заций, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

К одной из главных функций органов ФСБ России в рамках борьбы с преступностью относится их процессу­альная деятельность по расследованию преступлений, т.е. производство ими дознания и предварительного следствия. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание произ­водится дознавателями пограничных органов ФСБ России по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 УК РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключитель­ной экономической зоне Российской Федерации» и ст. 256 УК РФ «Незаконная добыча водных животных и расте­ний», ч. 1 ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение Государ­ственной границы Российской Федерации», ч. 1 ст. 323 УК РФ «Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации».

Следователи органов ФСБ России производят предва­рительное следствие по уголовным делам в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 151 УПК РФ. В основном это дела, связанные с группой преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства (например, шпионаж, го­сударственная измена и т.д.).

Согласно ч. 2 ст. 157 УПК РФ неотложные следствен­ные действия по этим преступлениям вправе производить и оперативные подразделения ФСБ России.

Федеральными законами и иными нормативными пра­вовыми актами федеральных органов государственной вла­сти на органы ФСБ России могут возлагаться и другие за­дачи в сфере борьбы с преступностью.

При необходимости эту деятельность органы ФСБ Рос­сии организуют во взаимодействии с другими правоохрани­тельными органами. Предусмотрено создание совместных следственно-оперативных групп (бригад) в целях объ­единения усилий следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и других правоохранитель­ных органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных групп.

В состав следственно-оперативных групп (бригад) включаются следователи, сотрудники оперативных подразделений и служб обеспечения, специалисты-криминалисты органов следственного комитета, внутренних дел и безопас­ности, а также других правоохранительных органов.

Основаниями создания следственно-оперативных групп (бригад) являются возбуждение и расследование сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональ­ных организованных групп, а также большой объем след­ственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголов­ным делам.

Следователи органов безопасности включаются в со­став следственно-оперативных групп (бригад) и уча­ствуют в расследовании уголовного дела лишь в рамках отнесенного к их подследственности преступления. Опе­ративные сотрудники органов безопасности могут вклю­чаться в состав следственно-оперативных групп (бригад) независимо от подследственности, если в рамках уголов­ного дела реализуются оперативные материалы органов безопасности.

Деятельность органов ФСБ России в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Феде­ральным законом «Об оперативно-розыскной деятельно­сти», уголовным и уголовно-процессуальным законода­тельством РФ, Законом о ФСБ, указами Президента РФ[149], совместными приказами директора ФСБ России, Генераль­ного прокурора РФ и министра внутренних дел РФ.

Разведывательная деятельность осуществляется орга­ном внешней разведки федерального органа исполнитель­ной власти в области обеспечения безопасности в соответ­ствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Порядок взаимодействия органа внешней разведки фе­дерального органа исполнительной власти в области обе­спечения безопасности с другими органами внешней раз­ведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглаше­ниями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Пограничная деятельность ФСБ России связана с охра ной и защитой Государственной границы РФ и направлена на обеспечение соблюдения режима Государственной гра­ ницы РФ, пограничного режима и режима пропуска черва Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений, выявление, преду­преждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение в пределах своей компетенции режима чрезвычайного положения, участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций[150].

Полномочия ФСБ России по защите и охране экономи­ческих и иных законных интересов Российской Федерации распространяются в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентально­го шельфа РФ, а также за пределы исключительной эко­номической зоны РФ в целях охраны запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации (ст. 11.1 Закона о ФСБ).

Контроль за деятельностью органов ФСБ России осу­ществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и судебные органы в пределах полно­мочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Го­сударственной Думы Федерального Собрания РФ в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ России в порядке, определяемом законодательством РФ.

Надзор за исполнением органами ФСБ России законов РФ осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномо­ченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказавших орга­нам ФСБ России содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осу­ществления деятельности органов ФСБ России в предмет прокурорского надзора не входят.

Служба в органах ФСБ России является разновидно­стью государственной службы. Комплектуются органы ФСБ России военнослужащими и гражданским персона­лом. Военнослужащие органов ФСБ России (за исклю­чением военнослужащих, проходящих военную службу но призыву), а также лица из числа гражданского персона­ла, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов ФСБ России.

Лицо, претендующее на определенную должность при поступлении в органы ФСБ России на службу, должно иметь гражданство Российской Федерации и быть способ­ным по своим личным и деловым качествам, возрасту, об­разованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Военнослужащие органов ФСБ России проходят воен­ную службу в соответствии с законодательством РФ о про­хождении военной службы с учетом особенностей, обуслов­ленных спецификой выполняемых ими обязанностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: